Об особенностях аттестации тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.Г. Никулина и В.В. Земскова)
 /  Библиотека / Инклюзивное образование / Тьюторство в инклюзивном образовании / Об особенностях аттестации тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.Г. Никулина и В.В. Земскова)

Об особенностях аттестации тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.Г. Никулина и В.В. Земскова)

Разработка системы оценки профессиональной деятельности тьюторов для прохождения ими аттестации началась в Чувашской Республике в 2017 году. Работа была организована по инициативе членов регионального отделения межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (МТА).
В состав рабочей группы вошли сертифицированные эксперты МТА из членов регионального отделения, представляющие интересы дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, в том числе реализующих инклюзивную практику, а также представители образовательных организаций, реализующих практики коррекционного (специального) образования (коррекционные школы, интернаты).

Необходимость приступить к оперативной разработке пакета аттестационных материалов была вызвана тем, что в республике на тот период уже работали 5 тьюторов. Двое из них сопровождали нормотипичных детей, трое являлись тьюторами детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще одной серьезной причиной, спровоцировавшей ускорение процесса разработки аттестационных материалов, стал запуск республиканского проекта «Тьютор для особых детей», целью которого было подготовить тьюторов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья из числа тьюторов и специалистов помогающих профессий в условиях реального времени. Участникам проекта, прошедшим в июне 2017 года специальный курс «Тьюторство в условиях интегрированного и инклюзивного образования», был предложен механизм создания авторских практик тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реального времени. В течение трех лет в режиме живой практики 23 участника проекта осуществляли авторские педагогические пробы, сопровождая в качестве тьюторов конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осваивая тем самым специфические нюансы этой профессии. С этой целью «тьютор проекта» (так назывался участник проекта, независимо от того, какую реальную должность он занимал) определял для себя, одного или двух детей он будет сопровождать. С родителями детей, вошедшими в проект, подписывалось соглашение. Они тоже являлись участниками проекта, и им была предложена программа психологического сопровождения, специально разработанная психологами проекта. Весь процесс обучения тьюторов был организован на фоне регулярно проводимых тьюториалов, супервизии, консультаций, обучающих семинаров и посещения образовательных организаций, в которых работали участники проекта, и, которые по условиям проекта становились стажировочными площадками проекта. Каждый тьютор имел индивидуальную программу профессионального развития.

Проект завершился в январе 2020 года, значительно увеличив количество тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья, которые и стали первыми тьюторами, прошедшими аттестацию, подтвердив соответствие занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности, что является целью задуманной в стране аттестации педагогических работников.

На сегодня в Чувашской Республике процедуру аттестации прошли 11тьюторов, девять из которых сопровождают детей с ограниченными возможностями здоровья. Четверо из них работают в специальных коррекционных школах, пятеро – в школе, реализующей инклюзивную практику. Семи тьюторам, прошедшим процедуру аттестации, присвоена первая квалификационная категория, двоим – высшая категория.

В связи с тем, что в республике уже работали тьюторы, сопровождающие, как нормотипичных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, приняли решение разрабатывать два пакета аттестационных материалов, процесс разработки которых оказался непростым и длительным.

Трудности, возникавшие в процессе работы, касались разных позиций. Так, поиск материала в литературе, в интернете, в опыте образовательных организаций из других российских регионов, для чего было организовано изучение материалов сайтов почти всех субъектов федерации, не принес положительного результата. На тот период были выявлены немногочисленные практики создания механизма аттестационных процедур только для тьюторов, сопровождающих нормотипичных детей. При этом описание материалов, позволяющих объективно оценивать работу тьюторов, не было выложено в общий доступ. Попытки познакомиться с зарубежным опытом тоже не дали позитивных результатов в силу разных ограничений, в том числе языковых, так как работ по данной теме, переведенных на русский язык, не удалось найти. Но удалось пообщаться с человеком, работавшим в одной их зарубежных школ, где обучались и дети с особенностями развития. По итогам общения сложилось впечатление о несколько других концептуальных подходах к самой процедуре аттестации в зарубежной школе. Обращение с просьбой к коллегам, членам межрегиональной тьюторской ассоциации, тоже результатов не дало.

Таким образом, разработчики пакета аттестационных материалов приступали к работе, имея на руках несколько печатных экземпляров оценки профессиональной деятельности тьютора, сопровождающего только нормотипичных детей, и, утвержденные в январе 2017 года профессиональные стандарты тьютора. На данном этапе в Профессиональные стандарты «Специалист в области воспитания» внесены изменения, которые также были учтены в наших аттестационных документах, так как пакет документов регулярно обновляется (новый приказ № 53 был подписан 30 января 2023 года, зарегистрирован 3 марта 2023 года, вступает в силу 1 сентября 2023 года, будет действовать до 1 сентября 2029 года).

Вторая и немаловажная трудность касалась условий, которые надо было принять, как данность, и действовать в рамках, предложенных республиканской аттестационной комиссией ограничений. Речь идет об общих требованиях к организации и проведению аттестационных процедур в Чувашской Республике.
Дело в том, что каждый субъект Российской Федерации, опираясь на федеральные документы, не нарушая Порядок проведения аттестации педагогических работников, самостоятельно разрабатывает требования к оформлению и порядку применения аттестационных материалов, а также требования к проведению аттестационных процедур.
Так, в пакет аттестационных материалов в Чувашской Республике входит 4 документа:
– карта результативности педагогической деятельности педагога;
– алгоритм экспертного оценивания результативности педагогической деятельности педагога;
– экспертное заключение по итогам проведения аттестационных процедур педагога;
– рекомендации по заполнению карты результативности деятельности педагога.

Ключевым документом является карта результативности педагогической деятельности педагога, критерии и показатели которой подтверждаются конкретными аналитическими материалами, официально зафиксированной статистикой, справками и наградными документами, собранными в портфолио, предоставляемого членам аттестационной комиссии. При этом каждый аттестуемый обязательно проводит два занятия с детьми. Это требование отсутствует в случае прохождения педагогом аттестации по особой процедуре. Формат проведения занятия, количество необходимого времени и содержание занятия аттестуемый определяет сам.

Решение о соответствии (несоответствии) педагога требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям, принимается членами аттестационной комиссии республики на основании экспертной оценки результатов педагогической деятельности, отраженной в карте результативности и оценки, получаемой по итогам проведения занятий (критерии оценки занятия размещены в экспертном заключении). Отдельным документом утверждены итоговые баллы оценки деятельности педагога.

Требования к оформлению аттестационных документов (карта результативности педагогической деятельности педагога; алгоритм экспертного оценивания результативности педагогической деятельности педагога; экспертное заключение по итогам проведения аттестационных процедур педагога), к формату карты результативности (к каждой карте созданы рекомендации по заполнению карты результативности деятельности педагога), к материалам, предоставляемым аттестуемым (аналитические материалы, официально зафиксированная статистика, справки и наградные документы, собранные в Портфолио), к формату проведения аттестации, включая проведение занятий с детьми, а также система итоговых баллов, утвержденных и обновляемых на заседании аттестационной комиссии, являются в республике общими для представителей разных педагогических профессий (воспитателей, учителей разных учебных дисциплин, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, инструкторов по АФК, тьюторов и др.).

Но внутри каждой профессиональной группы разработчики аттестационных материалов имели возможность, учитывая специфические особенности профессии, самостоятельно разрабатывать критерии, показатели и индикаторы, делая особые акценты на тех позициях, которые являются наиболее важными при оценке профессиональной деятельности педагога. В итоге карты результативности педагогов разных специальностей имеют разное количество и содержание критериев, показателей и индикаторов, что позволяет, сохраняя единство и целостность подходов к оформлению аттестационных материалов в республике, фиксировать специфику и особенности содержания профессиональной деятельности педагогов, оставляя право авторского подхода за разработчиками.

Таким образом, ставя перед собой задачу создать пакет аттестационных материалов для представителей новой профессии в системе образования, группа разработчиков, оставаясь в поле профессионального действия, постаралась не отрываться от общего подхода к аттестации, опираясь на аттестационные материалы, разработанные для специалистов помогающих профессий (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов).

И третья, самая важная трудность, которую необходимо было преодолеть. Важно было определить главные направления деятельности тьютора, сопровождающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, расставить акценты, выделив те позиции, которые именно для тьюторов, сопровождающих детей с особенностями развития, являются наиболее важными в профессиональной деятельности. А также необходимо было подобрать, сформировать или вновь разработать средства, позволяющие адекватно оценивать работу тьютора, сопровождающего детей с особенностями развития.

При разработке карты результативности, как ключевого документа аттестации, опирались на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 276 от 07.04.2014 года «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». На данный период времени приказ утратил силу в связи с тем, что с 1 сентября 2023 года в силу вступил новый приказ Министерства Просвещения РФ № 196 от 24.03.23 года, который будет действовать до 31 августа 2029 года.

Внимательно изучили пункты 36 и 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, содержавшие показатели, по которым предлагалось оценивать профессиональную деятельность педагогических работников.
Изученный документ помог определить две основные содержательные линии в профессиональной деятельности тьютора:
– сопровождение тьюторантов в процессе освоения ими адаптированных образовательных программ/проектов/учебных планов;
– сопровождение тьюторантов в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов/планов.

Такое выделение, с одной стороны, было обосновано наличием некоторых функций тьютора, зафиксированных в Едином квалификационном справочнике тьютора (подписан 26.08.2010, вступил в силу: 31.10.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г; регистрационный N 18638), а, с другой стороны, определяло две области развития ребенка, в одной из который тьюторант мог полноценно и не реализоваться в силу имеющихся у него индивидуальных нарушений развития, так как процесс освоения пусть даже адаптированной образовательной программы в щадящем режиме для многих из детей с ограниченными возможностями здоровья – процесс достаточно сложный, особенно на фоне отсутствия у некоторых педагогов (воспитателей детских садов, учителей школ) специальных навыков работы с детьми с особенностями развития в условиях инклюзивного образования. В этой ситуации значительный комплекс навыков, который ребенку не удается развивать на учебном занятии в группе детского сада или на школьном уроке, он может сформировать в другой области за счет реализации своих авторских проектных замыслов, которые вполне могут быть связаны и с учебной деятельностью, но достигаться будут другими средствами. И в этой ситуации тьюторант, активно развивая свой личностный потенциал, формируя жизненные (социальные) навыки, навыки самооценки, приобретая новый опыт общения, и практику организации конкретных дел, параллельно развивая познавательную активность и такие качества, как инициативность, организованность, осознанность, самостоятельность, ответственность, может продемонстрировать стабильную положительную динамику развития, научаясь при этом осмысленно воспринимать мир и себя в этом мире.

Но при реализации первого направления профессиональной деятельности тьютора на первых же этапах разработки карты результативности возникла необходимость более четко определить зоны ответственности воспитателя группы детского сада и учителя-предметника за качественное освоение подопечным адаптированной образовательной программы. В связи с тем, что в федеральном документе «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», первым показателем деятельности при установлении и первой, и высшей квалификационных категорий все-таки был обозначен показатель наличия стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, поэтому необходимо было определиться, положительные результаты тьюторанта – дошкольника или положительная успеваемость тьюторанта – школьника – это заслуга воспитателя, учителя или тьютора. Если это заслуга воспитателя или учителя, то какую роль играет при этом тьютор? Понимая, что тьютор работает над адаптацией учебного материала образовательной программы, важно было понять, как он это инструментально осуществляет. И что тогда будет являться предметом оценки профессиональной деятельности тьютора в этом показателе? При этом важно было понимание того, что зачастую тьютор работает в условиях абсолютно нестандартных ситуаций, где его добросовестный труд, его профессиональные усилия далеко не всегда приводят к явным, очевидно стабильно положительным образовательным результатам в силу зависимости от индивидуальных интеллектуальных и психофизиологических особенностей подопечных. В связи с этим группа разработчиков еще на начальном этапе работы над пакетом аттестационных материалов отказалась от ориентирования только на академические показатели освоения ребенком адаптированной образовательной программы.
Размышления на эту тему вывели разработчиков на закрепление ответственности тьюторов за формирование, прежде всего, учебного поведения тьюторанта, так как практика показывает, что успешность обучения ребенка во многом зависит от его умения организовывать свою учебную деятельность. А тьютор, находящийся рядом с обучающимся, имеет большие, чем учитель, возможности помочь ребенку в формировании адекватного поведения на учебном занятии/школьном уроке. Это непростой процесс, требующий от тьютора специальных компетенций. В ходе освоения учебного материала важным является умение ребенка работать с учебной задачей, предлагаемой на уроке воспитателем, учителем. Какой-то части детей с ограниченными возможностями здоровья в большей степени удается решение учебно-познавательных задач, а другой части ребят – решение учебно-практических задач. Но так или иначе тьютор, адаптирующий учебный материал, ежедневно сталкивается с умением или чаще с неумением детей решать учебные задачи, поэтому предметом его особой заботы становится необходимость научить детей решению учебных задач, используя для этого разные средства освоения учебного материала. А практика показывает, что тьюторант, которому удается освоить искусство решения учебных задач, начинает более активно продвигаться в освоении адаптированной образовательной программы.
Адекватность и точность выбора ключевых направлений профессиональной деятельности тьютора, сопровождающего ребенка с ОВЗ, подтвердилась и некоторыми принципиальными изменениями, внесенными в показатели нового «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Так, например, первая квалификационная категория, устанавливавшаяся в первом документе, утратившем силу (пункт 36) на основе «стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией», в новом документе (пункт 35) записана так: «Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих показателей их профессиональной деятельности: «стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторинга и иных форм контроля, проводимых организацией». Такая формулировка значительно расширяет границы оценки профессиональной деятельности тьютора, позволяя уйти от однозначности системы оценивания, при которой приоритетными, в основном, являлись академические показатели успеваемости.
Таким образом, в основу профессиональной деятельности тьютора при разработке карты результативности были положены идеи выделения двух ключевых содержательных линий деятельности тьютора, более четкое разведение зон ответственности воспитателя, учителя и тьютора и введение индикаторов, раскрывающих специфику и особенности деятельности тьютора, сопровождающего детей с ограниченными возможностями здоровья.

Т.Г.Никулина, эксперт в области индивидуализации образования и тьюторства,
эксперт в области инклюзивного образования

В.В.Земскова, эксперт в области индивидуализации образования и тьюторства,
эксперт в области инклюзивного образования

Related Posts

Библиотека, Инклюзивное образование, Тьюторство в инклюзивном образовании
О том, как тьюторы, сопровождающие детей с ОВЗ, осваивают технологию личностно-ресурсного картирования ( Т.Г. Никулина)

С большим уважением отношусь к технологии личностно-ресурсного картирования и к коллегам-тьюторам, активно использующим данную технологию в работе с

Координатор страницы Инклюзивного образования

 Карпенкова Инна Вячеславовна

Карпенкова Инна Вячеславовна

innet_karp@mail.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости