Суббота
8 МарПроводим в будущее!
Статья Ольги Маяковой, одной из конкурсанток Московского открытого профессионального конкурса “Тьютор года -2025”, тьютора из Иркутска.
Ольга щедро делится своими размышлениями и инсайтами в чате участников Конкурса. Публикуем ее сборку опыта работы с будущим с подростками:
“Благодарю Вадима Евгеньевича Карастелева за выступление в Межконкурсной образовательной программе Конкурса “Тьютор года -2025”, материалы и почву для размышлений ❤️
Люблю знакомиться с разными фокусами видения работы с вопрошанием, т.к. это наш основной инструмент работы.
Хочется поделиться своими мыслями, вдруг для кого-то они тоже станут почвой для размышлений 👀
В работе с подростками мы часто затрагиваем вопросы будущего в задачах разного масштаба (выбор профессии, разработка учебного проекта, постановка задач развития, решение проблемных ситуаций) и собственно прояснение неопределенности будущего позволяет подросткам глубже понять свою ситуацию и себя, сделать осознанный выбор и понять, какие действия они хотят предпринять относительно ситуации.
1. Работа с будущим и вопрошанием, как заметили участники встречи, для подростков легче дается с визуальным материалом. Очень хорошо для этой техники подходит колода МАК “Мастер сказок” из комплексной сказкотерапии. Архетип дороги позволяет наглядно все разложить по полочкам и понять свои цели.
2. Если подросткам тяжело говорить про себя, то очень здорово работает техника на абстрактном образе успешного и счастливого человека, где тьюторант сначала в целом рассуждает и формирует абстрактный образ счастья и успеха, например, а потом может из этого подчеркнуть, что ОН хотел бы и уже на этой выборке углублять вопросы про себя.
3. Если говорить о подростках, то у них еще не так много жизненного опыта и тьютор может помочь ему увидеть возможные вопросы и ответы шире. Мы часто сначала работаем вопросами с тьюторантом, например, “что тебе важно в этой ситуации?”. Если тьюторант “молчаливый” и процесс мышления совсем не дается, можем подключать доп. варианты со списками, показывать тьюторанту, как бывает и он уже соотносит, что из этого может быть про него. Взрослые могут мыслить сами, но подросткам иногда нужен небольшой разгон на каком-то материале.
4. Выскажусь по поводу нашумевшего вопроса про выход в действие. Наша тьюторская служба работает в системно-деятельностном подходе и сопровождение проб является одним из направлений работы тьютора. Обычно мы работаем в такой логике (опишу упрощенно):
1) Формируем запрос на встречу (в чем важно разобраться?)
2) Создаем образ “А как бывает” (образ решенной задачи)
3) Сужаем до образа “А как ты хочешь?”, “Чего сейчас не хватает?” (выходим на разрыв)
4) Ищем ресурсы и возможные шаги “Что может помочь, что можно сделать?”
5) Выходим в ЗБР – “Хочешь ли в ближайшее время что-то попробовать?”
6) Наша любимая рефлексия.
И здесь важно, что выход в действие совершается не по “наводке тьютора”, а тьюторант сам решает, выходить ли в пробу и как это сделать, он может и отказаться, но подумать об этом действительно важно, иначе тьюторант так и не приземлит поле идей в потенциальные действия.
Отдельно благодарю за цитату (извиняюсь за возможную неточность) – “Важно видеть за техникой человека”, ведь адаптация инструментов под конкретного человека – наше все” ❤️
Автор статьи: Ольга Маякова, тьютор, ЧОУ Образовательный комплекс «Точка будущего», г. Иркутск
https://vk.com/proobrazovanie38 Блог Ольги Маяковой в VK “Фокус выбора/осознанная профориентация”