Новые реалии – новые идеи

В Лицее №44 г. Чебоксары на протяжении нескольких лет создавалась образовательная среда, ресурсная для продвижения школьников по индивидуальным образовательным маршрутам. Как и во всех школах, обучение в старших классах профильное. Как и в других школах, организовано детское самоуправление, дающее детям возможность проявить социальную активность.

Но есть и такие образовательные форматы, которые родились в стенах нашего лицея. Например,  Научное общество лицея «Шаг в будущее», в котором действуют несколько проектных команд, руководителями которых являются сами учащиеся. Или Публичные слушания «Заявление о намерениях» и «Защита портфолио» в 9-х классах; «Точка отсчета» и «Образовательная траектория» в 10-х классах, на которых школьники в начале года представляют свои планы на ближайшее будущее, а в конце – рассказывают о результатах их выполнения. Уже стали традицией школьные конференции, на которых учащиеся защищают свои индивидуальные проекты. Прекрасно зарекомендовал себя проект выпускников «Growing Lyceum» («Растущий лицей»), цель которого – создание платформы для продуктивного общения старшеклассников и студентов вузов. Можно назвать и Мастерские для старшеклассников, которые проходят, как тьюториалы, и элективный курс «Школа мышления», способствующий формированию у старшеклассников ключевых компетенций в области проектной деятельности и критического мышления. Одним из новых форматов стал проект «Кураторство», в котором учащиеся 10-х классов сопровождают шестиклассников в их проекте «Чебоксары: мой город». Все эти элементы, будучи объединенными в систему, стали по-настоящему ресурсными для воплощения идеи индивидуализации образования.

Новые реалии – переход на дистанционное обучение в конце прошлого года и эпидемиологические ограничения (запрет на массовые мероприятия, разделение потоков детей, длинные перемены и растянувшийся учебный день и т.д.) в этом учебном году – больно ударили по укладу лицея. Возникла проблема: если не отреагировать на вызовы времени, то можно за полгода растерять то, что создавалось несколько лет, прошло проверку в деле и реально работало.

Новые идеи стали появляться практически сразу после перехода на дистант.

Например, десятиклассники, для которых проект «Кураторство» являлся частью программы элективного курса «Школа мышления», получили учебную задачу: довести дело до конца и любыми способами организовать защиту проектов шестиклассников. Эту задачу они решали разными способами: кто-то общался со своими подопечными ВКонтакте, кто-то – в Скайпе, кто-то организовывал ZOOM-конференции. Выручил  Инстаграм: дети выкладывали видеоролики выступлений и прикрепляли фотографии. Но понятно, что и сами  старшеклассники нуждались в сопровождении, поэтому с помощью инструментов Google была реализована технология Open Space, в которой совместно решались возникающие проблемы. Как это часто бывает, эффекты оказались ценнее запланированных результатов: увидев в Инстаграм выступления шестиклассников, видео о своих проектах начали публиковать и другие классы.

Еще одно решение – перевод в онлайн-формат части организационных вопросов Научного общества лицея: в середине сентября актив НОЛ самостоятельно организовал отчетно-выборное собрание в ZOOM, а традиционные еженедельные «планерки» ученического Совета НОЛ теперь проводятся не по утрам, а по вечерам в ZOOM.

Прекрасно сработали выпускники: раньше они приезжали на ноябрьские праздники и проводили панельную дискуссию в школе, а в этом году они почти три часа общались со старшеклассниками на онлайн-конференции «Коронное испытание, или ЕГЭ, которое никогда не повторится», выходя на связь из разных городов страны.

Новое появилось и в организации публичных слушаний «Заявление о намерениях» в 9-х классах. Раньше они проходили в течение 3-4 дней, с участием многих педагогов,  длились каждый раз не менее двух часов. В этом году девятиклассники организовали публичные слушания своими силами: создали 25 малых групп, организовали пространство технически (для показа презентаций нашли столько же ноутбуков) и выступили экспертами друг для друга. При этом все прошло оперативно, а самое главное – был перенесен акцент с внешней оценки на самооценку.

Этот опыт был использован и  при организации первой проектной сессии нового учебного года – сессии по защите итоговых индивидуальных проектов девятиклассников.

Пока рано говорить о том, что решаются все проблемы. Детям очень не хватает живой коммуникации и масштабных лицейских событий – например, таких, как традиционные Дни науки. Не все возможно перевести в онлайн. И новая реальность показывает, что простой перенос образовательных форматов из оффлайн в онлайн – это путь малоэффективный. Значит, необходимо порождать новые идеи для сопровождения детских индивидуальных образовательных маршрутов.

 

Иванова Елена Николаевна,  педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г.Чебоксары.

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • Координатор страницы Тьюторство в дистанционном формате

    Мухамедова Патима Усмановна

    Мухамедова Патима Усмановна

    fatymuh@vtomske.ru

    Образование: Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1982 год. Место работы:
    Муниципальное автономное образовательное учреждение Школа «Эврика-развитие», г. Томска.
     Координатор творческой группы тьюторов школы, тьютор-наставник, тьютор;
     Программа педагогической интернатуры по направлению «Сетевой тьютор» Ассоциации МАРО и Межрегиональной тьюторской ассоциации, 2018;
     Региональный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации.

     Крапивец  Елена Анатольевна

    Крапивец Елена Анатольевна

    krapivetz.ru@yandex.ru

    Образование:
    • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.
    • Педагогическая интернатура по направлению «Сетевой тьютор», Ассоциации «МАРО» и Межрегиональной тьюторской ассоциации, 2018 г.
    • Региональный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации.
    Место работы:
    • Муниципальное Автономное Образовательное учреждение средняя Школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор .
    Профессиональные интересы
    • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
    • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
    • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики и в дистанционных формах обучения
    • Организация рефлексивной деятельности школьников в образовательном событии
    • Образовательный туризм.

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости