Что такое исследовательские вопросы и зачем они нужны?
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Что такое исследовательские вопросы и зачем они нужны?

Что такое исследовательские вопросы и зачем они нужны?

На эти вопросы отвечал тренинг «Исследовательские вопросы в науке, бизнесе и образовании», который провёл доцент МГПУ, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Вадим Карастелев. Участниками тренинга стали студенты российских вузов, обучающиеся по направлениям химии, медицины и биологии, которые принимают участие в IV ежегодном летнем научно-образовательном Лагере исследователей и разработчиков на базе академии наук ЛИРА-2025. Организатором ЛИРЫ выступает Федеральный исследовательский центр проблем химической физики и медицинской химии Российской академии наук. (ФИЦ ПХФ и МХ РАН).

На тренинге была представлена инновационная технология «Интеллект-дерево вопросов», цель которой — помочь студентам в малых группах по выбранным областям знаний сформулировать исследовательские вопросы. После определения области знания, студенты строили три ветки вопросов. Вот как проходила работа:

Ветка 1. Какие самые прорывные открытия (разработки) были сделаны в XXI веке в интересующей вас области знания? Можно обратиться к нобелевским лауреатам этого века. Выпишите эти разработки (не менее двух, но не более пяти). Предположите, на какие вопросы отвечают эти открытия. Таким образом, хотя бы два открытия нужно превратить в два уже решённых исследовательских вопроса. К каждому решённому исследовательскому вопросу необходимо добавить не менее одного вопроса от каждого участника. Все вопросы фиксируются.

Ветка 2. Перспективные теоретические или практические проблемы (проблемы должны быть достаточно общими). Какие вопросы (не темы!) являются наиболее актуальными сейчас в выбранной области? Поиск ответов может осуществляться с помощью нейросетей.

Ветка 3. Выберите в группе один самый перспективный вопрос из Ветки 2 и попросите нейросеть сформулировать исследовательские вопросы, которые нужно распределить от общего к частному. Запишите эти вопросы на отдельной ветке вашего «дерева». При создании промптов обязательно указывайте, что нужны вопросы от ведущих экспертов в данной области.

После выполнения задания каждая группа оставляла на месте амбассадора для презентации своего «интеллект-дерева» вопросов. Участники из других групп знакомились с деревьями, задавали вопросы амбассадору для уточнения, значимые вопросы фиксировались на «дереве», а самый неожиданный вопрос отмечался специальным знаком.

Вернувшись в свои группы, участники анализировали полученные вопросы и выбирали 2-3 исследовательских вопроса, которые кажутся наиболее перспективными для развития области или практики, а также 2-3 вопроса, которые вдохновляют и увлекают.

Далее группы проводили рефлексию и выступали с итоговыми сообщениями.

В результате участники осознали важность постановки вопросов: даже самые наивные из них могут привести к пересмотру базовых гипотез. Участники получили вдохновение, лучше узнали друг друга и открыли для себя новые научные перспективы. Эта технология особенно полезна в междисциплинарных командах, где требуется объединить разные подходы и взгляды на одну проблему.

Related Posts

Без рубрики, Цифровая среда. Вопрошание
Максим Богданов: “Вопрошание как способ быть честным с собой: опыт магистерского зачёта, который мы придумали сами”

14 июня 2025 года в третий раз мы собираемся вместе, чтобы поделиться уникальным опытом и прокачать навыки интерактивного

Высшее образование
Магистратура – пространство для проявления творческих способностей студентов и самореализации

На ежегодной Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук в педагогическом образовании-2025», которая

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости