Экзамен - место для вопросов студентов (к себе и миру)?
 /  Тьюторская магистратура / Цифровая среда. Вопрошание / Экзамен - место для вопросов студентов (к себе и миру)?

Экзамен - место для вопросов студентов (к себе и миру)?

1 февраля 2025 г. для студентов 1 курса магистратуры тьюторства МГПУ прошел модульный семестровый экзамен, который направлен, с одной стороны, на рефлексию пройденного за 1 семестр, с другой — на определение практических областей для использования полученных за семестр знаний и опыта. Он был построен на вопросно-ответной (мыслительной) дешифровке с постановкой личностно значимых вопросов. Подобные экзамены проводятся с 2020 года и этот экзамен был пятнадцатым по общему счету. Подробнее об организации экзамена и его результатах можно прочитать в статье Карастелев В., Данилова В. Рефлексивная коммуникация как условие для проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры / Практикум интерактивного вопрошания.

Однако, описание проведения экзаменов для научного журнала не позволяет услышать живые отклики студентов, поэтому, с разрешения авторов, мы публикуем их ниже.

Первокурсница Екатерина Крохмаль, г. Вологда:

«Если у вас не такие экзамены как в тьюторской магистратуре МГПУ, то не зовите меня на них! Что же это за экзамен такой? Отвечу на этот вопрос через призму того, а что он мне дал?

Во-первых, это возможность подумать об кого-то. Обычно экзамен это про 5–40 минут индивидуального допроса, в данном случае это 3,5 часа плодотворной коммуникации с коллегами-расширить свои горизонты и свою призму восприятия информации. Вспомните, какая коммуникация за недавнее время была для вас продвигающая?

Во-вторых, это заряженность на действия. Хочется продолжить изучение интересных для себя тем и вопросов. Заглянуть в те моменты, которые озвучили одногруппники, которые ты упустил. Усилилось желание двигаться дальше, учиться и развиваться. Заряженность на какое действие хотели бы ощутить вы?

В-третьих, мое эмоциональное и физическое состояние в виде воодушевления и внутреннего спокойствия. Как же это ценно для меня, поскольку перед обычным экзаменом от волнения и тревоги в голове часто образовывался вакуум, живот сводило, а после экзамена просто необходим был отдых. А какие эмоции вы бы хотели испытать от экзамена?

В-четвертых, это живые знания. На опережение вопроса многих учителей: так как же проверить что учащиеся что-то усвоили? скажу: каждый из нас при подготовке к экзамену обращался к предмету, своим записям, и так или иначе углублялся в курс, тем самым знания из мертвых: выучил-пересказал-забыл, превратились в живые, потому что были получены из интереса. Когда вы в последний раз проявляли к чему-то интерес?

И наконец, это осмысленность…

Раньше успешным я бы считала курс после которого у меня нет вопросов, сейчас все перевернулось. Через вопросы появилась осмысленность: «Что важного я получила?», «В чем я приросла?», «Что могу использовать практически?». Эти вопросы позволили задать другие значимые для себя вопросы. Какой важный вопрос вы зададите себе сегодня?

Мой мир разделился на до тьюторства и в тьюторстве.

А что бы вы хотели узнать о тьюторстве?»

Первокурсница Татьяна Фитина, г. Челябинск:

«Про экзамен. Как это было для меня? Чем меня он удивил и вдохновил? Захотелось даже помечтать и поразмыслить: а как будет выглядеть образование? Каким оно должно быть, чтобы экзамены на разных ступенях ВУЗов, а может и в школе были такими: модульными и интерактивными? Сколько времени потребуется, чтобы изменилась коммуникация между преподавателем (учителем) и учащимися? Важное отличие (для меня) этого экзамена от традиционных — это то, что это была рефлексия. Рефлексия самого себя, экзамен для того, чтобы подумать о себе. Ретроспектива всего первого семестра.
Чем ты прирос за семестр? Что важного взял себе с каждого предмета и чем пользуешься уже или что будешь использовать? Все вопросы про себя и о себе. Сначала ты сам с собой ведешь беседы, а потом с одногруппниками и уже об них снова о себе и для себя, для своего развития, для понимания своих смыслов, для обнаружения своего пути. Вопросов больше, чем ответов. Но ты начинаешь видеть, что через вопросы ты знакомишься с собой, понимаешь свои смыслы. Тебя слушают и слышат, ты ценен, твой путь ценен, тебе интересны люди вокруг, и ты интересен им.

Экзамен не ради того, чтобы поставить еще одну галочку, перед этим просто вызубрив. А экзамен, как подытог, время остановиться и осмыслить пройденный путь.

Две фишки такого экзамена: рефлексия и коммуникация. Постоянное общение, без страха сказать свое! Вопросы задают сами студенты: себе и одногруппникам и лишь немного преподаватели. А бонус: отличное настроение, уверенность в себе и приятная обратная связь от команды одногруппников, с которыми были «в одной лодке» на экзамене.

Вот такой экзамен! Скажу сразу, что задавать себе вопросы это еще научиться надо. Было всё, и сопротивление на протяжении семестра в том числе. А при подготовке к экзамену и перед ним ум искал активно за что бы зацепиться и вернуть себе привычное состояние тревоги и страха! Но и тут у меня была поддержка от моей 8 летней дочери Евы и ее слова: «Мама, у тебя всё получиться! Будь спокойна!». А на фото онлайн-доска, на которой и была вся наша подготовка к экзамену, моя ретроспектива 1 семестра! Еще один классный инструмент и результат обучения!»

P.S. На фото Татьяна Фитина и ее дочь Ева, которая постоянно присутствовала на онлайн-занятиях в магистратуре и поддерживала свою маму.

Екатерина Горшкова, студентка 2 курса магистратуры тьюторства, г. Санкт-Петербург:

«Я как студентка, проходившая через такой опыт экзаменации, могу сказать, что это самый прекрасный и гармоничный процесс рефлексии образовательного процесса. Нет засорения головы ненужной информацией «для галочки». Только представьте экзамен, где вы говорите, что для вас было важным, а не то, что считает важным кто-то другой. После такого экзамена я смогла увидеть, зачем мне это обучение, как и где я могу использовать полученную нужную ИМЕННО МНЕ информацию и РЕАЛЬНО УЖЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, а не фантазировать на эту тему. Я как практик увидела большую ценность.  Такие экзамены реально встраивают образование в жизнь. Спасибо, это очень нужный и важный переворот в образовании!!!»

Ульяна Тужилина, второкурсница, г.Иркутск

 

Отзыв первокурсника Андрея Егорова

 

А еще есть отзыв от Константина Авраменко из г. Ставрополя

Related Posts

Без рубрики, Дистанционное образование, Обучение тьюторству, Обучение тьюторству, Цифровая среда. Вопрошание
“Сила вопроса” – курс по организации эффективной коммуникации для тьюторов

О программе:  Целью программы повышения квалификации является обучение коммуникативным техникам (работа с вопросами) в практических и учебных ситуациях.

Координатор страницы Тьюторской магистратуры

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

alliliya2@yandex.ru

  • К.п.н., руководитель отдела дошкольного образования Института системно-деятельностной педагогики, свободный тьютор тьюторской магистратуры МГПУ.

  • Визитка РО

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости