Частные школы. Возможность выбора тьюторского сопровождения
 /  Новосибирская область / Частная школа / Частная школа / Частные школы. Возможность выбора тьюторского сопровождения

Частные школы. Возможность выбора тьюторского сопровождения

На сегодняшний день мы видим большое разнообразие частных школ, позиционирующих себя как школы с тьюторской службой. Как же разобраться и выбрать именно ту, которая больше всего отвечает вашим потребностям и потребностям вашего ребенка? Давайте попробуем разобраться в этой статье, автором которой является Лидия Шилохвостова, тьютор из г. Бердск Новосибирской области.

Наличие тьюторской службы в школе предполагает, что ученик будет иметь выбор, ведь именно наличие выбора является необходимым условием для самоопределения, а способность делать выбор является маркером субъектности.
И теперь важно выяснить: какие выборы будет осуществлять ребенок во время обучения в той или иной школе, и, что тоже очень важно, как они будут сопровождаться тьютором.
Итак, с точки зрения выбора есть две максимально противоположные точки на линии образования: от максимально консервативной закрытой школы, где ребенок не выбирает ничего, до радикального анскулинга, где ребенок выбирает всё: от содержания до способов и времени обучения. А между ними расположено огромное количество различных вариаций.
Рисунок 1.

Давайте на примерах рассмотрим некоторые из них.
Первое, что стоит спросить в школе: “Какие процессы сопровождает тьютор?”.
Существуют школы, в которых тьютор помогает выбрать дополнительные занятия (кружки по интересам) вне основной программы обучения в школе, т. е. тьютор работает в области избыточного. Такая школа при прочих равных условиях легко заменяется несколькими встречами с частным тьютором, который помогает ребенку самоопределиться с интересами и подобрать кружки. При принятии решения переводить ли ребенка в такую школу важно учесть затрачиваемый вами ресурс и потенциальные блага, которые вы приобретете.
Другий вариант школы с тьюторским сопровождением: это школа в которой есть возможность совершать выбор в рамках учебной программы. Т. е. выбор ребенка лежит в области натурального действия. Например, можно выбирать форму домашнего задания, треки прохождения курса, скорость прохождения, степень самостоятельности в изучении и др. При этом программа обучения определена.
При таких условиях тьютор помогает ученику самоопределиться в гораздо более широком спектре возможностей обучения и делать выбор максимально осознанно.
Как третий вариант давайте рассмотрим школу в которой ученик, помимо предыдущего варианта, может влиять и на содержание изучаемого. Например, имеет возможность более глубоко изучать химию и биологию, и на базовом уровне остальные предметы.Таким образом, ученик выбирает еще и содержание изучаемого курса: нет предзаданности содержания пусть и на более высоком уровне, как это делается в профильных классах общеобразовательных школ. Идея работы такой школы описана в книге Павла Шиварёва “Домик на дереве” с тем отличием, что в его примере это была “не школа”, организованная силами родителей.
Безусловно, школы с возможностью выбора требуют определенной среды для реализации таких возможностей, работа тьютора становится невероятно важной для сопровождения самоопределения ученика. В закрытых консервативных школах позиция тьютора избыточна.
Четвертый вид школы – радикальный анскулинг, когда ученик может сам выбирать что, когда и как ему изучать. Пример такой школы описан Александром Ниллом в книге “Саммерхилл”.
Я перечислила несколько вариантов школ с тьюторской службой. Было ли у вас впечатление, что различные возможности выбора зависят от возраста ребенка?
Например, первоклашка может выбрать вид домашнего задания: проходить лабиринты с математическими примерами по счету пределах первого десятка, решать задачи по этой же теме или раскрашивать картинку по номерам, а ученик 11 класса должен иметь возможность выбирать содержание образования.
Рисунок 2.


Я задаю этот вопрос, чтобы показать: нет единственно правильного решения для всех учеников, и даже для одного ученика на разных стадиях получения образования. И родитель вправе выбирать, какой способ обучения подходит его ребенку в тот или иной момент времени.

Related Posts

Государственная школа
Тьюторский университет для родителей (ТУР-25) в школе «Эврика-развитие»

  Томское региональное отделение Межрегиональной тьюторской ассоциации и МАОУ Школа «Эврика-развитие», Федеральная инновационная площадка Министерства просвещения РФ, провели

Одаренные дети, Приморский край, Тьюторская магистратура
Тьюторы Дальневосточного центра развития тьюторских практик на “БЕЛОМ ПАРОХОДЕ”

Этим замечательным летом студенты нашей тьюторской магистратуры приняли участие в благотворительном проекте “Белый пароход”, созданный в 2005 году

Руководитель Новосибирского регионального отделения

Хомченко Наталья Евгеньевна

Хомченко Наталья Евгеньевна

Тьютор частной практики. Региональный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.
Профессиональные интересы:
индивидуализация образования, образование в семье, тьюторство для родителей.

Координатор страницы Частная школа

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Тьютор Нешколы "Взлётная полоса", руководитель МТЦ, региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К1", эксперт кафедры "Тьюторство" Академии социальных технологий.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости