Суббота
8 НояСекция «Индивидуализация и различные формы сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических ВУЗов»
Секция «Индивидуализация и различные формы сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогических ВУЗов»
Руководители секции: Долгова Л. М., преподаватель кафедры педагогики и управления образованием Института развития педагогического образования ТГПУ, федеральный эксперт МТА, Монасевич З. Л., старший преподаватель Педагогического института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир.
На секции присутствовало 19 человек, было сделано 10 докладов. Все докладчики, включённые в программу, выступили успешно. Доклады по тематике можно разделить на несколько групп:
1)доклады о вне аудиторной работе со студентами как пространстве для их профессионального самоопределения; 2) доклады о необходимости изменений в учебной работе со студентами в направлении гуманизации и индивидуализации; 3) доклады об использовании новых подходов и технологий к организации учебного процесса.
К первой группе можно отнести следующие доклады:
-Педагогическая экспедиция как форма сопровождения профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. Панферова Е.В., Брешковская К. Ю., Тула;
– Внеучебная работа как пространство для профессионального самоопределения студентов педагогических вузов (опыт анализа результатов участия студентов в организации образовательного проекта для школьников). Чернявская Н. В., Малыхина А. Д., Панина К. Д., Владимир;
– Возможности становления профессиональных ценностей будущих педагогов в процессе участия в воспитательном мероприятии для студентов и младших школьников «Неделя детской книги». Крылова К. А., Потанькина С. А., Монасова Г., г. Владимир.
-Событийные формы как место профессиональных проб в работе с личными горизонтами будущего у школьников, студентов и преподавателей. Монасевич З.Л., г. Владимир.
Ко второй группе относятся доклады:
– Понимание роли психо-дидактического подхода к обучению как фактор развития мировоззрения будущих учителей. Гельфман Э. Г., Пенская Ю. К. Томск;
– Изменение учебного курса «педагогика», введение содержания и действий по сопровождению студентов. Долгова Л. М., г. Томск.
К третьей группе можно отнести следующие доклады:
– Детский вопрос как ресурс для профессионального роста студента педагогического института. Муравьева О. С., г. Владимир;
– Опыт применения искусственного интеллекта в тьюторском сопровождении магистранта при выборе темы ВКР. Сереброва В. И., г. Усть-Каменогорск, Казахстан.
– Диагностика трудностей и профилей карьерных решений в сопровождении профессионального выбора. Арсеньева И. С., г. Петербург.
– Культура познания и педагогика диалога культур в поликультурной академической среде: гуманистический потенциал инноваций в высшем образовании. Бадак Е. Д., г. Владивосток.
В общей дискуссии обсуждались следующие идеи: шагом развития в высшем педагогическом образовании может стать переход от исполнительской иерархической модели обучения к формированию у студентов способности к сознательной инициативной агентности, то есть самостоятельному целеполаганию, проектированию и реализации образовательных замыслов. Этому способствует наличие тьюторской компетентности у преподавателей вузов; ключевые механизмы реализации- это интеграция психологических и философских тем (онтологии) в предметы педагогического обучения; запуск проектных форматов и событийных практик и во внеудиторных и аудиторных формах обучения, в педагогическую практику студентов педагогических профессий (в форме образовательных событий, междисциплинарных проектов, интенсивов и мастерских).
Важным моментом перехода к формированию субъектной позиции студентов станет самостоятельное формулирование ими тем ВКР на основе образовательных интересов, формирование навыка самоопределения в профессиональном поле, развитие исследовательской позиции.
Тьюторское сопровождение студентов является катализатором перехода к новому типу взаимодействия- антропоцентричному по своей сути.
Роль тьютора или педагога с тьторской позицией :поддержка индивидуального образовательного маршрута; фасилитация рефлексии и целеполагания; помощь в преодолении барьеров инициативности.
Важно включение в учебный процесс модулей «тьюторского сопровождения в образовании»; применение тьюторских технологий в вожатской практике; тьюторское сопровождение проектной деятельности студентов и подготовки ВКР.
Участники секции отметили, что в контексте обсуждения профессионального самоопределения студентов возникают трудности студентов с пониманием и кластеризацией текстов педагогики. Обсуждая вопросы методологии самоопределения, важно уточнять критерии наблюдения и измерения этих процессов, учитывать риск подмены понятий. Для преодоления отчуждения между преподавателем и студентом предлагается формат тандема, личностного смыслового диалога и событийные формы работы; это ведёт к обновлению педагогических практик и переходу в сфере высшего образования к антропологическому контексту.
Долгова Л. М.
Монасевич З.Л.

