Интерактивное вопрошание как форма организации рефлексии
 /  Видеотека тьютора / Цифровая среда. Вопрошание / Интерактивное вопрошание как форма организации рефлексии

Интерактивное вопрошание как форма организации рефлексии

 

На Чтениях памяти Г. П. Щедровицкого 23 февраля 2024 г. Вера Данилова и Вадим Карастелев сделали доклад “Интерактивное вопрошание как форма организации рефлексии”. Выше представлена ссылка на видеозапись, а ниже представлены тезисы.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ВОПРОШАНИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИИ

Практикам, занимающимся организацией рефлексии (на оргдеятельностных играх, в обучении и самообразовании, на стратегических сессиях и т.д.), знакомо явление псевдорефлексивной коммуникации. Особенно легко столкнуться с ним, если организовывать рефлексию при помощи достаточно четкой и понятной (методологической) схемы или готового набора рефлексивных вопросов. Проявляется оно в том, что хотя группа не отказывается обсуждать свою работу в предложенной схеме (наборе вопросов) и говорит в течении отведенного на рефлексию времени о своих целях, способах, средствах, позиционной структуре и т.д., эти разговоры никак не влияют на последующую работу — они не приносят ни новых сомнений, ни новых идей. На уровне личного искусства многие научились как-то преодолевать такую имитацию рефлексии, но теоретически и методологически эта проблема, кажется, никогда не обсуждалась.

На наш взгляд, обсуждения, имевшие место на семинаре по подготовке этих Чтений, дает возможность как предположить, в чем заключается причина этого явления, так и наметить принципиальные пути его преодоления. В этом контексте свое место есть и у развиваемой нами практики интерактивного вопрошания.

Это принципиальное решение состоит в том, чтобы выйти за пределы классического набора методологических схем, задающего в СМД методологии понятие рефлексии и начать мыслить рефлексию как очень древний процесс, имеющий множественное существование в человеческом мире и, соответственно, многообразие накопленных в культуре форм организации рефлексии.

Возвращаясь к проблеме псевдорефлексии, можно предположить что подлинная рефлексия представляет собой многослойный по формам организации и многофокусный по содержанию процесс. Именно поэтому рефлексия, организованная одной предложенной организатором схемой или набором вопросов, рискует оказаться псевдорефлексией, если она каким-то образом не будет включена рефлектирующим человеком в более широкое смысловое пространство. Такое предположение позволяет поставить ряд вопросов как перед исследователем рефлексии, так и перед практиком, занимающимся ее организацией. 

Так важной исследовательской задачей является, на наш взгляд, описание культурно и исторически специфических форм организации рефлексии. Например, анализ того, что привнесла в европейскую рефлексию культура постмодерна. Или как влияет на возможности и направленность рефлексии постсоветского человека советский новояз и сложившиеся за время советской власти протоколы коммуникации. 

Возможно, есть смысл различать предзаданную временем и местом жизни культурную инфраструктуру рефлексии и рефлексивные акты, осуществляемые в рамках (а иногда и за рамками) этой инфраструктуры отдельными людьми и группами. Последние надо описывать тогда, как отдельные прецеденты рефлексии, как, например, «Исповедь» Августина.

Практические проблемы являются не столь амбициозными, но более неотложными. Это — вопрос о том, какой минимальный набор слоев и фокусов необходим для организации рефлексии в рамках определенной практики. А также вопрос, как (в частности, при помощи каких семиотических средств) можно удерживать целостность этого многослойного и многофокусного полипроцесса.

Практической задачей, которой мы преимущественно занимаемся, является подготовка тьюторов. Одной из сложнейших проблем в этой рамке является поддержка самообразования, т.е. с одной стороны, создания условий, в которых магистранты могли бы приобрести собственный опыт самообразования, с другой — передача им средств и техник, при помощи которых они могли бы поддерживать и сопровождать самообразование тьюторантов. Таким образом интересующая нас рефлексия — это рефлексия, обеспечивающая самообразование.

На наш взгляд, такая рефлексия должна учитывать как текущую деятельность человека (практическую и учебную), так и его  жизненные перспективы в контексте опыта и актуальной жизненной ситуации. Это задает два типа содержания рефлексии. В общем виде их можно обозначить, как рефлексию собственного действия и рефлексию своего жизненного пути. И если первую можно организовывать, опираясь на методологические (теордеятельностные) схемы, то формы и средства организации второй требуют своей разработки и апробации.

В сессиях интерактивного вопрошания мы стараемся удержать эти два фокуса, объединяя в рамках одной сессии задания на свободную постановку собственных вопросов (такие вопросы опираются обычно на собственный опыт и интуицию) и задания, где надо ставить вопросы в пространстве, организованном методологическими топиками или схемами (например, позиционными).

Самостоятельную роль в организации рефлексии играет при этом необходимость обсуждать свои вопросы с другими участниками сессий, пояснять формулировку вопроса, выделять (иногда в коммуникации с другими) основания вопросов. Благодаря этому участники обнаруживают, что на одну и ту же ситуацию можно смотреть с разных точек зрения и выходят в рефлексию своих предубеждений, привычек и слепых пятен.

Основным семиотическим средством, удерживающим в нашей практике целостность сложноорганизованной рефлексии, является размещение вопросов на общей для всех участников доске (наверное, здесь надо найти другое слово, чтобы не путать наше пространство для размещения вопросов с «доской мышления», ведь оно скорее пространство понимания и смыслообразования, а не мышления). Как правило, вопросы при этом группируются по некоторым основаниям. Эти основания могут предлагаться участниками сессий или ведущим.

С конкретными примерами техник интерактивного вопрошания и их объединением в сценарии сессий и тьюториалы можно познакомиться в наших публикациях и книгах.

 

Related Posts

Цифровая среда. Вопрошание
Вадим Карастелев: ”Миссия тьютора — помочь раскрыть жизненные пути, соотнося их с ресурсами и идеальным содержанием обучения”

Доклад «Интерактивное вопрошание как условие содержательного сотрудничества родителей, учеников, тьюторов и педагогов» на тьюторской конференции, 23 октября 2024

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости