Понедельник
10 ФевРазмышление о «работе с будущим»
Все больше интереса в мире проявляется к техникам по прорисовке личного будущего – расширение временных горизонтов, постановка вопросов относительного своего будущего, определение существенных перспектив и внешних обстоятельств, которые могут на него повлиять.
С Верой Даниловой в неформальном сетевом сообществе Лаборатория интерактивного вопрошания при помощи студентов магистратуры тьюторства МГПУ мы разрабатываем и тестируем несколько разных типов подобных техник. Две из них «Тьюторские планшеты» и «Персональный импульс» основаны на разработках Московского методологического семинара, в частности на схеме «шаг развития» и ортогональных досках. Подробнее об этом опыте изложено в статье В. Е. Карастелев, В. Л. Данилова Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании // Мир образования – образование в мире. – 2024. – №2(94). – С. 174 – 192. DOI: 10.51944/20738536_2024_2_174.
Внимание! 25 февраля 2025 г. с 14.00 до 16.00 по московскому времени Вера Леонидовна Данилова будет отвечать на вопросы относительно упомянутой выше статьи. Свои вопросы оставляйте на sBoard. После этого пришлите запрос на доступ к встрече на e-mail vprutin@gmail.com
Название техники «Персональный импульс» было подсказано самими студентами, которые отмечали, что получили в результате ее прохождения импульс в смене своего отношения к настоящему: от «жить одним днем» к обнаружению себя в настоящем в качестве проактивно действующего лица.
3 февраля 2025 г. в рамках Межконкурсной образовательной программы Московского открытого профессионального Конкурса «Тьютор года-2025» я провел мастерскую, где участники попробовали на себе технику «Персональный импульс». В конце я предложил участникам по желанию прислать мне свои размышления и в ответ получил несколько текстов. С разрешения Татьяны Фитиной (на фото), студентки 1 курса магистратуры тьюторства МГПУ (г.Челябинск) я публикую ее размышления.
Предыстория. Несколько лет для меня работа с будущим воспринималась только через постановки целей, бесконечное целеполагание, достигаторство, давление социума, что нужно думать о будущем, иначе… И все к чему это приводило, это выгорание, обесценивание себя и того, что достигнуто, потому как делалось все на какой-то гонке: надо, должна, снова надо, снова должна… Поэтому в какой-то момент наступил кризис и желание смотреть в будущее, особенно далеко заблокировалось, наступил момент, когда решила попробовать по-другому: жить настоящим, лишь имея какой-то ориентир на будущее. И любые техники, связанные с будущим, встречали сопротивление.
И вот, на протяжение первого семестра обучения в тьюторской магистратуре, я снова и снова сталкиваюсь с вопросами о будущем. И выступление Вадима Евгеньевича Карастелева о «работе с будущим» через вопрошание сложило всю картинку полностью и перевернуло мое отношение к «работе с будущим». Я сама с другим отношением, пониманием и осознанием выполняла второй раз технику «Персональный импульс». Для меня вопросы из будущего стали отправной точкой моего настоящего: «Что уже сейчас я хочу изменить, чтобы мой путь был осмысленным и интересным?». Я увидела себя сразу с двух сторон и как тьюторанта, и как тьютора.
И стоит признать тот факт, что все люди думают о будущем, в том числе и подростки, для которых оно в основном туманно и непонятно. И на мой взгляд тьютор работает как раз в таких ситуациях, когда у тьюторанта (будь то подросток или взрослый) нет ясной картины своего будущего. Начинается поиск интересов и жизненных смыслов в настоящем с некой опорой на прошлое и взглядом в будущее.
Одна из техник вопрошания такая, как «Персональный импульс», может помочь без прорисовки какой-то четкой яркой иллюзорной картинки будущего, через вопросы увидеть путь к будущему, увидеть процесс. Идти в будущее постоянно набираясь, приобретая, обрастая чем-то новым. И мне видится так, что тьютор может через именно такую «работу с будущим» (через вопросы о смыслах и ценностях), помочь тьюторанту увидеть ценность самого пути. И условно пункт «Б» будет уже не конечной точкой, а лишь промежуточным звеном к следующими пункту «Б1» и так дальше. Я вижу «работу с будущим», как работу со смыслами тьюторанта.
Мне понадобилось полгода, чтобы изменить свое отношение к вопросам и увидеть их ценность, в том числе и для «работы с будущим», т.е. тем куда твой взор направлен!