Размышление о «работе с будущим»
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Размышление о «работе с будущим»

Размышление о «работе с будущим»

Все больше интереса в мире проявляется к техникам по прорисовке личного будущего – расширение временных горизонтов, постановка вопросов относительного своего будущего, определение существенных перспектив и внешних обстоятельств, которые могут на него повлиять. 

С Верой Даниловой в неформальном сетевом сообществе Лаборатория интерактивного вопрошания при помощи студентов магистратуры тьюторства МГПУ мы разрабатываем и тестируем несколько разных типов подобных техник. Две из них «Тьюторские планшеты» и «Персональный импульс» основаны на разработках Московского методологического семинара, в частности на схеме «шаг развития» и ортогональных досках. Подробнее об этом опыте изложено в статье В. Е. Карастелев, В. Л. Данилова Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании // Мир образования – образование в мире. – 2024. – №2(94). – С. 174 – 192. DOI: 10.51944/20738536_2024_2_174. 

Внимание! 25 февраля 2025 г. с 14.00 до 16.00 по московскому времени Вера Леонидовна Данилова будет отвечать на вопросы относительно упомянутой выше статьи. Свои вопросы оставляйте на sBoard. После этого пришлите запрос на доступ к встрече на e-mail vprutin@gmail.com

Название техники «Персональный импульс» было подсказано самими студентами, которые отмечали, что получили в результате ее прохождения импульс в смене своего отношения к настоящему: от «жить одним днем» к обнаружению себя в настоящем в качестве проактивно действующего лица.

3 февраля 2025 г. в рамках Межконкурсной образовательной программы Московского открытого профессионального Конкурса «Тьютор года-2025» я провел мастерскую, где участники попробовали на себе технику «Персональный импульс». В конце я предложил участникам по желанию прислать мне свои размышления и в ответ получил несколько текстов. С разрешения Татьяны Фитиной (на фото), студентки 1 курса магистратуры тьюторства МГПУ (г.Челябинск)  я публикую ее размышления.

 Предыстория. Несколько лет для меня работа с будущим воспринималась только через постановки целей, бесконечное целеполагание, достигаторство, давление социума, что нужно думать о будущем, иначе… И все к чему это приводило, это выгорание, обесценивание себя и того, что достигнуто, потому как делалось все на какой-то гонке: надо, должна, снова надо, снова должна… Поэтому в какой-то момент наступил кризис и желание смотреть в будущее, особенно далеко заблокировалось, наступил момент, когда решила попробовать по-другому: жить настоящим, лишь имея какой-то ориентир на будущее. И любые техники, связанные с будущим, встречали сопротивление.

И вот, на протяжение первого семестра обучения в тьюторской магистратуре, я снова и снова сталкиваюсь с вопросами о будущем. И выступление Вадима Евгеньевича Карастелева о «работе с будущим» через вопрошание сложило всю картинку полностью и перевернуло мое отношение к «работе с будущим». Я сама с другим отношением, пониманием и осознанием выполняла второй раз технику «Персональный импульс». Для меня вопросы из будущего стали отправной точкой моего настоящего: «Что уже сейчас я хочу изменить, чтобы мой путь был осмысленным и интересным?». Я увидела себя сразу с двух сторон и как тьюторанта, и как тьютора. 

И стоит признать тот факт, что все люди думают о будущем, в том числе и подростки, для которых оно в основном туманно и непонятно. И на мой взгляд тьютор работает как раз в таких ситуациях, когда у тьюторанта (будь то подросток или взрослый) нет ясной картины своего будущего. Начинается поиск интересов и жизненных смыслов в настоящем с некой опорой на прошлое и взглядом в будущее.

Одна из техник вопрошания такая, как «Персональный импульс», может помочь без прорисовки какой-то четкой яркой иллюзорной картинки будущего, через вопросы увидеть путь к будущему, увидеть процесс. Идти в будущее постоянно набираясь, приобретая, обрастая чем-то новым. И мне видится так, что тьютор может через именно такую «работу с будущим» (через вопросы о смыслах и ценностях), помочь тьюторанту увидеть ценность самого пути. И условно пункт «Б» будет уже не конечной точкой, а лишь промежуточным звеном к следующими пункту «Б1» и так дальше. Я вижу «работу с будущим», как работу со смыслами тьюторанта.

Мне понадобилось полгода, чтобы изменить свое отношение к вопросам и увидеть их ценность, в том числе и для «работы с будущим», т.е. тем куда твой взор направлен!

 

 

Related Posts

Без рубрики, Цифровая среда. Вопрошание
Максим Богданов: “Вопрошание как способ быть честным с собой: опыт магистерского зачёта, который мы придумали сами”

14 июня 2025 года в третий раз мы собираемся вместе, чтобы поделиться уникальным опытом и прокачать навыки интерактивного

Тьюторская магистратура, Цифровая среда. Вопрошание
Тамара Боровкова: “Что меня заставило принять решение – поступить в московскую тьюторскую магистратуру?”

Я, Боровкова Тамара Ивановна, выпускница московской магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» 2013 года. Моим научным руководителем магистерской

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости