Образовательное событие в подарок.

Образовательное событие в подарок.

23 и 25 декабря, в канун празднования Нового года, в начальной школе ООШ № 12 города Чайковского произошло образовательное событие «Мир – в книге». Готовилось оно долго и тщательно. С момента появления идеи до самого события прошло более 2-х месяцев. Следуя принципам образовательной событийности, в ходе совместных семинаров, учителя начальной школы искали те варианты, которые были бы адекватны запросам детей, педагогическому представлению о значимости темы и потребностям образовательной программы. И вот, что получилось.
В основу события лег текст книги Л.С. Давыдычева (пермского автора) «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника». Замысел связан с тем, что в книге возникает много ситуаций, в которых главный герой познает мир не только в школе, но и в процессе самостоятельных действий, в отношениях с разными людьми (взрослыми и детьми), которые, в конечном счете, принимают дружеское участие в его судьбе. Основной контекст – неограниченные возможности познания мира как индивидуально, так и в коммуникации с разными людьми в ходе совместных дел. Культурно-исторический прототип события – игра-бродилка, в которую очень любят играть дети начальной школы. В каждой точке – создание главы книги, которая начинается с эпизода произведения Л. Давыдычева, и разворачивается в продуктивном действии самих ребят. В каждой главе – встреча с новыми людьми, с новыми ситуациями и с новыми заданиями, выполнить которые можно только в продуктивной коммуникации. Названия глав интригующие, связанные с текстом книги и предоставляющие возможности для импровизации, творчества и размышления. Каждый участник выбирает не менее 3-х «точек» – глав и строит свой маршрут, проходит его, а затем рефлексивно относится к полученному опыту. Избыточность образовательного пространства создавалась за счет того, что глав было 10, а выбирали ребята всего три. Процесс выбора специально обустраивался в классе. С этой установочной встречи каждый уходил со своим маршрутом. Названия глав давали ребятам и возможность пофантазировать, о чем будет эта глава, и определиться со своими интересами. Вот эти названия:
«Лев в клетке», «Дразнилки и поощрялки», «Шпионские игры», «ЛунаТИК-ТОК», «Борщ Аделаиды или летающая картошка», «Внимание! Пчелки!», «Золотой зуб», «Цирковые трюки», «Живая картина», «Запутанная история».
Каждая глава несла свое содержание, связанное с названием. Но схема работы была принята за основу одна.
1. Привязка к тексту (вспомнить или зачитать)
2. Вопрос или проблема – переход к заданию
3. Практическое действие (в паре, группе)
4. Выводы и результаты
5. Получение артефакта, свидетельствующего о том, что задание сделано успешно (участники уносят с собой)
Участниками образовательного события стали около 200 детей 1-4 классов школы. Помощниками педагогов были семиклассники – ребята-добровольцы, которые на запуске разыгрывали сценку с Иваном Семеновым – он исполняли рэп. А затем подавали звуковые сигналы по окончанию главы (песня Барбариков «Дружба – это не работа»). Кроме того, они помогали педагогам организовать работу с детьми на площадках (главах) и делать быстро и качественно фотоотчет. Последнее было очень важно. Так как после каждого потока (всего их было два) появлялась фотовыставка «Мир – в нашей книге».
При подготовке события были созданы информационные продукты:
• Буклет на каждого участника для построения маршрута и рефлексии.
• Артефакты для бонусов каждому участнику в каждой главе.
• Техническое и материальное оснащение каждой главы, исходя из тех заданий, которые предлагались, с использованием современного материально-технического оснащения школы (телескоп, электронный микроскоп, роботы-пчелки)
Что получилось или не получилось в ходе реализации проекта образовательного события? Случилось ли оно как СОбытие и для кого? Об этом размышления педагогов. участников проектной группы.

Автор главы «Шпионские игры» – Коростина Елена Умидовна
Как оказалось, не все дети прочитали повесть про Ивана Семёнова. Поэтому в начале беседы они не могли поддержать разговор. Перед началом «испытаний» детям сложно было назвать нужные «шпионские» качества, после испытаний они их смогли перечислить. В ходе испытания «Шифровка» в одной из групп самым смекалистым оказался второклассник, хотя были ребята из 3 и 4 классов. Перед испытанием «Проверка на храбрость», когда ведущий сказал, что в мешочке может быть что угодно, даже змея, один мальчик сказал, что нельзя так пугать детей. Самым сложным оказалось «Испытание на скорость и меткость». Детям очень трудно было действовать не ведущей рукой. Но это вызывало у них веселье. Неожиданным для них оказалось задание в «Испытании на внимательность», потому что они не запомнили, где чья обувь. Хотя и тут находились сообразительные дети. Смотрели на размер обуви и ноги, или какая это обувь – девочки или мальчика. Некоторые группы попали в «ловушку» загадки про ёлку, кричали вместе с ведущим в рифму «берёза». Потом сами над собой смеялись.
Дети сказали, что им понравилось. Пофантазировали, где бы они смогли провести такие испытания: на дне рождения, в классе на празднике.
Событие было полезно для детей, так как в ходе подготовки к нему они познакомились с биографией Л. Давыдычева, прочитали повесть «Иван Семёнов»; учились делать осознанный выбор, когда записывались для участия в главах; учились работать в командах с незнакомыми ребятами; у них формировалось умение анализировать свои действия, своё состояние.
По отзывам детей, содержание глав события было интересным, увлекательным для них, позволяло им научиться чему-то новому. Самым трудным, со слов детей, было «влиться в коллектив», «стать общительным». Ребята говорили, что они устали, но им всё очень понравилось, они хотели бы ещё поучаствовать в таких событиях, что они обязательно расскажут обо всех родителей, друзьям!
Рефлексивный лист главы «ЛунаТИК-ТОК» –
Лопатка Елены Юрьевны.
Цель, которую я ставила для встречи с детьми – осмысление их опыта выстраивания конструктивных отношений с разными людьми через игровые ситуации, на основе текста книги Л. Давыдычева про Ивана Семенова.
Чтобы достичь цели, я организовала исследование некоторых секретов Луны. Опиралась на некоторые знания детей и старалась дать дополнительную интересную информацию. Материал был интересным, несложным, в небольшом количестве. Это помогло ребятам его легко запомнить, а потом воспроизвести во время съёмки видеоролика. При этом я учитывала возраст детей. Для ребят 1-2 классов давался меньший объём информации.
Чтобы дети лучше представили, как солнечные лучи отражаются от поверхности Луны, продемонстрировала опыт. Многие дети играли с солнечными зайчиками, а теперь опираясь на свой жизненный опыт, они смогли понять научную информацию.
Перед съёмкой видеоролика мы обговорили с ними, для кого снимаем фильм. Дети сказали, что для малышей детского сада, потому что они мало что знают о Луне. Опираясь на эту информацию, мы порассуждали, как надо говорить, что ещё нужно учесть, чтобы заинтересовать малышей. Дети имели возможность по желанию выбрать роли. Сначала мы немного репетировали, а затем снимали видеофрагмент. Нужно отметить, что очень трудно ребятам было выступать, многие дети были зажаты, неэмоциональны. Гораздо легче ребята изображали движение Луны вокруг Земли и показывали фазы Луны. Для того, чтобы задействовать всех детей, в конце работы с каждой группой я предлагала станцевать весёлый танец лунатиков. Здесь все дети с удовольствием танцевали.
Времени на работу главы с первым потоком не хватило, поэтому я немного подкорректировала свой конспект и немного по-другому работала с остальными детьми. Многое зависело от ребят, которые пришли. Иногда активно себя проявляли дети, которые в классе очень скромные или плохо учатся. Здесь они смогли раскрыться, были хорошими артистами.
Мне было интересно работать со всеми группами. Все дети сразу включались в работу, оживлялись, как только речь заходила о ТИК-ТОКе. Большинство детей пришли на эту главу, потому что думали, что будем смотреть фильмы и напрягались, когда услышали, что будем сами сниматься. Но все дети были этому очень удивлены.
Прожив это событие, я думаю, дети запомнили информацию о Луне, почувствовали, как интересно и сложно сниматься в фильмах. А я увидела, что у детей очень маленький опыт публичных выступлений, и это очень грустно.
Учителя потом говорили, что про Луну рассказали всё. Сейчас меня постоянно спрашивают дети из других классов, когда будет ролик. К сожалению, мне его смонтировали не до конца, но надеюсь, что в скором времени он будет готов, и я смогу выложить его на сайт школы.
Нам удалось снять ролики, ребята сделали вывод, что это они смогли сделать благодаря тому, что делали все вместе. Дети помнят до сих пор о ролике, ждут его, значит, эта деятельность их зацепила. Ребята моего класса до сих пор, когда видят на небе Луну, обязательно говорят об этом, обсуждают, наблюдают. То есть Луна для них стала чем-то очень важным, интересным.
Таким образом, цель образовательного события достигнута, реализованы поставленные задачи. Это действительно стало событием в жизни детей и моей.
Тиунова Дарья Сергеевна, автор главы
«Дразнилки и поощрялки».
В ходе взаимодействия я отметила, что ребята были очень внимательны друг к другу. Конфликтов у них не возникало, все «испытания» ребята проходили на веселой ноте. Самым сложным заданием было рисовать с закрытыми глазами. Некоторые дети брали за руку своего капитана и его рукой выполняли задания ведущего, некоторые ребята помогали своим лидерам словами. После выполнения упражнений ребята высказывали такие мысли, что команда им помогала, не бросила в трудную минуту и не оставила один на один с заданием. Особый интерес у ребят вызвало упражнение «Автомойка». После того, как ребята увидели, что очень-очень грязные автомобили мы «моем тщательно» (трем чаще, трогаем больше), тогда большинство ребят стали относить себя к очень-очень грязным автомобилям, что говорит о том, что объятия и внимание нужно всем.

Рефлексивный лист главы «Борщ Аделаиды или летающая картошка»
Автор – Санникова Марина Александровна
Цель главы была – формирование знаний о технологии приготовления супа (борщ), умения очистки овощей, формирование безопасных приёмов работы на кухне.
Чтобы достичь цели мы с ребятами узнали и вспомнили, какие овощи требуются для приготовления борща а затем какие этапы и меры безопасности нужно соблюдать чтобы приготовить блюдо правильно. Я опиралась на некоторые знания детей и старалась дать дополнительную интересную информацию. Материал был полезным, несложным, в небольшом количестве.
Не все дети прочитали произведение, поэтому когда они только зашли в кабинет, то не понимали почему борщ? Как он относится к книге? В самом начале беседы им было трудно поддержать разговор. Но когда мы перешли к практике, оказалось, что почти все ребята знают компоненты приготовления и последовательность. С удовольствием чистили овощи, нарезали, помогали друг другу и другим командам, дегустировали собственное блюдо и то, что получилось у ребят в других потоках. А в конце мастер класса забирали приготовленное домой в контейнер. Многие ребята подходили на следующий день и рассказывали о том, как готовили дома борщ по нашему рецепту из приготовленных своими руками ингредиентов.
По отзывам детей и их эмоциям, им понравилась данная глава. Детям было полезно, потому что они научились чистить овощи, нарезать их, держать нож в руках. Дети учились работать в команде, взаимодействовать друг с другом; проживали на себе главы произведения Л. Давыдычева.
Я считаю, что мне удалось добиться желаемого результата и цель была достигнута.

Голдобина Татьяна Александровна. Глава «Внимание! Пчелки!»
На образовательном событии «Мир – в книге», я вела главу «Внимание! Пчёлки!». В этой главе я просила детей вспомнить фрагменты из книги «Жизнь Ивана Семенова.», связанные с тем, как Иван идет в школу. Обращала внимание на разницу пути в начале книги (Иван отвлекается и опаздывает) и в конце (Иван внимательный и сосредоточенный). Предлагала проверить свою внимательность и сосредоточенность. Организовывала каждую команду (объяснение работы с пчелками – инструкция), которая приходила, и потом уже команды задавали движение пчелкам по заданному маршруту (путь Ивана от дома до школы). Выигрывала та команда, которая быстрее (без ошибок) проделает нужный путь.
Дети были в восторге от робота – пчелы bee – bot, которая проделывала путь Ивана по заданному маршруту, который задавали дети. Проявлялось это светящимися глазами и желанием остаться на этой главе. Данная глава получила много положительных отзывов от детей. Дети, придя в класс, рассказывали о данной главе своему учителю.
Цель и задачи образовательного события «Мир – в книге» и главы «Внимание! Пчёлки!» достигнуты.

Порошина Ольга Викторовна. Глава «Лев в клетке»
Целью для меня было выстраивание конструктивных отношений с разными людьми, через игровые ситуации на основе текста книги Льва Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова второклассника и второгодника…»
Я хотела, чтобы дети получили опыт продуктивного взаимодействия в группах, в коллективе, где каждый ценен.
В ходе проведения данной главы была организована индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Все этапы проделанной работы были важными. Но наиболее эффективными оказались этапы коллективной и групповой работы, потому что на этих этапах детям во всех возрастных группах удалось договориться, наладить взаимодействие и справиться с заданиями, не только в своих командах, но и помочь другим командам. Дети не стеснялись общаться друг с другом, даже в том случае, если ранее не были знакомы.
Для некоторых детей материал, который был взят из книги, не был знаком, так как они вообще не читали ее, поэтому, вначале проведения главы/площадки возникали трудности. Но в ходе дальнейшего проведения мероприятия (когда дети разгадывали слова, совместно собирали кроссворд), удалось вовлечь всех детей в процесс и в конечном итоге, все дети проявляли интерес. В конце активно отвечали на поставленные вопросы, говорили о том, что справились с заданиями благодаря тому, что работали все вместе, предполагали, почему глава называлась «Лев в клетке».
Распределение времени на этапах проведения данной главы было рациональным в большинстве случаев, но 2 группы справлялись с заданиями быстрее. Тогда детям были предложены подвижные игры, дети с удовольствием играли.
Нам было не просто проводить данное мероприятие, так как были моменты, когда приходилось перестраиваться. Во всех группах учащиеся включались в работу активно, что нас очень порадовало. Удивило то, что некоторые дети не сами выбирали данную главу, в выборе посодействовали учителя.
Мы считаем, что нам удалось добиться поставленного результата, это становилось понятно, когда дети при ответах на вопросы в конце главы говорили о том, что «справились с заданиями, так как вместе работали», «познакомились с ребятами из другого класса, раньше их не знали, они помогали нам сегодня».
Интересная история:
Девочка из 4 класса очень стеснялась и не могла взаимодействовать с детьми в своей группе. После игры «Автомойка», которая проводилась в связи с тем, что дети быстрее справлялись с заданиями, девочка развеселилась и стала активно работать в группе, в некоторых вопросах брала на себя инициативу.
В первой группе присутствовал мальчик, которого звали Лев, он очень разговорчивый и умный, его заметили все дети и запомнили его имя. На вопрос: «Как вы думаете, почему глава называется «Лев в клетке»?», мальчик Ваня пошутил и ответил – «Потому, что с нами был Лев, и мы работали с клетками».

Красноперова Екатерина Александровна,
автор главы “Золотой зуб”.
В процессе прохождения главы ребятам предлагалось решить загадку, связать ее ответ с произведением Льва Давыдычева, вспомнить фрагмент книги, связанный с золотым зубом героев – участников этого фрагмента. После, я их знакомила с микроскопом, его особенностями, умением исследовать новые объекты (с золотым цветом). Были предложены материалы для исследования, в которых дети были заинтересованы. Самым главным достижением. на мой взгляд. стало то, что дети смогли открыться, предложить исследовать что-то новое, смогли взаимодействовать в большой группе и помогать друг другу. По завершению, детям в маршрутные листы были вклеены похвальные стикеры, от которых они были в восторге!

Автор главы «Цирковые трюки»
Садртдинова Галина Геннадьевна
Почему дети выбрали именно эту главу? У них была ассоциация с цирком Кто-то любит цирк, цирковые трюки и сам умеет делать колесо или какой-нибудь гимнастический элемент или фокус, а кто-то ни разу не был в цирке и просто хотел окунуться в мир цирка. Они с трудом сопоставляли данное название главы с отрывком из произведения (где Иван Семенов проявлял чудеса эквилибра). Но совместными усилиями мы это сделали с каждой группой.
Дети 3-4 класса в зал входили необычным цирковым способом: кто колесо делал, кто – прыжки, а кто – спиной вперёд.
Перед началом испытания «Переправа», группе сложно было договориться, кто первый пойдёт. Возникал вопрос: как это – пройти всем вместе по канату с одной стороны зала на другую. Долго думали, решали, в итоге приходили к единому решению и выполняли задания. В каждой группе, по ходу действия, определялся лидер.
Следующее испытание – «Весёлый мячик». Конечно, не с первого раза его выполнили, но деятельность ребят была уже более слаженная. Положительные эмоции, крики, переживания, что мяч покатится не в том направление, куда им нужно было его угнать, что мяч упадет и выкатится в центре нашего парашюта…
Дети предложили новые игры с парашютом: «Мышеловка», «Будь внимательным!», «Встречные перебежки», в которые сами с удовольствием играли.
По окончанию игр, дети благодарили друг друга за совместную работу, Правда, это было сделать не так просто, как оказалось. Долго думали, за что поблагодарить? Но, в итоге, каждый сказал доброе слово в адрес справа сидящего соседа и погладил его по плечу.
Ребята сделали вывод, что работа была сплочённая, слаженная, дружная. Что в любой ситуации нужна взаимоподдержка.
Времени на работу главы было достаточно, У меня был хороший помощник в тайминге.
Я – учитель физической культуры. Это был мой первый опыт работы с образовательным событием. Мне, также как и детям, было сначала сложно вникнуть в работу по его проектированию. Путались мысли: что, зачем, как и почему. Но постепенно удалось вникнуть в суть проекта, стать его соавтором с помощью моих коллег. А неоднократное прочтение и прослушивание произведения Льва Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова …» привели меня в нужное русло.

Автор главы « Живая картина »-
Горбунова Екатерина Владимировна
На образовательном событии «Мир – в книге», я вела главу «Живая картина».
Детям предстояло продемонстрировать умение работать в группе при решении общей задачи. Предлагаемая задача необычная: создать живую картину по иллюстрации к произведению и погрузится в нее эмоционально. Несмотря на то, что не все дети прочитали данное произведение, они с интересом выполняли задание, обсуждали, «примеряли» на себя разные роли, улыбались, смеялись, огорчались. Казалось, что ребята в некоторых сюжетах видели самих себя.
Исходя из наблюдений и бесед, на образовательном событии дети были увлечены и заинтересованы процессом. Он был увлекательным и познавательным. Ученики с восторгом обсуждали каждую главу, ведь то, что ново, всегда интересно. Моей целью было развитие умения работать в группе, чувствовать себя раскрепощенно, видеть важность каждого в общем деле. Я считаю, что благодаря образовательному событию, сделан огромный шаг в развитии детей и нас самих!

Наблюдения в перерывах.
Методический консультант – Тюмина Марина Владимировна
Фокусом моего внимания было поведение детей в перерывах между главами. Я смотрела на то, с каким настроением выходили дети, что делали, как проявляли свою активность за пределами тех ожиданий, которые мы спроектировали. Вот, что я увидела.
Сначала было очевидно, что дети плохо ориентируются в пространстве. Маршрутный лист у каждого есть, а вот понять, где находится то место, куда им надо, оказалось сложным. Школа нестандартная, номера кабинетов отсутствуют. Что делали дети? Одни растерянно оглядывались и не предпринимали действий, другие – активно спрашивали у любого взрослого человека, где найти нужное место. Стало понятно, не хватает карты события, которая была бы расположена на этажах. Как только мы ее сделали, этот стенд стал востребованным. Дети бежали к нему, чтобы понять свой дальнейший маршрут.
Затем на первом этаже стали появляться фотоотчеты под общим названием «Мир – в нашей книге». Фотокорреспонденты из числа ребят 7 классов быстро передавали информацию в штаб, там происходил отбор наиболее удачных фотографий по каждой главе, и эти фотографии распечатывались и приклеивались на больших листах. Это стало местом проявления эмоций. Возгласы «Смотри-смотри, это – я!», – стали одним из вариантов эмоциональной реакции детей на свое изображение. Часть детей стала приходить сюда специально, чтобы посмотреть, что нового появилось после очередной главы.
Особое настроение создавали семиклассники, которые с большими колонками проходили по этажам, подавая музыкальный сигнал к началу или к окончанию глав. Буквально со второго перерыва к ним стали присоединяться стайки ребят, которые с удовольствием громко подпевали Барбарикам «Мы – друзья, а для них, у друзей нет выходных».
Совершенно неожиданным, но на мой взгляд, очень важным с точки зрения событийности, стал момент, который произошел в небольшом помещении, условно называемым штабом. Там было место дислокации семиклассников и части организаторов события. В один из перерывов туда залетела группа парней-третьеклассников и стала танцевать под музыку, которая играла в колонке. Но это было еще не все. Когда танец закончился, они попросили автограф у Никиты (семиклассника, который на открытии образовательного события исполнял роль Ивана Семенова и читал рэп). Это стало началом паломничества в наш штаб. Все дети стали брать автограф у Никитоса. Уходили страшно гордые, что теперь у них есть этот артефакт.
Эти наблюдения в перерывах отражают общее настроение и атмосферу события, указывают на сильные эмоциональные реакции участников, вызванные настоящими искренними переживаниями.

По итогам всего образовательного события можно сделать несколько выводов:
1.Событийность случилась с самими педагогами. Именно их увлеченность, их открытия и готовность реагировать на ситуацию стали основным ресурсом для вовлеченности ребят.
2. Модель, созданная педагогами в совместном проектировании, оказалась жизнеспособной. В ней соединились: и актуальная для детей проблематика (продуктивная коммуникация в процессе познания), и адекватная возрасту форма – игра-бродилка с выбором индивидуального маршрута. Кроме того, уместным стало привлечение ребят старших классов, позволившее создать условия для разновозрастной коммуникации.
3. Образовательный потенциал события состоял в том, что интерес к познанию и коммуникации, пробужденный в этом действии, продолжился после. В частности, у педагогов появилось желание использовать те новинки техники, которые до этого просто лежали в директорском фонде. У других педагогов появилось желание развивать свои профессиональные компетенции, на которые они раньше не обращали внимания. Третьи – продолжили тематику, вызвавшую интерес у детей, на своих занятиях.
Дети, познакомившись на ОС с детьми из других классов, продолжают общаться. У ребят появилось много вопросов, которые они задают взрослым. Рассказы о полученном опыте звучат не только в школе, но и в семье. Последний факт может стать началом интересной работы с родителями по привлечению их к проектированию и проведению образовательных событий.
4. Образовательное событие стало инструментом диагностики общих проблем учащихся начальной школы. Педагоги отмечали на общей рефлексии эти проблемы: трудности коммуникации детей, слабо развитые умения публичного выступления… определяли пути и способы их решения. В частности, был отмечен один из проектных ходов – готовить и проводить образовательное событие для всей начальной школы не реже одного раза в полугодие.
5. В ходе обсуждения, на итоговой рефлексии, выявилось, что часть детей не самостоятельно выбирали свой маршрут. За них это сделал учитель. Это стало предметом обсуждения. Почему? Как такое произошло? Что с этим делать? В этой точке проявилась уместность введения тьюторского сопровождения в образовательные события. Удержание ценности индивидуального выбора, самостоятельного действия ребенка актуализировалось в обсуждении. И это – шаг развития всей группы проектировщиков.
Теперь мы знаем, что к Новому году могут быть и такие подарки – образовательные события!

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

Координатор страницы Государственной школы

Координатор страницы Государственной школы

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости