Как разбудить интерес детей на уроках? Вопрошание
 /  Частная школа / Частная школа / Как разбудить интерес детей на уроках? Вопрошание

Как разбудить интерес детей на уроках? Вопрошание

Проработав два года тьютором и параллельно обучаясь в тьюторской магистратуре МГПУ, я стала по-другому смотреть на себя, детей, педагогов и сам процесс образования. Мне стало любопытно попробовать себя и в роли тьютора, и в роли преподавателя (по первому образованию я – учитель истории и обществознания).
Буду честна, за два года у меня произошла «тьюторская профдеформация». Приходя на уроки, я поняла, что мне неважны оценки. Для меня важно, чтобы они думали, говорили, спорили, сомневались, находили для себя ценное и интересное. И в этом мне помогает вопрошание. Сегодня я расскажу о трех способах применения вопрошания на уроках истории и обществознания.

1 способ – «Вопросы к новому модулю»:
В начале модуля ребята пишут на стикерах все вопросы, которые у них возникают к теме модуля. Это позволяет, еще не приступив к изучению материала, выявить то, что вызывает интерес у каждого ученика. Я собираю вопросы, в конце прохождения модуля вывожу все вопросы на слайд и задаю им вопрос: «Нашли ли вы ответы на свои вопросы?». Если нет, то я предлагаю им самостоятельно или в парах найти ответы. Также с помощью этих вопросов можно закрепить пройденный материал по модулю или внести их в контрольную работу.
Вот часть вопросов, сформулированных к модулю «Американская война за независимость»:
• Кто начал войну за независимость?
• Почему началась война?
• С кем воевала Америка?
• Какие были главные герои в Американской войне за независимость?
• Как с этой войной связана Декларация независимости?

2 способ – «Вопросы к новой теме урока»:
Здесь я предлагаю задать вопрос конкретно к новой теме в начале урока. Например, к теме «Долг и совесть» в обществознании ребята задали следующие вопросы:
• Зачем нужен долг?
• У всех ли есть совесть?
• Что такое совесть?
• Что можно задолжать в духовной сфере?
• Как почувствовать свою совесть?
• Кому я должен?
• Как работает совесть?
• Что может быть долгом для человека?
Далее идти можно по-разному. На следующем уроке я вывела эти вопросы на слайд и предложила каждому написать мини сочинение-рассуждение на вопрос, который больше всего ему откликается.
Честно, я была поражена тому, с каким любопытством ребята смотрят на вопросы, сформулированные своими же одноклассниками. А еще больше я была поражена, как глубоко они мыслят в сочинениях.

3 способ – «Вопросы в конце урока»:
Этот способ я применяю чаще на уроках истории. Тут я предлагаю ребятам в конце урока задать любой интересующий их по теме урока вопрос.
Я собираю их, читаю и в начале следующего занятия отвечаю, оборачивая в рубрику «Интересный факт». Это очень оживляет класс!
Вот некоторые вопросы, которые я получала в конце уроков:
• Напиток «негрони» придумали негры-рабы?
• Когда во Франции появились багеты и круассаны?
• Как происходил выбор 5 директоров во Франции?

В начале сентября ребятам было тяжело формулировать вопросы. Но спустя три месяца я замечаю прогресс. Приятно слышать на уроках: «Серине Самвеловна, а мы будем сегодня задавать вопросы?»

Автор статьи – Серине Согомонян, сертифицированный тьютор МТА. Тьютор школы «Вектор», г. Воронеж

Related Posts

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Тьютор частной практики, заместитель руководителя МТЦ, региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К", эксперт АСТ.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости