Пятница
8 АвгСекреты интеллект-пауз в обучении
На Dzen.ru вышел мой очередной материал в рамках родительского университета МГПУ. Прошу комментировать!
Школьники чаще смотрят видео, чем читают книги или проводят время в библиотеках. Поговорим о познавательных видео. Как сделать так, чтобы их просмотр стал настоящим обучением? Помогут интеллект-паузы, уверен доцент дирекции образовательных программ МГПУ, преподаватель магистратуры «Тьюторство в сфере образования», автор телеграм-канала Questioning Thinking Вадим Евгеньевич Карастелёв, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошания. Они помогают усваивать материал и развивают критическое мышление. Попробуйте! Ведь смотреть вместе что-то интересное — не только развитие, но и отличный досуг!
Что такое интеллект-пауза?
Интеллект-пауза — это короткий перерыв, когда вы вместе с ребёнком останавливаетесь, чтобы подумать, обсудить увиденное и задать вопросы. Это помогает лучше понять материал, избежать усталости и сделать обучение более осознанным. Способ можно применять не только для видео, но и во время любого другого досуга.
Правила проведения интеллект-пауз
1. Делайте остановки после важных или интересных моментов видео.
2. Обсуждайте с ребенком, что нового он узнал, что его удивило и почему, какие вопросы возникают у него в связи с этим.
3. Записывайте вопросы на бумажных стикерах или в электронном виде.
Например, из фильма о китах вы узнали, что киты — родственники копытных. Почему бы не обсудить:
-
Как учёные это выяснили?
-
Что в китах больше всего удивляет?
-
Какие ещё факты о китах интересны ребёнку?
Кстати. Долгое время учёные думали, что киты — потомки наземных хищников. Но генетики доказали: ближе всех киты к бегемотам, то есть, к парнокопытным. Неожиданно, правда?
«Карта вопросов»
Если вопросов много, сгруппируйте их. Наверняка одна из групп будет посвящена проверке информации. В эпоху фейков это особенно важно, а ошибки встречаются даже в, казалось бы, проверенных мультфильмах и видео. Давайте эту группу так и назовём — «Фактчекинг». Дадим имена и другим группам:
-
по темам (например, «про природу», «про науку»);
-
по адресатам («спросить у папы», «поискать в интернете»).
Осталось выбрать самый интересный вопрос и решить, что с ним делать: задать кому-то, поискать информацию самим или просто обсудить.
Обращение к опыту ребёнка
Читаете сказку или смотрите детектив? Во время паузы спросите ребёнка, как бы он поступил на месте героя.
— Как бы ты поступил, попав, как Алиса в Зазеркалье?
— Кто преступник и как ты можешь это доказать?
Ребёнок не может ответить? Вместе выходите на вопросы и обсуждайте их вместе! Спрашивайте и сами, пример взрослого — это важно!
Такой подход развивает воображение и умение рассуждать.
Критическое мышление
Научитесь вместе сомневаться. Выбирайте спорные, неподтверждённые утверждения, ставьте к ним вопросы и обсуждайте. Например:
— Почему люди считали, что Земля плоская?
— А как доказали, что это неверно?
— Почему сейчас есть люди, которые продолжают считать, что Земля плоская?.
Это помогает развивать критическое мышление.
Польза интеллект-пауз
-
Лучше усваивается материал.
-
Удерживается внимание ребёнка.
-
Вовлекают ребёнка в процесс обучения.
-
Возникают новые темы для общения в семье.
-
Ребёнок видит: не знать что-то — нормально, главное — задавать вопросы и искать ответы вместе.
Частые ошибки
-
Не навязывайте вопросы — поддерживайте интерес ребёнка.
-
Делайте паузы уместно, без перебора.
-
Не критикуйте вопросы — лучше спросите в ответ.
-
Не бойтесь сами чего-то не знать — ищите ответы вместе.
Интеллект-паузы — простой и эффективный инструмент. Они помогут вашей семье сделать обучение интересным, осознанным и совместным. Главное — обсуждать, задавать вопросы и искать ответы вместе с ребёнком.
4 октября начнется курс вопрошания для родителей, который будет вести Вадим Карастелев, переходите по ссылке и не пропустите скидку.