Среда
17 ЯнвЧастные школы. Возможность выбора тьюторского сопровождения
На сегодняшний день мы видим большое разнообразие частных школ, позиционирующих себя как школы с тьюторской службой. Как же разобраться и выбрать именно ту, которая больше всего отвечает вашим потребностям и потребностям вашего ребенка? Давайте попробуем разобраться в этой статье, автором которой является Лидия Шилохвостова, тьютор из г. Бердск Новосибирской области.
Наличие тьюторской службы в школе предполагает, что ученик будет иметь выбор, ведь именно наличие выбора является необходимым условием для самоопределения, а способность делать выбор является маркером субъектности.
И теперь важно выяснить: какие выборы будет осуществлять ребенок во время обучения в той или иной школе, и, что тоже очень важно, как они будут сопровождаться тьютором.
Итак, с точки зрения выбора есть две максимально противоположные точки на линии образования: от максимально консервативной закрытой школы, где ребенок не выбирает ничего, до радикального анскулинга, где ребенок выбирает всё: от содержания до способов и времени обучения. А между ними расположено огромное количество различных вариаций.
Рисунок 1.
Давайте на примерах рассмотрим некоторые из них.
Первое, что стоит спросить в школе: “Какие процессы сопровождает тьютор?”.
Существуют школы, в которых тьютор помогает выбрать дополнительные занятия (кружки по интересам) вне основной программы обучения в школе, т. е. тьютор работает в области избыточного. Такая школа при прочих равных условиях легко заменяется несколькими встречами с частным тьютором, который помогает ребенку самоопределиться с интересами и подобрать кружки. При принятии решения переводить ли ребенка в такую школу важно учесть затрачиваемый вами ресурс и потенциальные блага, которые вы приобретете.
Другий вариант школы с тьюторским сопровождением: это школа в которой есть возможность совершать выбор в рамках учебной программы. Т. е. выбор ребенка лежит в области натурального действия. Например, можно выбирать форму домашнего задания, треки прохождения курса, скорость прохождения, степень самостоятельности в изучении и др. При этом программа обучения определена.
При таких условиях тьютор помогает ученику самоопределиться в гораздо более широком спектре возможностей обучения и делать выбор максимально осознанно.
Как третий вариант давайте рассмотрим школу в которой ученик, помимо предыдущего варианта, может влиять и на содержание изучаемого. Например, имеет возможность более глубоко изучать химию и биологию, и на базовом уровне остальные предметы.Таким образом, ученик выбирает еще и содержание изучаемого курса: нет предзаданности содержания пусть и на более высоком уровне, как это делается в профильных классах общеобразовательных школ. Идея работы такой школы описана в книге Павла Шиварёва “Домик на дереве” с тем отличием, что в его примере это была “не школа”, организованная силами родителей.
Безусловно, школы с возможностью выбора требуют определенной среды для реализации таких возможностей, работа тьютора становится невероятно важной для сопровождения самоопределения ученика. В закрытых консервативных школах позиция тьютора избыточна.
Четвертый вид школы – радикальный анскулинг, когда ученик может сам выбирать что, когда и как ему изучать. Пример такой школы описан Александром Ниллом в книге “Саммерхилл”.
Я перечислила несколько вариантов школ с тьюторской службой. Было ли у вас впечатление, что различные возможности выбора зависят от возраста ребенка?
Например, первоклашка может выбрать вид домашнего задания: проходить лабиринты с математическими примерами по счету пределах первого десятка, решать задачи по этой же теме или раскрашивать картинку по номерам, а ученик 11 класса должен иметь возможность выбирать содержание образования.
Рисунок 2.
Я задаю этот вопрос, чтобы показать: нет единственно правильного решения для всех учеников, и даже для одного ученика на разных стадиях получения образования. И родитель вправе выбирать, какой способ обучения подходит его ребенку в тот или иной момент времени.