Воскресенье
9 ФевОбучение тьюторству в вузах Дальнего Востока
В условиях стремительного развития образовательных технологий и растущей потребности в индивидуализации обучения, тьюторство приобретает всё большую значимость в системе высшего образования. Для изучения вопроса о состоянии и перспективах обучения тьюторству в вузах Дальнего Востока были детально проанализированы официальные сайты ведущих университетов региона, а также ресурсы, ориентированные на абитуриентов. В анализе не учитывались вузы узкой направленности, такие как технические и медицинские, поскольку их программы не всегда соответствуют основным требованиям к подготовке тьюторов. Исследование показало, что, несмотря на положительную динамику в развитии тьюторских программ, процент университетов, предоставляющих полноценную тьюторскую поддержку, остаётся весьма низким. Тем не менее, некоторые учреждения, такие как Амурский государственный университет (АмГУ), демонстрируют активное внедрение тьюторства, проводя разнообразные мероприятия со студентами и способствуя их личностному и профессиональному росту.
Ниже приведён список ведущих вузов Дальнего Востока, в образовательных программах которых можно найти либо специальные курсы по тьюторству, либо дисциплины и модули, связанные с индивидуальным сопровождением обучающихся.
________________________________________
1. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), г. Владивосток
o Основные направления: Педагогическое образование (магистратура, бакалавриат), доп. профессиональные программы.
o Что важно: В учебных планах предусмотрены модули по психолого-педагогическому сопровождению, индивидуализации обучения, а также практические занятия, развивающие навыки наставничества и тьюторства.
2. Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
o Основные направления: Педагогическое образование, психологические и социокультурные профили.
o Что важно: Подготовка будущих педагогов включает дисциплины по методике работы с учащимися разного возраста, а также внедрение современных тьюторских технологий, ориентированных на индивидуальное развитие студентов.
3. Амурский государственный университет (АмГУ), г. Благовещенск
o Основные направления: Педагогическое и психолого-педагогическое образование.
o Что важно: Университет предлагает программы, где акцент делается на индивидуальных образовательных маршрутах и проектной деятельности. Это позволяет студентам осваивать практику тьюторского сопровождения уже в ходе обучения.
4. Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ), г. Благовещенск
o Основные направления: Классические педагогические специальности, дополнительное профессиональное образование.
o Что важно: в рамках подготовки педагогов уделяется внимание технологиям наставничества, организации внеучебной работы и сопровождению индивидуальных проектов школьников и студентов.
5. Сахалинский государственный университет (СахГУ), г. Южно-Сахалинск
o Основные направления: Педагогика, психология, доп. профессиональное образование.
o Что важно: В вузе развиваются программы и курсы по социально-педагогическому сопровождению, включая модули, направленные на подготовку тьюторов для различных образовательных учреждений.
6. Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) им. М.К. Аммосова, г. Якутск
o Основные направления: Педагогическое образование (бакалавриат, магистратура), а также курсы повышения квалификации.
o Что важно: Особое внимание уделяется коррекционной педагогике, инклюзивному образованию и технологиям индивидуального сопровождения, что востребовано при работе в многонациональном регионе.
7. Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский
o Основные направления: Педагогика, дополнительное профессиональное образование (программы подготовки и переподготовки).
o Что важно: присутствуют дисциплины, посвящённые проектно-исследовательской деятельности и тьюторским практикам, помогающим формировать индивидуальные траектории для учащихся.
8. Магаданский государственный университет, г. Магадан
o Основные направления: Педагогическое и психолого-педагогическое образование, а также профессиональная переподготовка.
o Что важно: Университет фокусируется на теории и методике обучения в условиях малых коллективов и удалённого формата, включая онлайн-инструменты для тьюторства, что актуально для региона.
9. Комсомольский-на-Амуре государственный университет (КнАГУ), г. Комсомольск-на-Амуре
o Основные направления: Педагогические, психологические, гуманитарные специальности.
o Что важно: включает элементы тьюторской практики в модули педагогической практики и курсы, связанные с организацией воспитательной работы и индивидуализацией обучения.
10. Владивостокский государственный университет (ВГУЭС), г. Владивосток
• Основные направления: Образовательные программы в сфере педагогики, психологии образования, а также краткосрочные курсы повышения квалификации.
• Что важно: Предусмотрены дисциплины и тренинги, формирующие компетенции тьютора и наставника, в том числе с упором на цифровые инструменты и дистанционные технологии.
Подводя итог проведённому исследованию, можно отметить, что обучение тьюторству в вузах Дальнего Востока находится на этапе активного формирования. Несмотря на наличие ряда образовательных программ, направленных на подготовку специалистов в области тьюторства, их количество остаётся недостаточным для удовлетворения потребностей всего региона. Это особенно актуально в условиях многонационального и географически обширного Дальнего Востока, где индивидуальное сопровождение студентов становится ключевым фактором успешной учебной и профессиональной адаптации. Амурский государственный университет служит ярким примером того, как тьюторство может интегрироваться в образовательный процесс, проводя мероприятия и создавая условия для тесного взаимодействия с обучающимися. Для дальнейшего развития тьюторства необходимо расширять доступность соответствующих программ, повышать осведомлённость вузов о важности этой роли и стимулировать внедрение инновационных методов сопровождения студентов. Только путем систематической работы и координации усилий всех участников образовательного процесса можно достигнуть высокого уровня тьюторской поддержки, способствующей качественному развитию образования на Дальнем Востоке.
Ксения Тимурова, студентка 1 курса тьюторской магистратуры “Школа педагогики” ДВФУ