Уникальность конкурса, и почему это – важно.

Уникальность конкурса, и почему это – важно.

                         

30 марта 2024 года завершился пятый Всероссийский конкурс «Тьютор года». Он проходил на площадке образовательного интенсива «Школа принятия решений», который проектировался двумя командами – сетевого института ПрЭСТО и Межрегиональной тьюторской ассоциации. Участниками интенсива стали  65 взрослых и детей из 12 регионов нашей страны. В конкурсе приняли участие 8 героев. Сегодня, когда все семь дней остались позади, хочется поделиться размышлениями о том, в чем уникальность этого конкурса и о том, почему это важно.
Первая характеристика конкурса – на нем не было никаких открытых мероприятий, к которым конкурсантам надо было заранее подготовиться. Все, что разворачивалось на конкурсе, было ситуативным и позволяло каждому проявить компетентность, выросшую из определения, что тьютор – герой ситуативной педагогики. И это вовсе не значит, что пространство конкурса было бессистемным и хаотичным. Оно было избыточным, вариативным, открытым и неопределенным. В основе его освоения – принятие индивидуальных решений: участвую – не участвую; делаю – не делаю; проявляю инициативу – не проявляю; вступаю в активную коммуникацию – закрываюсь в своем личном пространстве, пробую новое – отрабатываю привычное…Именно этот процесс – процесс принятия решений мы, эксперты, наблюдали, а тьюторы сопровождали в ходе конкурса. Конечно, к этому можно было подготовиться заранее, но не как к открытому мероприятию, а как к профессиональному действию, опыт которого нарабатывается в повседневной тьюторской практике.
Вторая уникальность – конкурс не требовал от участника отчета о проделанной работе и даже обобщения своего опыта – ни того, который был накоплен до конкурса, ни того, который накапливался по ходу конкурса. А вот рефлексия своей деятельности, как возможность осмысления прожитого дня, возникшего взаимодействия, проведенного тьюториала, – была неотъемлемой частью всего интенсива в целом, и конкурса, в частности. Именно в рефлексивных точках можно было увидеть, для кого этот процесс является важным, значимым и профессионально востребованным, а для кого – лишней нагрузкой.
Третья уникальность – на конкурсе не было специально организованной самопрезентации, как это бывает на педагогических конкурсах. И в то же время она была, но как содержательное предъявление себя и своей позиции. Местом такой самопрезентации становился методологический семинар. В течение семи дней состоялось четыре таких семинара. Именно они стали возможностью для конкурсанта: проявить свой профессиональный интерес, задать важный вопрос, организовать его обсуждение, высказать свою точку зрения, услышать и отреагировать на позиции других. Наблюдать за такой самопрезентацией чрезвычайно интересно. Ведь включенность не сыграешь.
Четвертая уникальность. Конкурс стал пространством профессиональной честности и искренности. Завершающим этапом нашего состязания были тьюторские истории. Восемь конкурсантов представляли в  выбранном  ими жанре самый значимый для себя опыт тьюторского действия на интенсиве. Сказки, философские размышления, рассказы в технике сторитейлинга…Все было разрешено. Эта, публичная часть конкурса, на удивление оказалась очень интимной и трогательной. Ведь все, что рассказывал каждый конкурсант, происходило на наших глазах. А в их рассказах эти образы появлялись снова, наполнялись особыми смыслами и тонкостями. Солгать невозможно и незачем. Завораживающее действие. Каждое выступление – на одном дыхании. Может быть поэтому, после каждой истории хотелось выдохнуть, чтобы настроиться на другого.
Пятая уникальность. Отсутствие надуманной, сценированной парадности. Торжественность и значимость момента возникала из реальных чувств и переживаний участников. Они возникали здесь и теперь и отражали каждого в моменте. И это тоже чрезвычайно важно, потому что тьюторство – это не столько про будущее, и, тем более, про прошлое. Оно про настоящее, возникаюшее как инсайт, озарение, побуждение…и действие. В выступлении одной участницы конкурса прозвучала такая метафора «Тьютор – это глагол…»
Все, кто хотел совершить действие – действовали. Я поздравляю наших победителей – Анну Адлер, Людмилу Кузнецову, Ирину Кувшинову, Дарью Куськову. Я поздравляю тех, кто пока не стал победителем, но смог проявить свою уникальность – Марину Остроушко, Дмитрия Соловьева, Виолетту Василенко, Марину Анисимову. Это так важно – наполнять свою настоящую жизнь СОБЫТИЯМИ! Вместе с вами нам это удалось!

Related Posts

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Зюрина Татьяна Анатольевна

Зюрина Татьяна Анатольевна

september2@yandex.ru

Образование:

  • Пермский государственный педагогический университет, исторический факультет. Московский городской педагогический университет, магистерская программа «Тьюторство в цифровой образовательной среде»

Место работы:

  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Ал. Кирьянова» г. Чайковский

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования и технологии интерактивного вопрошания
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

Руководитель проекта Всероссийский конкурс “Тьютор года”

Имакаев Виктор Раульевич

Руководитель проекта Всероссийский конкурс “Тьютор года”

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010г, город Чайковский, директор.

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости