Пятница
13 ЯнвКак можно помочь ребенку удержать смысл и логику образовательного движения.
Итак, в продолжении предыдущей публикации.
У вас есть образовательная программа – предметная или бытовая или про «мягкие навыки» и т.п. Вы видите цель, смысл, логику. Ребенок ее проходит, причем с вами – педагогом увлеченным и грамотным, – и, увы, выясняется, что он не удержал целостность, смыслы, в его представлении все распалось на какие-то мероприятия. «Слабый» ребенок (сильные, как Вы видите по обратной связи от них, удерживают.)
Ситуация еще хуже, когда вы методист, автор, отдавший программу в чужие руки. Там смысл программы может пропасть еще на этапе знакомства с ней педагога.
Что делаем?
1. Карта – не территория, но наличие карты (карт) образовательного движения – очень важно для ориентировки, планирования, самоконтроля. Учим строить интеллект-карты, ресурсные карты, опорные конспекты (да, все еще актуально). В тему, цикл, программу входим с картой, можно контурной и даже с неизведанными еще местами – ребенок будет заполнять по мере движения, но некая навигация уже случится.
2. Видимо, игра и сюжет. Я не игровик, увы. Но понимаю, что игра может увлечь. Самой мне понятнее про сюжет, чтобы завязка, развитие, кульминация, развязка и это было явленно. Например, через текст научной сказки, сюжетную задачу, образовательный сторителлинг.
3. Строить программу как образовательное событие. Наличие узнаваемого культурного прообраза (экспедиция, карнавал, рыцарский турнир), полипозиционность (могу выбрать роль, степень участия), подготовка, проведение, последействие. Важно – если картировать можно каждую подряд тему, программу, то все время играть и все время делать образовательные события на одних и тех же детях – не получится. Серийность здесь убивает и слишком затратна. Регулярность определяете в своем сообществе сами. Заряда и последействия хватит надолго и Вам еще надолго простят что-то более «скучное» и стандартное.
4. Программа есть, но ребенок строит ее сам. Она не предзадана ребенку, она порождается детским действием и размышлением. Об этом – развивающее обучение и тьюторское сопровождение. Слабо приживается в массовой школе, плохо тиражируется, очень высокие требования к учителю (т.к. методичка и учебник все равно существуют и дети, кстати, тоже довольно быстро это понимают и некоторые стараются все равно угадать правильные ответ).
Я вижу так.
Что добавите?
Здравствуйте, коллеги!
Сегодня хочу начать с вами разговор о том, как ученики удерживают или не удерживают логику, сюжет образовательной программы, переходы от одной ее части к другой.
Предполагаю, что многие из нас в околоновогоднее время, зачастую связанное с паузой в привычном преподавании и наставничестве, нашли время подумать о сложностях и возможных изменениях в работе с учениками.
Как раз вопрос того, как по-разному видят образовательный путь, программу наставники и ученики – одни из ключевых, а подчас болезненных. Полного совпадения здесь быть не может, но есть, как я считаю, определенные способы сблизить это понимание, помочь ученикам двигаться не вслепую, не через разорванные для них мероприятия, уроки, а с пониманием последовательности предстоящих шагов.