Вторник
10 НояНовые реалии – новые идеи
В Лицее №44 г. Чебоксары на протяжении нескольких лет создавалась образовательная среда, ресурсная для продвижения школьников по индивидуальным образовательным маршрутам. Как и во всех школах, обучение в старших классах профильное. Как и в других школах, организовано детское самоуправление, дающее детям возможность проявить социальную активность.
Но есть и такие образовательные форматы, которые родились в стенах нашего лицея. Например, Научное общество лицея «Шаг в будущее», в котором действуют несколько проектных команд, руководителями которых являются сами учащиеся. Или Публичные слушания «Заявление о намерениях» и «Защита портфолио» в 9-х классах; «Точка отсчета» и «Образовательная траектория» в 10-х классах, на которых школьники в начале года представляют свои планы на ближайшее будущее, а в конце – рассказывают о результатах их выполнения. Уже стали традицией школьные конференции, на которых учащиеся защищают свои индивидуальные проекты. Прекрасно зарекомендовал себя проект выпускников «Growing Lyceum» («Растущий лицей»), цель которого – создание платформы для продуктивного общения старшеклассников и студентов вузов. Можно назвать и Мастерские для старшеклассников, которые проходят, как тьюториалы, и элективный курс «Школа мышления», способствующий формированию у старшеклассников ключевых компетенций в области проектной деятельности и критического мышления. Одним из новых форматов стал проект «Кураторство», в котором учащиеся 10-х классов сопровождают шестиклассников в их проекте «Чебоксары: мой город». Все эти элементы, будучи объединенными в систему, стали по-настоящему ресурсными для воплощения идеи индивидуализации образования.
Новые реалии – переход на дистанционное обучение в конце прошлого года и эпидемиологические ограничения (запрет на массовые мероприятия, разделение потоков детей, длинные перемены и растянувшийся учебный день и т.д.) в этом учебном году – больно ударили по укладу лицея. Возникла проблема: если не отреагировать на вызовы времени, то можно за полгода растерять то, что создавалось несколько лет, прошло проверку в деле и реально работало.
Новые идеи стали появляться практически сразу после перехода на дистант.
Например, десятиклассники, для которых проект «Кураторство» являлся частью программы элективного курса «Школа мышления», получили учебную задачу: довести дело до конца и любыми способами организовать защиту проектов шестиклассников. Эту задачу они решали разными способами: кто-то общался со своими подопечными ВКонтакте, кто-то – в Скайпе, кто-то организовывал ZOOM-конференции. Выручил Инстаграм: дети выкладывали видеоролики выступлений и прикрепляли фотографии. Но понятно, что и сами старшеклассники нуждались в сопровождении, поэтому с помощью инструментов Google была реализована технология Open Space, в которой совместно решались возникающие проблемы. Как это часто бывает, эффекты оказались ценнее запланированных результатов: увидев в Инстаграм выступления шестиклассников, видео о своих проектах начали публиковать и другие классы.
Еще одно решение – перевод в онлайн-формат части организационных вопросов Научного общества лицея: в середине сентября актив НОЛ самостоятельно организовал отчетно-выборное собрание в ZOOM, а традиционные еженедельные «планерки» ученического Совета НОЛ теперь проводятся не по утрам, а по вечерам в ZOOM.
Прекрасно сработали выпускники: раньше они приезжали на ноябрьские праздники и проводили панельную дискуссию в школе, а в этом году они почти три часа общались со старшеклассниками на онлайн-конференции «Коронное испытание, или ЕГЭ, которое никогда не повторится», выходя на связь из разных городов страны.
Новое появилось и в организации публичных слушаний «Заявление о намерениях» в 9-х классах. Раньше они проходили в течение 3-4 дней, с участием многих педагогов, длились каждый раз не менее двух часов. В этом году девятиклассники организовали публичные слушания своими силами: создали 25 малых групп, организовали пространство технически (для показа презентаций нашли столько же ноутбуков) и выступили экспертами друг для друга. При этом все прошло оперативно, а самое главное – был перенесен акцент с внешней оценки на самооценку.
Этот опыт был использован и при организации первой проектной сессии нового учебного года – сессии по защите итоговых индивидуальных проектов девятиклассников.
Пока рано говорить о том, что решаются все проблемы. Детям очень не хватает живой коммуникации и масштабных лицейских событий – например, таких, как традиционные Дни науки. Не все возможно перевести в онлайн. И новая реальность показывает, что простой перенос образовательных форматов из оффлайн в онлайн – это путь малоэффективный. Значит, необходимо порождать новые идеи для сопровождения детских индивидуальных образовательных маршрутов.
Иванова Елена Николаевна, педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары.