Экзамен – место для вопросов студентов (к себе и миру)?
 /  Тьюторская магистратура / Цифровая среда. Вопрошание / Экзамен – место для вопросов студентов (к себе и миру)?

Экзамен – место для вопросов студентов (к себе и миру)?

1 февраля 2025 г. для студентов 1 курса магистратуры тьюторства МГПУ прошел модульный семестровый экзамен, который направлен, с одной стороны, на рефлексию пройденного за 1 семестр, с другой — на определение практических областей для использования полученных за семестр знаний и опыта. Он был построен на вопросно-ответной (мыслительной) дешифровке с постановкой личностно значимых вопросов. Подобные экзамены проводятся с 2020 года и этот экзамен был пятнадцатым по общему счету. Подробнее об организации экзамена и его результатах можно прочитать в статье Карастелев В., Данилова В. Рефлексивная коммуникация как условие для проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры / Практикум интерактивного вопрошания.

Однако, описание проведения экзаменов для научного журнала не позволяет услышать живые отклики студентов, поэтому, с разрешения авторов, мы публикуем их ниже.

Первокурсница Екатерина Крохмаль, г. Вологда:

«Если у вас не такие экзамены как в тьюторской магистратуре МГПУ, то не зовите меня на них! Что же это за экзамен такой? Отвечу на этот вопрос через призму того, а что он мне дал?

Во-первых, это возможность подумать об кого-то. Обычно экзамен это про 5–40 минут индивидуального допроса, в данном случае это 3,5 часа плодотворной коммуникации с коллегами-расширить свои горизонты и свою призму восприятия информации. Вспомните, какая коммуникация за недавнее время была для вас продвигающая?

Во-вторых, это заряженность на действия. Хочется продолжить изучение интересных для себя тем и вопросов. Заглянуть в те моменты, которые озвучили одногруппники, которые ты упустил. Усилилось желание двигаться дальше, учиться и развиваться. Заряженность на какое действие хотели бы ощутить вы?

В-третьих, мое эмоциональное и физическое состояние в виде воодушевления и внутреннего спокойствия. Как же это ценно для меня, поскольку перед обычным экзаменом от волнения и тревоги в голове часто образовывался вакуум, живот сводило, а после экзамена просто необходим был отдых. А какие эмоции вы бы хотели испытать от экзамена?

В-четвертых, это живые знания. На опережение вопроса многих учителей: так как же проверить что учащиеся что-то усвоили? скажу: каждый из нас при подготовке к экзамену обращался к предмету, своим записям, и так или иначе углублялся в курс, тем самым знания из мертвых: выучил-пересказал-забыл, превратились в живые, потому что были получены из интереса. Когда вы в последний раз проявляли к чему-то интерес?

И наконец, это осмысленность…

Раньше успешным я бы считала курс после которого у меня нет вопросов, сейчас все перевернулось. Через вопросы появилась осмысленность: «Что важного я получила?», «В чем я приросла?», «Что могу использовать практически?». Эти вопросы позволили задать другие значимые для себя вопросы. Какой важный вопрос вы зададите себе сегодня?

Мой мир разделился на до тьюторства и в тьюторстве.

А что бы вы хотели узнать о тьюторстве?»

Первокурсница Татьяна Фитина, г. Челябинск:

«Про экзамен. Как это было для меня? Чем меня он удивил и вдохновил? Захотелось даже помечтать и поразмыслить: а как будет выглядеть образование? Каким оно должно быть, чтобы экзамены на разных ступенях ВУЗов, а может и в школе были такими: модульными и интерактивными? Сколько времени потребуется, чтобы изменилась коммуникация между преподавателем (учителем) и учащимися? Важное отличие (для меня) этого экзамена от традиционных — это то, что это была рефлексия. Рефлексия самого себя, экзамен для того, чтобы подумать о себе. Ретроспектива всего первого семестра.
Чем ты прирос за семестр? Что важного взял себе с каждого предмета и чем пользуешься уже или что будешь использовать? Все вопросы про себя и о себе. Сначала ты сам с собой ведешь беседы, а потом с одногруппниками и уже об них снова о себе и для себя, для своего развития, для понимания своих смыслов, для обнаружения своего пути. Вопросов больше, чем ответов. Но ты начинаешь видеть, что через вопросы ты знакомишься с собой, понимаешь свои смыслы. Тебя слушают и слышат, ты ценен, твой путь ценен, тебе интересны люди вокруг, и ты интересен им.

Экзамен не ради того, чтобы поставить еще одну галочку, перед этим просто вызубрив. А экзамен, как подытог, время остановиться и осмыслить пройденный путь.

Две фишки такого экзамена: рефлексия и коммуникация. Постоянное общение, без страха сказать свое! Вопросы задают сами студенты: себе и одногруппникам и лишь немного преподаватели. А бонус: отличное настроение, уверенность в себе и приятная обратная связь от команды одногруппников, с которыми были «в одной лодке» на экзамене.

Вот такой экзамен! Скажу сразу, что задавать себе вопросы это еще научиться надо. Было всё, и сопротивление на протяжении семестра в том числе. А при подготовке к экзамену и перед ним ум искал активно за что бы зацепиться и вернуть себе привычное состояние тревоги и страха! Но и тут у меня была поддержка от моей 8 летней дочери Евы и ее слова: «Мама, у тебя всё получиться! Будь спокойна!». А на фото онлайн-доска, на которой и была вся наша подготовка к экзамену, моя ретроспектива 1 семестра! Еще один классный инструмент и результат обучения!»

P.S. На фото Татьяна Фитина и ее дочь Ева, которая постоянно присутствовала на онлайн-занятиях в магистратуре и поддерживала свою маму.

Екатерина Горшкова, студентка 2 курса магистратуры тьюторства, г. Санкт-Петербург:

«Я как студентка, проходившая через такой опыт экзаменации, могу сказать, что это самый прекрасный и гармоничный процесс рефлексии образовательного процесса. Нет засорения головы ненужной информацией «для галочки». Только представьте экзамен, где вы говорите, что для вас было важным, а не то, что считает важным кто-то другой. После такого экзамена я смогла увидеть, зачем мне это обучение, как и где я могу использовать полученную нужную ИМЕННО МНЕ информацию и РЕАЛЬНО УЖЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ, а не фантазировать на эту тему. Я как практик увидела большую ценность.  Такие экзамены реально встраивают образование в жизнь. Спасибо, это очень нужный и важный переворот в образовании!!!»

Ульяна Тужилина, второкурсница, г.Иркутск

 

Отзыв первокурсника Андрея Егорова

 

А еще есть отзыв от Константина Авраменко из г. Ставрополя

Related Posts

Без рубрики, Цифровая среда. Вопрошание
Максим Богданов: “Вопрошание как способ быть честным с собой: опыт магистерского зачёта, который мы придумали сами”

14 июня 2025 года в третий раз мы собираемся вместе, чтобы поделиться уникальным опытом и прокачать навыки интерактивного

Тьюторская магистратура, Цифровая среда. Вопрошание
Тамара Боровкова: “Что меня заставило принять решение – поступить в московскую тьюторскую магистратуру?”

Я, Боровкова Тамара Ивановна, выпускница московской магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» 2013 года. Моим научным руководителем магистерской

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

Тьюторская магистратура

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

Место работы и должность:
НОУ ДПО ИСДП г. Москва, руководитель отдела дошкольного образования.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости