Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании
 /  Высшее образование / Последние новости / Цифровая среда. Вопрошание / Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании

Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании

В только что вышедшем номере №2/2024 журнала «Мир образования – образование в мире» опубликована статья Веры Даниловой и Вадима Карастелева «Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании». В частности, приведен опыт проведения модульного экзамена в магистратуре тьюторства МГПУ, а также новая техника «Тьюторские планшеты». В статье обсуждается возможность использовать разработки Московского методологического кружка (ММК) для совершенствования образования. Авторы выделяют такой аспект сложившихся в ММК традиций методологической коммуникации, как специфическая практика постановки, уточнения и использования вопросов. В первой части статьи приводятся результаты анализа практики работы с вопросами как на семинарах ММК, так и на организационно-деятельностных играх (ОДИ). Авторы обсуждают роль вопросов в поддержании целостности методологического рассуждения, выделяют типы вопросов на семинарах и описывают ряд сложившихся приемов работы с вопросами. Практику работы с вопросами на ОДИ авторы рассматривают как дальнейшее развитие и технологизацию практики работы с вопросами на семинарах. Анализируется роль позиций (позиционных схем) и ортогональной организации пространства обсуждения в постановке и использовании вопросов. Во второй части статьи представлен ряд техник интерактивного вопрошания, опирающихся на разработки ММК и результаты их использования. На основе этого опыта авторы делают вывод, что сложившиеся в ММК практики работы с вопросами имеют большой образовательный потенциал; опираясь на этот опыт, можно разрабатывать методические приемы, методики и формы учебных ситуаций, которые могут быть использованы в массовом обучении как в вузе, так и в школе.

Отклик Тамары Ивановны Боровковой (на фото), кандидата педагогических наук, г.Владивосток: “С удовольствием прочитала статью Веры Даниловой и Вадима Карастелева. Большое спасибо авторам. Для меня трое курсов вопрошания, проводимые Верой Леонидовной и Вадимом Евгеньевичем, станут опорой в построении работы с магистрантами тьюторской магистратуры в Дальневосточном федеральном университете, которая заново открыта после трех лет перерыва. Вот уже сейчас, готовясь к трехдневной ОДИ, которая пройдет для первокурсников-магистрантов всех образовательных программ Школы педагогики на этой неделе, я, прочитав статью, добавила в содержание зачетного по этой дисциплине рефлексивного эссе три вопроса из данной статьи. А для тех, кто очно не сможет присутствовать на ОДИ, сегодня предложу попробовать применить технику «Импульс» («Тьюторские планшеты»). Статью перешлю коллегам и Клубу выпускников тьюторской магистратуры”.

Related Posts

Цифровая среда. Вопрошание
Вадим Карастелев: ”Миссия тьютора — помочь раскрыть жизненные пути, соотнося их с ресурсами и идеальным содержанием обучения”

Доклад «Интерактивное вопрошание как условие содержательного сотрудничества родителей, учеников, тьюторов и педагогов» на тьюторской конференции, 23 октября 2024

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

Координатор страницы Высшее образование

Боровкова Тамара Ивановна

Боровкова Тамара Ивановна

Место работы и должность:
Дальневосточный федеральный университет, доцент, к.п.н., магистр, руководитель магистерской программы “Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося”. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости