Воскресенье
21 ИюлИрина Пушкарева: «Чувствую себя архитектором своей жизни»
Автор текста Ирина Пушкарева – тьютор, учитель физики в Свердловской области
Рассказывая про свой опыт знакомства и работы с вопрошанием, я сразу хочу поделить эту историю на два процесса: профессиональный и личный.
Профессиональный опыт заключался в организации и проведении в течение 2023-2024 учебного года уроков физики с элементами вопрошания в 7-8 классах (три класса в каждой параллели, в среднем по 25 учеников, всего было охвачено 150 учащихся), этот опыт является повторяющимся и трансформирующимся. Подробно я рассказывала про него в «Дне вопрошания». Важным для меня стало, что:
- Уроки физики «по-новому», «через вопросы» вызывают бурное обсуждение у учащихся и показывает их вовлеченность в процесс. Единицы, кто остается в стороне, ведь у них совершенно нет ощущения, что этот процесс именно учебный, а не про интерес.
- Ученики часто вспоминают на уроках и приглашают к дальнейшей дискуссии: когда еще? что мы можем сделать, чтобы случился повторно такой урок?
- У всех учащихся есть ощущение возможности выбора, а они и правда сами выбирают подтемы, время и место, чего им так не хватает в образовательном процессе.
- Я сама для себя отмечаю, что многие темы, особенно перегруженные теоретическими знаниями можно и нужно совместно открывать друг для друга через вопросы.
- Ученикам не стоит давать готовые ответы на важные для них вопросы, а приглашать их к совместному или самостоятельному поиску, что зависит от желания самого ученика.
Также, в школьном процессе я часто, как классный руководитель транслирую своему классу возможность самим найти и вопросы, и ответы на них. К примеру, рядовая ситуация с «походом в кино или театр» уже год решается не мной, а учениками: куда мы хотим пойти? сколько нас будет? Как поедем? И т.д. Навык в группе быстро задавать вопросы друг другу, а потом искать на них совместно ответы очень сильно облегчает жизнь мне как классному руководителю 9 класса.
В этом же учебном году мы стали пробовать чек-листы при организации школьного события. Ученики в центре листа пишут свою образовательную идею и дальше, через вопросы: Как? Когда? Зачем? Для кого? Сколько? Кто поможет? Кто придет? Кто ответственный? И за что? Наполняют эти идеи содержанием и после переходят к реализации.
Если рассказывать про личный процесс развития и знакомства с вопрошанием, то конечно тут открывается интересная история знакомства и с собой, и со своим внутренним миром. Я, как человек, успевший побыть даже пионером, привыкла что учитель в школе и ВУЗе дает готовые ответы на все, не ожидая моих вопросов. И навыка задавания вопросов себя, а уж тем более поиска на них ответов, у меня сформировано не было. Я зачастую ожидала четкой инструкции к действиям: в учебном, рабочем и даже многих жизненных процессах. Теперь же понимая, что все вопросы и ответы относительно меня и моей жизни только внутри меня и находятся, я чувствую себя «архитектором своей жизни». Это дает устойчивость, опоры и некоторую уверенность в завтрашнем дне.
После прохождения курса «self skills» я могу сама с собой разобрать ту или иную ситуацию: ставлю вопрос к ней, к этому вопросу еще три и более вопросов, ищу ответы, выбираю самый важный на сегодня, и делаю обобщенный вывод для себя лично.
После знакомства с вопрошанием я рада сложным вопросам сама себе, которые способствуют внутреннему самостоятельному поиску и росту.