Понедельник
23 СенЦель тьютора и родителя на семейной форме – в индивидуализации образования
Перед родителями на семейной форме неизбежно встает вопрос – как справиться с обучением, когда сам занят на работе, и как организовать общение своего ребенка с другими детьми. Объединиться, учиться вместе? Но как найти единомышленников? Как отважиться взять на себя ответственность за других детей? Как научить их учиться? Ведь забрать своего ребенка из школы можно только с одной целью – чтобы ему стало лучше, чем в школе! И несмотря на трудности, объединения родителей на семейной форме растут по всей стране. Бывает и так, что интерес такого семейного центра самым непосредственным образом пересекается с тьюторством. Мы считаем это закономерным итогом – цель семейного образования мы видим в индивидуализации образования.
Сегодня мы пообщались с организатором такого объединения в Нижнем Тагиле, Анной Михайловой.
─ Анна, я регулярно читаю ваши вдохновленные рассказы о работе вашего Центра индивидуализации и тьюторства «Подсолнухи» в Нижнем Тагиле. Можете поделиться, откуда начался ваш путь в тьюторы?
─ У меня диплом инженера-строителя, я проектировщик и преподаватель дисциплины «Архитектура». Мне нравилась моя работа и нравилось преподавать. Хотя сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что тьюторские компетенции проявлялись ещё в начале педагогического пути. Каждый раз, знакомясь со студентами на первой паре, я задавала этот вопрос: «Зачем вы здесь?» Мне важно было знать их запрос, кто передо мной и о чем им рассказывать. Практический опыт на тот момент у меня уже был, я могла и про стройку, и про проектирование, и про изыскания. Большинством же ответов на первый вопрос были «Не знаю», «Мама отправила», «Папа сказал».
Лет 10 назад у меня стали появляться подозрения, что так быть не должно. Что в институт (или колледж) идти нужно не потому что мама заставила, а по совершенно иным причинам. Именно тогда в голову закрались мысли о каком-то другом образовании.
─ И вы пошли учиться на тьютора?
─ Нет, не сразу. Дело в том, что наш старший сын не ходит в школу. Уже много лет. Мы с мужем так решили.
─ Как я поняла, это было довольно давно – не было вам страшно? Я помню Нижний Тагил в 2014 году – приезжала к вам проводить семинар по семейному образованию. Тогда мало кто по стране знал про семейное образование, а город у вас не самый большой.
─ У нас, можно сказать, не было выбора. Мы решили выбрать семейное образование, потому что боялись за своего ребенка.
У нас нет негативного опыта общения со школой. И я уважаю учителей, которые увлечены своей работой и стараются научить детей доброму, вечному. Но моя работа в институте мне наглядно показала результаты школьного образования.
- Я боюсь, что школа отобьет у него желание учиться. Я люблю учиться. Это нормальное желание человека в любом возрасте. Ученики в школе учиться ненавидят.
- Я боюсь, что у него могут возникнуть проблемы со здоровьем. Дети сидят весь день в неудобной позе, еще и рюкзаки неподъемные таскают. Различные проблемы с позвоночником есть практически у каждого.
- Я знаю, как система ломает тех, кто не похож на большинство. Мой сын – белая ворона. Это было видно уже давно. Я очень хотела, чтобы в окружении ребенка были дети, похожие на него. В школе таким спокойно жить не дадут. Я это тоже знаю, видела не раз.
- Я хотела найти школу, где учат учиться, учат мыслись, рассуждать, наблюдать, анализировать. В школе у детей нет на это времени. Им сначала уроки надо отсидеть, а потом столько же над домашкой корпеть.
И мы отправили сына в небольшой класс в семейном центре. Это была не частная школа, скорее клуб по интересам. В одном месте собрались родители, которые также считали, что их ребенок не подходит для школы, а школа не подходит для их ребенка.
─ А сын как относился к этому выбору?
─ Мой ребенок полюбил эту школу (все равно мы называем учебу школой, даже в таком формате). Ему там хорошо и комфортно. За все время он утром ни разу (!) не сказал, что он не хочет идти в школу. А для меня самым ценным является то, что ребенок в школе СЧАСТЛИВ. Согласитесь, это дорогого стоит.
─ А как складывалось со знаниями?
─ Аттестация проходила на отлично, что тоже немаловажно. В общем, все шло замечательно. Пока в один, как тогда казалось, непрекрасный день школа моего старшего сына чуть не закрылась. Руководители решили, что не справились.
Для меня закрытие школы стало огромным стрессом. Мне все в ней нравилось, и учебные программы, и множество кружков, и лояльные педагоги, и уютные помещения.
Я не могла с этим смириться. Я чувствовала, что предаю своего ребенка, что показала ему красивую картинку, а спустя два года отбираю её у сына и отправлю туда, куда я сама бы очень не хотела пойти. Несколько недель я жила в состоянии нервного срыва. Я узнала, что такое термоневроз, узнала, какие бывают бессонницы.
Совместно с оставшимися родителями мы пытались найти выход из этой ситуации. Получалась система уравнений с множеством неизвестных.
И тогда я пошла ва-банк. Я взяла на себя ответственность за руководство школой. Я вложила свои сбережения, договорилась о получении методики, об аренде на невероятно выгодных условиях. 1 сентября я стала директором школы. Семейной школы из семи человек.
─ Я много общаюсь с родителями России, и меня всегда восхищает – чего не сделает мать для своего ребенка! Представляю, как было сложно…
─ Я чувствовала недостаток знаний и опыта, несколько раз ездила по семейным школам Москвы в поисках образцов для подражания, получила образование (скорее диплом, а не образование) педагога-психолога. Но несмотря на комплекс самозванца, я наконец-то почувствовала себя на своем месте. Мне нравится общаться с детьми, находить контакт с самыми сложными и упертыми, мне нравится объяснять что-то сложное и слышать то самое «Ааааа!»
─ А как же тьюторство?
─ В 2022 году на Форуме альтернативного образования в Москве я познакомилась с ижевским Центром тьюторства и индивидуализации Ребус. И так Наталья Львовна Дьяконова, руководитель этого центра, вдохновенно рассказывала о своей работе, что я совершенно точно поняла – «надо брать».
На сегодня мы имеем уже довольно серьезный опыт, у нас обучаются больше 60 детей, но нам трудно было определить, чем же мы занимаемся в нашей «нешколе». Мы сменили несколько названий, но всё это время мне казалось, что всё не то – мы были Детским образовательным центром, Центром развития, Семейным клубом, Центром поддержки семейного образования. И наконец-то, на десятом году жизни мы самоопределились, мы – Центр индивидуализации и тьюторства «Подсолнухи»! Это название отражает наши ценности и уникальный формат работы.
─ Как мне знакомы ваши поиски, многие организаторы семейных школ в стране делятся такими проблемами. Опыта подобного нет ни в школах, ни в «развивашках», можно вообще не найти единомышленников ни в своем районе, ни даже во всем городе…
─ Я со всей ответственностью заявляю – то, что мы начали выстраивать в Подсолнухах, нет больше нигде в нашем городе и, скорее всего, ещё очень долго не будет.
Теперь я удовлетворена и ясно вижу, что я на своем месте. Мне нравится находить контакт с детьми. Чем сложнее поведение ребенка, тем интереснее искать к нему подход, ловить дружескую волну в общении. Даже коллеги иногда подмечают: «Ты любишь самых травмированных».
Успешного и «удобного» ребенка любить легко. А кто будет любить бунтарей, затравленных жертв буллинга, недооцененных гениев, всех тех, кто выбивается из рамок успешных – или удобных?
Я умею работать только через сердце. Наверное, это неправильно и ведет к выгоранию, но для меня сейчас это единственный путь.
И тьюторство как глобальный инструмент вовлечения в процесс становления человека, идеально для меня подходит.
─ Вашему ребенку повезло иметь такую маму, да и другим тагильским детям здорово повезло, что у них есть вы – очень хочется побольше смелых и решительных родителей, которые готовы взять на себя ответственность, каким бы ни был трудным этот выбор. Всяческих успехов вам и вашему центру!
Беседовала Дьякова Алина Геннадьевна
На фото: Анна Михайлова, любящая и любимая хозяйка “Подсолнуха” – у которой дети хотят учиться )