Воскресенье
17 МарО том, как тьюторы, сопровождающие детей с ОВЗ, осваивают технологию личностно-ресурсного картирования ( Т.Г. Никулина)
С большим уважением отношусь к технологии личностно-ресурсного картирования и к коллегам-тьюторам, активно использующим данную технологию в работе с детьми. Всегда в обязательном порядке включала данную тему во все программы курсов профессиональной переподготовки тьюторов и курсов повышения квалификации.
Активно с курсантами изучали технологию, опираясь на материалы Митрошиной Татьяны Михайловны, автора образовательной картографии и статьи книги «Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…», написанные членами Межрегиональной тьюторской ассоциации: Т.М. Ковалевой, Т.А. Климовой, Л.И. Лазаревой, Т.М. Митрошиной и М.Ю. Тюминой. По итогам изучения технологии тьюторы осуществляли пробы. А затем использовали технологию в персональной профессиональной практике.
Освоение данной технологии предлагалось одинаково, как тьюторам, работающим с нормотипичными детьми, так и тьюторам, сопровождающим детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. И вот здесь меня поджидало неожиданное открытие: тьюторы, работающие с нормотипичными детьми, смело продолжали использовать технологию картирования в своей практике. А вот тьюторы, сопровождающие детей с ограниченными возможностями здоровья, начав эту работу, спотыкались и отказывались от этой технологии. Однако я продолжала настоятельно рекомендовать им использовать технологию, подчеркивая ее достоинства, которые непременно, на мой взгляд, должны были проявиться позитивными результатами их тьюторантов. Но все попытки мои были безуспешны. Я серьезно задумалась над этой ситуацией, побеседовала с тьюторами, с детьми, проанализировала наиболее сложные этапы в самой технологии, и, как мне кажется, разгадку этой проблемы нашла.
Дело в том, что при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья тьюторы сначала работают над адаптацией материала, облегчая его специальными опорами: инструкциями, алгоритмами, карточками, тематическими и метафорическими картами, рисунками и т.д. Так происходит на уроках при освоении образовательной программы. Этот же принцип используется нашими тьюторами, как во время детских тьюториалов, так и во время тьюторских часов, посвященных разработке и реализации индивидуальных образовательных замыслов/проектов тьюторантов. При этом для сопровождения проектной деятельности была специально разработана матрица, которая служит хорошей опорой для тьюторов.
Поняв причину, я попыталась собрать воедино все позиции, которые, на мой взгляд, помогли бы тьюторам освоить этот технологический инструмент. В основу опорного материала был положен алгоритм, очень просто, пошагово и дословно объясняющий все этапы технологии, включая разные потенциально возможные реакции тьюторантов. Так, например, мы пытались спрогнозировать реакцию детей разных нозологий на предложение тьютора поработать над картой Решили, что более живой отклик возможен со стороны детей с расстройством аутистического спектра. А также решили, что и дети, которые любят рисовать, непременно позитивно откликнутся. Правда, жизненная практика оказалась богаче наших представлений.
Но этого было мало, поэтому был подготовлен материал о типах темперамента и каналах восприятия и выдачи информации детьми. И, на своем взрослом тьюториале мы сначала проанализировали, какими ведущими типами темперамента обладают подопечные тьюторов. Оказалось, что среди детей с расстройством аутистического спектра, по мнению тьюторов, больше детей – сангвиников. А среди детей с задержкой психического развития и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладают флегматики. А анализ ведущих модальностей, каналов восприятия и выдачи информации, показал, что основной состав тьюторантов лучше воспринимает визуальную информацию. Таким же образом тьюторанты и выдают информацию, помогая себе ярко выраженными жестами и мимикой.
Но я бы хотела здесь сделать особый акцент на том, что мы ни в коем случае не настаиваем именно на полученных результатах, так как основные типы определялись тьюторами на основе личных наблюдений. И мы совсем не претендуем на репрезентативность результатов. Это был первый пробный подход, который, несомненно, надо перепроверять профессионально, с привлечением специалистов и осуществлять эту диагностику на основе утвержденных методик. Но очевидно одно: данная информация показалась тьюторам очень полезной, и мы будем с этим продолжать работать. Но и этого было мало, поэтому во время встречи подробно обсудили индивидуальные особенности детей, попытавшись понять, как и каким образом эти особенности, принадлежащие детям разных нозологий, можно использовать при работе над картой, и как их активизировать во время работы.
Далее тьюторы сделали две групповые личностно-ресурсные карты, опираясь при работе на предложенную опору. Работа над картами завершилась подробным обсуждением нюансов, которые нужно было обязательно обсудить. На следующем этапе тьюторам было предложено поработать со своими подопечными. Для начала решили выбрать Карту интересов. А также предварительно изучили еще и особенности ментального картирования (автор Тони Бъюзен) для того, чтобы можно было бы использовать некоторые технические рекомендации автора при составлении личностно-ресурсной карты. При этом договорились, что первые пробные встречи с тюторантами можно проводить парами, что и сделали некоторые тьюторы. Позже они сказали, что было хорошо, что они объединились в пары.
И вот, наконец, первые результаты деятельностных проб. В некоторых ситуациях они не просто удивили, а ошеломили нас. Читали карты и удивлялись: дети все были, как на ладони, и те, кому карта удалась, и те, кто во время работы имел очень серьезные трудности. Каждый тьютор сделал в процессе работы над картой ни одно открытие, а несколько. Но такие же открытия дети сделали и относительно себя. Выяснилось, что некоторые из них не думали, что умеют так хорошо рисовать. Очень многим из тьюторантов удавалось подбирать визуальные символы и знаки быстрее, чем это делают тьюторы. А мы по этому поводу волновались. Нам казалось, что перевод ключевых слов в визуальные символические знаки будет очень затруднительным для них, поэтому беспокоились, получится ли хорошо поработать с таблицей условных обозначений, что располагается в нижнем правом углу карты. Не у всех, но у большинства это получилось. Кому-то из тьюторантов понравилось свой интерес превращать в конкретный проект, детально прорисовывая все, что, на его взгляд, будет важным для успешной реализации замысла, поэтому получилась уже не одна карта. А тьюторам очень захотелось помочь тьюторантам в реализации их интересов.
Так получилось, что одна из тьюторов отсутствовала по уважительной причине, когда мы изучали технологию личностно-ресурсного картирования, но присутствовала при работе над интеллект-картой, поэтому со своим подопечным с РАС они выполнили интеллект-карту. Работа получилась неожиданно интересной и качественной. А тьюторант впечатлился настолько, что теперь просит тьютора увеличить количество детских тьюториалов. Ему не терпится продолжения работы, как и некоторым другим тьюторантам.
Пробы продолжаются. И по мере накопления опыта тьюторы начали обобщать, анализировать и оформлять письменно получаемый материал. На сегодня составлена таблица преимуществ и недостатков личностно-ресурсного картирования в процессе работы с детьми с ОВЗ, а также таблица позитивных и негативных факторов влияния личностно-ресурсного картирования на детей с ОВЗ и инвалидностью. В работе находятся рекомендации для использования тьюторами технологии личностно-ресурсного картирования в работе с детьми разных нозологий (РАС, ЗПР, НОДА, ТНР и слабовидящих детей). Статья с апробированной опорой, подготовленными таблицами и рекомендациями обязательно будет напечатана в сборнике статей Международной тьюторской конференции, которая ежегодно проходит в октябре. И мы, надеемся, что статья будет размещена и в данной рубрике.
Т.Г.Никулина, эксперт в области
индивидуализации образования и тьюторства,
эксперт в области инклюзивного образования