Частные школы. Возможность выбора тьюторского сопровождения
 /  Новосибирская область / Частная школа / Частная школа / Частные школы. Возможность выбора тьюторского сопровождения

Частные школы. Возможность выбора тьюторского сопровождения

На сегодняшний день мы видим большое разнообразие частных школ, позиционирующих себя как школы с тьюторской службой. Как же разобраться и выбрать именно ту, которая больше всего отвечает вашим потребностям и потребностям вашего ребенка? Давайте попробуем разобраться в этой статье, автором которой является Лидия Шилохвостова, тьютор из г. Бердск Новосибирской области.

Наличие тьюторской службы в школе предполагает, что ученик будет иметь выбор, ведь именно наличие выбора является необходимым условием для самоопределения, а способность делать выбор является маркером субъектности.
И теперь важно выяснить: какие выборы будет осуществлять ребенок во время обучения в той или иной школе, и, что тоже очень важно, как они будут сопровождаться тьютором.
Итак, с точки зрения выбора есть две максимально противоположные точки на линии образования: от максимально консервативной закрытой школы, где ребенок не выбирает ничего, до радикального анскулинга, где ребенок выбирает всё: от содержания до способов и времени обучения. А между ними расположено огромное количество различных вариаций.
Рисунок 1.

Давайте на примерах рассмотрим некоторые из них.
Первое, что стоит спросить в школе: “Какие процессы сопровождает тьютор?”.
Существуют школы, в которых тьютор помогает выбрать дополнительные занятия (кружки по интересам) вне основной программы обучения в школе, т. е. тьютор работает в области избыточного. Такая школа при прочих равных условиях легко заменяется несколькими встречами с частным тьютором, который помогает ребенку самоопределиться с интересами и подобрать кружки. При принятии решения переводить ли ребенка в такую школу важно учесть затрачиваемый вами ресурс и потенциальные блага, которые вы приобретете.
Другий вариант школы с тьюторским сопровождением: это школа в которой есть возможность совершать выбор в рамках учебной программы. Т. е. выбор ребенка лежит в области натурального действия. Например, можно выбирать форму домашнего задания, треки прохождения курса, скорость прохождения, степень самостоятельности в изучении и др. При этом программа обучения определена.
При таких условиях тьютор помогает ученику самоопределиться в гораздо более широком спектре возможностей обучения и делать выбор максимально осознанно.
Как третий вариант давайте рассмотрим школу в которой ученик, помимо предыдущего варианта, может влиять и на содержание изучаемого. Например, имеет возможность более глубоко изучать химию и биологию, и на базовом уровне остальные предметы.Таким образом, ученик выбирает еще и содержание изучаемого курса: нет предзаданности содержания пусть и на более высоком уровне, как это делается в профильных классах общеобразовательных школ. Идея работы такой школы описана в книге Павла Шиварёва “Домик на дереве” с тем отличием, что в его примере это была “не школа”, организованная силами родителей.
Безусловно, школы с возможностью выбора требуют определенной среды для реализации таких возможностей, работа тьютора становится невероятно важной для сопровождения самоопределения ученика. В закрытых консервативных школах позиция тьютора избыточна.
Четвертый вид школы – радикальный анскулинг, когда ученик может сам выбирать что, когда и как ему изучать. Пример такой школы описан Александром Ниллом в книге “Саммерхилл”.
Я перечислила несколько вариантов школ с тьюторской службой. Было ли у вас впечатление, что различные возможности выбора зависят от возраста ребенка?
Например, первоклашка может выбрать вид домашнего задания: проходить лабиринты с математическими примерами по счету пределах первого десятка, решать задачи по этой же теме или раскрашивать картинку по номерам, а ученик 11 класса должен иметь возможность выбирать содержание образования.
Рисунок 2.


Я задаю этот вопрос, чтобы показать: нет единственно правильного решения для всех учеников, и даже для одного ученика на разных стадиях получения образования. И родитель вправе выбирать, какой способ обучения подходит его ребенку в тот или иной момент времени.

Related Posts

Томская область
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик»

Приглашаем вас, коллеги, познакомиться с программой апрельского Международного Форума Томского государственного педагогического университета. В «Направлениях работы конференции» среди

Государственная школа, Сельская школа
Неделя профориентации в центре “Перспектива” Вавожского Центра детского творчества

В рамках деятельности Центра профориентации “Перспектива”, открытого на базе муниципального учреждения дополнительного образования “Вавожский Центр детского творчества” прошла

Без рубрики, Санкт-Петербург
«Педагогический «коворкинг» воспитания коммуникативной культуры средствами театрально-игровой деятельности» расширяет целевую аудиторию

Практика индивидуализации и тьюторства “Педагогический «коворкинг» воспитания коммуникативной культуры средствами театрально-игровой деятельности” (авторы Вишневская Виктория Викторовна, Олефир Людмила

Семейное образование
Роль тьютора в проектировании индивидуальной образовательной деятельности на семейном образовании

17 февраля 2025 года в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского состоялась успешная защита магистерской диссертации Ксении

Приморский край
Тьюторское сопровождение родителей детей с СДВГ: совместная деятельность ДВЦРТП и Центра развития и поддержки многодетных семей «Инициатива»

Лавриненко Татьяна Дмитриевна, руководитель Приморского регионального отделения МТА, Дальневосточный Центр развития тьюторских практик. 01 марта, в первый день

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости