Что значит быть ребёнком в современном мире, когда столько возможностей?
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Что значит быть ребёнком в современном мире, когда столько возможностей?

Что значит быть ребёнком в современном мире, когда столько возможностей?

Последние пять лет Вадим Карастелев преподает первокурсникам курс «Вопрошание как культура тьюторской деятельности» в магистерской программе «Тьюторство в сфере образования» Московского городского педагогического университета. Одним из заданий является прочтение проникновенного текста Карла Роджерса «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем», а затем — написание размышления на тему: «Какие бы я задала себе вопросы, если бы стала тьютором?». С разрешения автора вашему вниманию предлагается одно из таких размышлений.

Меня зовут Оксана Петрова, сейчас я живу в солнечном Краснодаре. В настоящее время учусь в магистратуре МГПУ “Тьюторство в сфере образования”, более 10 лет работала финансистом в разных компаниях, мне нравится путешествовать и делать мир чуточку лучше.  Я стремлюсь объединить профессиональный опыт, личные ценности и приоритетные интересы в будущей деятельности.

Какие бы вопросы я задала себе, если бы стала тьютором?

Я начала писать эссе с перечисления всех вопросов, которые возникают у меня по поводу самореализации в тьюторстве. Их оказалось более двадцати, но затем я выбрала пять, которые кажутся мне на данный момент самыми важными:

Вопрос первый
Как определить границы в работе с тьюторантом? Что можно рассказывать о себе, а что нет? На какие вопросы стоит отвечать, а какие – оставлять без ответа?

Обсуждение правил в начале работы с тьюторантом, безусловно, необходимо: это помогает установить границы и избежать недоразумений. Однако предусмотреть всё невозможно – всегда остаются риски и непредвиденные ситуации. Думаю, должен быть перечень тем, которые точно не обсуждаются. Возникает вопрос: как мягко сообщить об этом тьюторанту и перевести разговор на более нейтральные темы, если возникнет такая ситуация? С одной стороны, важно создать безопасное пространство для общения, где тьюторант может делиться мыслями и чувствами. С другой – необходимо удерживать профессиональные границы и соблюдать этические нормы. Смогу ли я это сделать?

Вопрос второй
Со всеми ли тьюторантами я смогу работать? С какими точно не буду сотрудничать?

В частной практике сотрудничество часто строится на взаимодействии с семьёй, и если родители не поддерживают принципы тьюторства, успешность сопровождения под вопросом. Возможно, стоит начинать с короткого пробного периода, чтобы оценить степень расхождений и перспективы дальнейшей работы. Если же сам тьюторант на протяжении нескольких встреч остаётся закрытым, не проявляет инициативу, не выполняет задания или выражает негативизм, сотрудничество становится проблемным – возможно, стоит порекомендовать другого специалиста или работать в тандеме.

По моему небольшому опыту, родители часто понимают ценность тьюторства, а вот ребёнок – нет, и может отказываться от сопровождения или саботировать процесс. Как в этом случае должен поступать тьютор? Как донести до тьюторанта ценность взаимодействия, показать возможные результаты совместной работы? Какой подготовительный этап необходим для работы с таким тьюторантом? В школе же выбора тьюторантов не будет, и это нужно принять как данность, осознанно решая, готова ли я работать в таких условиях, под запрос администрации и системы.

Вопрос третий
Как сделать сопровождение тьюторанта более интересным и актуальным? Смогу ли я быть «на одной волне» с тьюторантом, и насколько это необходимо?

Насколько мне стоит увлекать тьюторанта, постоянно внося что-то новое? Разнообразие инструментов позволяет экспериментировать, но не превращусь ли я в аниматора? Ведь встречи должны быть не только весёлыми, но и содержательными: нужно думать, писать, анализировать, пробовать. Организация атмосферы творчества и создания образа своей жизни — это вдохновляющий процесс, который требует и структурности, и эффективной коммуникации. Как найти баланс между этими составляющими?

Вопрос четвёртый
Как определять «язык» тьюторанта? Как использовать разные методы для разных типов мышления?

Не всем тьюторантам подходит привычный для меня стиль общения. Как сделать работу максимально комфортной для нас обоих? Можно спросить напрямую, что им больше нравится – говорить, рисовать, чертить, но человек не всегда сам это осознаёт. По своему опыту обучения в Магистратуре я поняла, что на поиск своего формата уходит время. Наблюдение и анализ предыдущего опыта, на мой взгляд, самые эффективные инструменты для выявления предпочтений тьюторанта. Но на что обращать особое внимание, чтобы не упустить важные нюансы? Понимаю, что это приходит с опытом, но мне важно знать это уже сейчас, в начале пути. Кроме того, стоит регулярно спрашивать у тьюторанта, комфортен ли ему выбранный формат, что он ощущает во время работы.

Вопрос пятый
Как я могу оценивать свой прогресс как тьютор? Какие критерии использовать для оценки своей эффективности и роста?

Для меня главным критерием является достижение тьюторантом своих целей и прогресс в деятельности, уровень вовлечённости и развитие навыков. Оценить свою роль в этих достижениях непросто, поэтому важна честная и конструктивная обратная связь. Ведение дневника поможет фиксировать мысли и наблюдения после каждой сессии, осознавать свои сильные и слабые стороны, а также разрабатывать стратегии для повышения эффективности. Обмен опытом с коллегами и чтение профессиональной литературы позволят чувствовать уверенность и видеть, что я не стою на месте, а развиваюсь и применяю новые подходы. Общение с другими тьюторами поможет понять, где я нахожусь по сравнению с коллегами, и какие идеи можно взять на вооружение.

Есть ещё один вопрос, на который я пока не готова ответить:
Что значит быть ребёнком в современном мире, когда столько возможностей?
Этот вопрос я взяла из текста Карла Роджерса «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем», немного адаптировав его под современность и свой запрос.

В итоге размышления о самых важных вопросах в тьюторстве порождают новые вопросы…

Related Posts

Тьюторская магистратура, Цифровая среда. Вопрошание
Тамара Боровкова: “Что меня заставило принять решение – поступить в московскую тьюторскую магистратуру?”

Я, Боровкова Тамара Ивановна, выпускница московской магистерской программы «Тьюторство в сфере образования» 2013 года. Моим научным руководителем магистерской

Обучение тьюторству, Последние новости, Тьюторская магистратура, Цифровая среда. Вопрошание
30 мая День открытых дверей в онлайн-магистратуре тьюторства

30 мая в 18.00 по московскому времени приглашаем вас на День открытых дверей магистратуры “Тьюторство в сфере образования”

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости