Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании
 /  Высшее образование / Последние новости / Цифровая среда. Вопрошание / Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании

Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании

В только что вышедшем номере №2/2024 журнала «Мир образования – образование в мире» опубликована статья Веры Даниловой и Вадима Карастелева «Вопрошание как условие понимания и рефлексивного мышления: использование опыта Московского методологического кружка в современном высшем образовании». В частности, приведен опыт проведения модульного экзамена в магистратуре тьюторства МГПУ, а также новая техника «Тьюторские планшеты». В статье обсуждается возможность использовать разработки Московского методологического кружка (ММК) для совершенствования образования. Авторы выделяют такой аспект сложившихся в ММК традиций методологической коммуникации, как специфическая практика постановки, уточнения и использования вопросов. В первой части статьи приводятся результаты анализа практики работы с вопросами как на семинарах ММК, так и на организационно-деятельностных играх (ОДИ). Авторы обсуждают роль вопросов в поддержании целостности методологического рассуждения, выделяют типы вопросов на семинарах и описывают ряд сложившихся приемов работы с вопросами. Практику работы с вопросами на ОДИ авторы рассматривают как дальнейшее развитие и технологизацию практики работы с вопросами на семинарах. Анализируется роль позиций (позиционных схем) и ортогональной организации пространства обсуждения в постановке и использовании вопросов. Во второй части статьи представлен ряд техник интерактивного вопрошания, опирающихся на разработки ММК и результаты их использования. На основе этого опыта авторы делают вывод, что сложившиеся в ММК практики работы с вопросами имеют большой образовательный потенциал; опираясь на этот опыт, можно разрабатывать методические приемы, методики и формы учебных ситуаций, которые могут быть использованы в массовом обучении как в вузе, так и в школе.

Отклик Тамары Ивановны Боровковой (на фото), кандидата педагогических наук, г.Владивосток: “С удовольствием прочитала статью Веры Даниловой и Вадима Карастелева. Большое спасибо авторам. Для меня трое курсов вопрошания, проводимые Верой Леонидовной и Вадимом Евгеньевичем, станут опорой в построении работы с магистрантами тьюторской магистратуры в Дальневосточном федеральном университете, которая заново открыта после трех лет перерыва. Вот уже сейчас, готовясь к трехдневной ОДИ, которая пройдет для первокурсников-магистрантов всех образовательных программ Школы педагогики на этой неделе, я, прочитав статью, добавила в содержание зачетного по этой дисциплине рефлексивного эссе три вопроса из данной статьи. А для тех, кто очно не сможет присутствовать на ОДИ, сегодня предложу попробовать применить технику «Импульс» («Тьюторские планшеты»). Статью перешлю коллегам и Клубу выпускников тьюторской магистратуры”.

Related Posts

Без рубрики, Дистанционное образование, Обучение тьюторству, Обучение тьюторству, Цифровая среда. Вопрошание
“Сила вопроса” – курс по организации эффективной коммуникации для тьюторов

О программе:  Целью программы повышения квалификации является обучение коммуникативным техникам (работа с вопросами) в практических и учебных ситуациях.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости