Участие в IX Деятельностной Олимпиаде
 /  Крым / Участие в IX Деятельностной Олимпиаде
Участие в IX Деятельностной Олимпиаде

Участие в IX Деятельностной Олимпиаде

Крым

20 – 23 марта 2024 г. команда семейной школы Основа г. Симферополя очно участвовала в IX Деятельностной Олимпиаде, которую проводил Владимирский государственный Университет. Ребята, как команда, не заняли призовых мест, но получили грамоты за личные достижения. А, самое главное, в них произошли внутренние перемены, которые мы наблюдали с О. А. Суфэль, директором школы. Вот её отчёт:
“Я как педагог сделала много личных открытий.

И касающихся каждого из наших ребят – они действительно открывались новыми гранями, проявляя не свойственные им качества.

Например, Диана в школе мало интересуется учебой, учится средне хорошо потому что мама контролирует. А в ситуации олимпиады Диана проявила себя по-другому, она включилась в работу и даже выступила с презентацией от команды. Она включилась настолько, что очень переживает как бы ей попасть на олимпиаду в следующем году, ведь она будет уже в 9 классе. Мы обсудили, что придётся усиленно готовиться, потому что поездка (если она случится) будет накануне ОГЭ. А также мы порассуждали в какой роли могла бы выступить Диана на следующий год. Например, в качестве волонтёра – координатора или в группе медиа службы. Диана согласна на всё, лишь бы снова почувствовать себя вместе со всеми.

Ваня прошел испытание работать с незнакомыми ребятами в другой команде (он заявился когда команды были сформированы и пошёл на замену заболевшему участнику, поэтому был не с нами). Ваня ни разу не пожаловался, что был “один”, полноценно работал, предлагал идеи, участвовал наравне с другими. И тоже хочет вернуться ещё! Ваня обычно скуп на эмоции, в начале он даже не хотел фотографироваться и обычно молчал. На второй день он улыбался на фото, а на третий – когда мы пускали паровозики в зале – Ваня позволил мне заснять свой радостный танец, его наполняли эмоции, и он не прятал их!

Матфей начал читать! Он вообще не любитель учиться и тем более читать. В поезде я достала книжечки и журналы, которые нам подарили, и Матфей от скуки взял одну. Затем другую, третью. Вижу, что пошло дело! Я достала из своих припасов ещё две книги, их тоже прочёл! Это точно веха в жизни Матфея, он и сам это отметил и был рад своему рекорду!

Эльдар (мой сын), не самый усердный ученик, он больше спортсмен и любитель техники (но не наук пока что), оказался в секции… филологов!. Я ещё не видела, чтоб он так вдохновенно что-то писал (Эльдар жуть как не любит писать). Он выбежал на переменку, я как раз была рядом и видела его восторг: они придумали новый язык! Спортивный, конечно же))
Когда собирали паровоз Эльдар был увлечён очень-очень. И это было ожидаемо. А вот неожиданно было для меня то, как он реагировал на внезапные поломки паровоза, а их было несколько. Типичная реакция – сильно огорчиться и всё бросить. А здесь он упорно продолжал вместе с остальными ребятами искать решение проблемы, и упорствовал пока паровоз не поехал! Это очень важная победа над самим собой.

Велеслава, обычно увлеченная больше собой, нашла слова поддержки другим ребятам, подметила чужие ценные идеи. А ещё Веля вытерпела большое переживание, когда её не объявили среди победителей индивидуального тура, хотя она понимала, что хорошо написала работу. Я уверена, что для Вели это был тоже  важный опыт, обычно ей легко достаются победы и пятёрки.
На конструировании, когда модель поезда все никак не получалась, Веля не бросала работу, поддерживала наставницу Кристину. Смогла сконцентрироваться, заряжала позитивом других. В итоге, когда все уже подумали, что вагончики поедут без паровоза и нас снимут с соревнований, паровоз удалось починить и мы участвовали в гонках.
А ещё Веля и Матфей подружились 🙂

Любава получила ответ на свой вопрос (“Что было раньше – курица или яйцо?”), полностью мне его пересказала, и потом мы ещё побеседовали о разнообразии яиц)) у разных классов типа хордовые (надо понимать, что зоологию они в своем 5м классе ещё не учили).
С паровозиком Любава тоже носилась и возилась очень увлечённо. И это было удивительно, потому что в школе у нас Любава – это “девочка с книжкой” – кушает с книжкой, на перемене с книжкой, после уроков и даже

Наталья Шишкина, [19.04.2024 9:18]
идёт по тротуару если светло – с книжкой. И читает, читает, читает. А тут – паровозики! Любава даже предложила свой чемодан для перевозки ценного груза. А то вдруг у меня с ним что-нибудь случится.

Ребята, конечно, также как и раньше по вечерам сидели в телефонах, но теперь они ещё обсуждали свои олимпиадные проекты, рассуждали, и всегда в дружелюбном тоне. Это магия!)

И это только то, что я подметила и запомнила. А сколько ещё происходит тайно у них где-то внутри! И ещё произойдет, я уверена, потому что добрые зёрна засеяны.
Ой, а ещё меня очень тронул такой момент.  На второй день олимпиады наши ребята по собственной инициативе придумали речевку:
Основа Крыма лучше всех,
Всегда во всём нас ждёт успех!
И исполнили её весело несколько раз. Это для меня настоящий подарок, потому что на олимпиаду поехали не лучшие друзья-товарищи, а те, чья семья могла оплатить расходы, то есть дети собрались в команду случайно. И стали настоящей командой!

И в целом для работы с детьми мои выводы после Олимпиады такие:

– я очень ярко увидела, что чрезвычайно важно создавать ситуации успеха, чтоб окрылить ребенка и побудить его к созиданию; они действительно не верят в себя часто, и это тормозит полёт мысли. А здесь они поверили, включились и работа мысли пошла! Может быть, для отличников, для лидеров класса это привычная ипостась. Здесь же ВСЕ могут стать лидером. В ситуации олимпиады дети раскрываются удивительно. Такие события должны быть в жизни каждого ребёнка, чтоб ребенок про себя понял: Я СПОСОБНЫЙ! Я МОГУ! В ситуации обычного урока шансов гораздо меньше. На олимпиаде тип взаимодействия другой и поэтому можно себя проявить более ярко, более успешно, более творчески. И запомнить себя таким.

– как прекрасен вариант “соревнований без соревнований”! Отсутствие рейтинга – очень важно! Да, есть лучшие, но нет худших. Я видела баллы в первый день, у наших был низкий балл. А Диана в этот же вечер мне сказала очень уверенно, что наша команда лучше всех! Так важно верить в себя и своих товарищей! Как хорошо, что дети не видели эти баллы! Именно поэтому, мне кажется, и было такое принятие друг друга и сила объединения! А не дух соперничества, как бывает на соревнованиях. Я за все дни олимпиады ни разу не увидела у ребят огорчение, что кто-то лучше, чем мы/я. А это всегда бывает, например, на детских спортивных соревнованиях.

– детям очень ценно, что были взрослые, которые включились в их интерес и были партнёрами по “добыче знания”. Взрослые, которым было интересно слушать детскую точку зрения и детские вопросы. И отвечать на них. То есть ценно человеческое внимание! Думаю, это самое главное место притяжения: контакт “человек – человек”.  Именно поэтому дети так радуются и хотят вернуться.
А ещё эти взрослые не навязывали точку зрения, программу, не стремились “подмять” под себя. Такое не часто бывает в детской жизни.

– меня очень порадовало, что дети всерьез озабочены вопросами экологии. Значит, есть надежда, что человек выкрутится из экологического кризиса. Больше половины проектов 7-8 класса были на тему экологии. А другая половина направлена на улучшение качества жизни. Наши дети (в широком смысле наши, все дети) осознанны и гуманны. Я радуюсь!

В общем-то, главный вывод такой: надо делать в школе побольше событий, в которых дети поверят в себя и получат внимание неравнодушных взрослых. Что и собираюсь делать. Зоя Леонидовна, спасибо Вам за пример и вдохновение!”
О. А. Суфэль. Н. Ю.Шишкина

    

Related Posts

Инфо СМИ, Инфо СМИ, Последние новости
Татьяна Ковалева: «Родителей, которых интересуют тьюторские технологии, становится все больше»

Татьяна Ковалева: «Родителей, которых интересуют тьюторские технологии, становится все больше» Читайте интервью «Вестям образования» профессора МГПУ и ТГУ,

Координатор страницы Республики Крым

Шишкина Наталья Юрьевна

Шишкина Наталья Юрьевна

happy1000@yandex.ru

Образование:

    Школа Ямбурга 109, Историко-архивный Институт РГГУ, Магистратура "Тьюторство в образовании" МГПУ.

Место работы:

  • Развивающий центр "Школа "Основа" г. Симферополь Тьютор, организатор сюжетно-ролевых игр.

Профессиональные интересы:

Тьюторская служба в школе, событийность в деятельностном подходе, сопровождение проектной деятельности школьников, сюжетно-ролевая игра по методике Е. Бахотского.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости