Понедельник
10 НояПОСЛЕСЛОВИЕ К ТЬЮТОРСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Прошла, отзвучала, удаляется в прошлое ХХХ-я конференция, последовательно из года в год продвигающая тему тьюторства в открытом образовательном пространстве. Эта конференция обсуждала пути вхождения тьюторства в широкую сферу социальных и профессиональных проектов. Конференция в этом году это 12 пленарных докладов в первый день 29 октября 2025 года, 13 секций во второй и 26 мастерских в третий день.
Нашей межрегиональной командой (Йошкар-Ола, Томск, Пермь, Москва, Алматы) были организованы секция «Онлайн обучение и тьюторское сопровождение для социальных и профессиональных проектов» и мастерская «Тьюторство как пространство роста проактивности человека». На секции 12 участников заслушали и обсудили 6 докладов: Колпаков Сергей Николаевич, Томск «Онлайн образование: значение, перспективы, проблемы»; Тихомирова Валентина Тихоновна, Йошкар-Ола «Дизайн и корни онлайн обучения»; Куляпин Алексей Сергеевич, Пермь «Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения средствами образовательной робототехники»; Союзова Надежда Алексеевна, Москва «Природосообразность онлайн-обучения. Сохраняем ритм естественного познания»; Политикова Елена Ивановна, Манохина Елена Алексеевна, Казахстан, Алматы «Трансляция опыта в онлайн-формате как форма повышения квалификации»; Ветров Сергей Владимирович, Йошкар-Ола «Школа “Финаматика” как исследовательская площадка отработки эффективных средств онлайн-обучения».
Участники секции выделили основные проблемы в дистанционном образовании: 1) онлайн образование требует своей методологической основы, своей философии; механический перенос опыта из традиционной офлайн сферы не даёт результатов; 2) в онлайне легко «скатиться» в иллюзию образования; 3) в онлайне сложно при необходимости по ходу дела менять сценарий; нужны более жёсткие требования к сценарию и инструментам работы. При этом были отмечены явные позитивы в этом направлении, например, такие: 1) онлайн общение с родителями проходит более конструктивно; 2) позволяет осознать и оформить стоимость часа своего труда; 3) стимулирует педагога на самообразование и саморазвитие.
Секция наметила план дальнейших шагов в разработке темы онлайн образования: 1) продолжить поиск путей для перехода от формата класса к формату клуба как более эффективную для онлайн обучения; 2) отметить как очень интересный и перспективный ход в оформлении принципа «трамплина», предложенный Надеждой Союзовой, для предотвращения зависания подростков в гаджетах и расширения контактов с реальной жизнью (этому мы посвятим отдельную статью); 3) сохранить и расширить группу для работы и общения по теме онлайн образования до следующей тьюторской конференции.
Порадовал нас и интерес коллег к теме проактивности, заявленной нами в жанре мастерской. Предварительно на эту мастерскую записалось 223 человека! Это лишний раз подтверждает растущую актуальность этого вопроса. И как правильно мы сделали с Натальей Хомченко, что ещё в 2020 году избрали эту тему для своих исследований, цель которых выяснить, насколько тьюторская технология может быть успешной для развития проактивности человека! Основное сообщение на мастерской сделала заведующая лабораторией проактивности МТА кандидат педагогических наук доцент Тихомирова Валентина Тихоновна. Нами уже опубликовано семь статей по тьюторству для проактивности.
Исследование продолжается.

