«Тьюторство — новая педагогика 21 века»
 /  Высшее образование / «Тьюторство — новая педагогика 21 века»

«Тьюторство — новая педагогика 21 века»

Бадак Алёна

ДВФУ, Владивосток

 «В XXI веке, когда мир стремительно меняется, а информация становится доступной в считанные секунды, традиционная система образования сталкивается с вызовами, которые требуют новых подходов и решений. Именно в этом контексте тьюторство становится передовой практикой, предлагая иной взгляд на взаимодействие между учеником и взрослым. Это не просто новая педагогика — это способ обучения, который помогает человеку находить себя, свой путь и своё место в мире.

Первое, что отличает тьюторство от традиционного обучения, — это ориентация на интересы тьюторанта. Если в классической модели образования учитель определяет, чему и как учить, то тьютор начинает с вопроса: «А что интересно тебе?». Этот подход позволяет ребёнку стать активным участником процесса обучения, а не пассивным потребителем знаний. Интерес тьюторанта — это отправная точка, на основе которой строится индивидуальный образовательный маршрут. Ведь только в условиях внутренней мотивации можно создать пространство для настоящего роста и развития.

Тьюторство — это не просто передача знаний, а проба в поиске своего языка и своего пути. Процесс сопровождается глубокими размышлениями о том, кто я, чего хочу достичь и как могу этого добиться. Именно поэтому тьютор не ведёт ребёнка, как это делает учитель, а сопровождает его. Сопровождать можно только того, кто сам идёт. В этом заключается основное отличие тьютора от учителя: тьютор не навязывает готовые ответы, а помогает задавать правильные вопросы. Он не даёт инструкции, а создаёт условия для самостоятельного поиска решений.

Технология тьюторского сопровождения направлена на то, чтобы помочь ребёнку построить свой индивидуальный образовательный маршрут. В мире, где каждый человек уникален, стандартные подходы перестают быть универсальными. Тьютор помогает ребёнку не просто пройти путь, но осмыслить его. Рефлексия становится важнейшим элементом этого процесса. Через рефлексию ребёнок учится осознавать свои успехи, ошибки, сильные и слабые стороны. Это не только усиливает его субъектную позицию, но и помогает принимать ответственность за свои решения.

Тьютор занимает уникальное место в образовательной экосистеме. Он выступает посредником между ребёнком и другими взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, родителями. Вопросы образования часто становятся предметом споров, где мнение ребёнка может быть не услышано. Тьютор же становится тем взрослым, который представляет образовательные интересы ребёнка. Он помогает ребёнку найти общий язык с другими участниками образовательного процесса и защищает его право на индивидуальность.

Таким образом, тьюторство — это педагогика будущего, которая уже сегодня формирует новые подходы к обучению. Оно помогает детям стать субъектами собственного образования, учит их думать, выбирать и действовать осознанно. Тьюторство — это не просто метод, это философия, основанная на уважении к интересам, уникальности и внутреннему миру каждого человека. Возможно, именно поэтому оно становится столь востребованным в 21 веке, когда образование перестаёт быть просто передачей знаний и превращается в искусство сопровождения на пути к себе…»

Именно на такой грандиозный мыслительный процесс вдохновил меня недавний семинар с легендой тьюторского движения в России – Сергеем Владимировичем Ветровым!

Каким же образом и отчего такое интеллектуальное вдохновение «накрыло» меня…?

Ответ очевиден: актуальная информация, появившаяся «в нужный момент и в нужном месте» не могла «отыграть» и откликнуться как-то иначе…

Лично для меня было классно (да-да, именно «классно», а не просто, по-старо-образовательному, «полезно и интересно») узнать, что, как ни крути, тьюторство – это не просто то самое «свежее» веяние в истории «нового образования», но еще и тот самый актуальный «портал» вхождения в новую педагогику, в новую систему образования, которая востребована новым временем, новым веком.

Я, супер избалованная вниманием «заморских» тьюторов, студентка с многолетним зарубежным стажем обучения, наконец-таки (!!!), ответила сама себе на вопросы: «А тьютор – это о чем? Тютор в реалиях современного российского образования – а это о чем…?

Как нам поведал Сергей Владимирович Ветров, тьютор – это о том, «как установить доверительные отношения с детьми, как находить и сопровождать их интерес, как повысить мотивацию к учёбе и самообразованию, как способствовать развитию природных способностей и талантов, как помочь в становлении субъектной позиции, самостоятельности, ответственности, взрослении».

Волею случая, профессор Михаил Николаевич Невзоров, буквально, за несколько дней ДО знакового (именно для меня) семинара с Сергеем Владимировичем Ветровым, «задал» правильный вектор и «посеял» нужные «семена» о «новой педагогике»…

Ну а следующий после, семинар Сергея Владимировича не только раскрыл все грани понятия «тьютор», но и представил «в деле образования детей» тьюторское сопровождение, как ту самую новую технологию, принявшую эстафету у старой, доброй, всем привычной классно-урочной технологии.

Случившийся семинар, по истине, «глоток свежего (и такого необходимого) воздуха» в моей собственной истории под названием «открытие невероятных граней новой педагогики 21 века» – нового образования, где есть место радостной креативной коллаборации детей и взрослых, где формируется личность человека, где развивается и расцветает обучение, и где образование – есть искусство…

Много слов, в рамках семинара, было сказано о новой книге Сергея Владимировича Ветрова «Тьюторство – новая педагогика XXI века». И я, не успев (пока еще!) сделать достаточно глубокое погружение в содержание сего произведения, а только лишь ознакомившись с отзывами о книге и ее оглавлением, уже поняла на все 200%, что она мне нужна!

А как может быть иначе, если даже краткая информация уже намекает тебе на то, что «ЭТА книга не учит, не образовывает и не информирует. Она СОПРОВОЖДАЕТ»!

Кому ж не захочется приобрести в свою личную литературную коллекцию такой шедевр, в котором черным по белому так легко и непринужденно и, главное, по-дружески, рекомендовано «читать книгу в любом порядке, возвращаться к ней, задавать авторам вопросы, вступать с ними в дискуссию»!

Ну это ли не счастье для любого читателя: с первых же страниц печатного издания получить полный карт-бланш по навигации произведения!

Итак, в попытках завершить мой «скромный» рефлексивный опус о семинаре Сергея Владимировича Ветрова на тему тьюторства, как важного элемента педагогики 21 века, скажу одно: подобные события, встречи, книги нас обогащают, делают сильнее, мудрее, «раскладывают» по полочкам всю накопившуюся информацию, дают подсказки о тех или иных важных профессиональных моментах и главное, прокладывают курс для нашего дальнейшего плавания по профессиональным, академическим или научным волнам…

P.S. Лично я свой путь «проложила»… Моему увлекательному плаванию по волнам тьюторского сопровождения БЫТЬ! В связи с чем, попутного мне ветра в паруса и спокойного дна под килем!

 

Related Posts

Инфо СМИ, Инфо СМИ, Последние новости
Татьяна Ковалева: «Родителей, которых интересуют тьюторские технологии, становится все больше»

Татьяна Ковалева: «Родителей, которых интересуют тьюторские технологии, становится все больше» Читайте интервью «Вестям образования» профессора МГПУ и ТГУ,

Координатор страницы Высшее образование

Тамара Ивановна Боровкова

Тамара Ивановна Боровкова

Образование:

Дальневосточный государственный университет; математик, преподаватель математики, Московский педагогический государственный университет, магистр, программа "Тьюторство в сфере образования".

Место работы:

Школа педагогики ДВФУ. Автор проекта "Дальневосточный центр развития тьюторских практик" и образовательной программы в ДВФУ "Тьюторское сопровождение в образовании" (с 2011 года).
  • Федеральный эксперт а области индивидуализации и тьюторства. Сертифицированный МТА тьютор, автор сертифицированной тьюторской технологии, 5 программ ДПО ПК, магистерской программы по тьюторству.

Должность:

    С 2023 года руководитель проекта "Организация сети профильных психолого-педагогических классов в Приморском крае" в Школе педагогики ДВФУ. Руководитель программы "Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося" Школы педагогики ДВФУ.
  • Автор 112 научных работ, в том числе, более 80% по тьюторской тематике. Награждена орденом «Знак почета», знаком «Отличник народного просвещения РФ», присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости