Секреты интеллект-пауз в обучении
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Секреты интеллект-пауз в обучении

Секреты интеллект-пауз в обучении

На Dzen.ru вышел мой очередной материал в рамках родительского университета МГПУ. Прошу комментировать!

Школьники чаще смотрят видео, чем читают книги или проводят время в библиотеках. Поговорим о познавательных видео. Как сделать так, чтобы их просмотр стал настоящим обучением? Помогут интеллект-паузы, уверен доцент дирекции образовательных программ МГПУ, преподаватель магистратуры «Тьюторство в сфере образования», автор телеграм-канала Questioning Thinking Вадим Евгеньевич Карастелёв, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошанияОни помогают усваивать материал и развивают критическое мышление. Попробуйте! Ведь смотреть вместе что-то интересное — не только развитие, но и отличный досуг!

Что такое интеллект-пауза?

Интеллект-пауза — это короткий перерыв, когда вы вместе с ребёнком останавливаетесь, чтобы подумать, обсудить увиденное и задать вопросы. Это помогает лучше понять материал, избежать усталости и сделать обучение более осознанным. Способ можно применять не только для видео, но и во время любого другого досуга.

Правила проведения интеллект-пауз

1. Делайте остановки после важных или интересных моментов видео.

2. Обсуждайте с ребенком, что нового он узнал, что его удивило и почему, какие вопросы возникают у него в связи с этим.

3. Записывайте вопросы на бумажных стикерах или в электронном виде.

Например, из фильма о китах вы узнали, что киты — родственники копытных. Почему бы не обсудить:

  • Как учёные это выяснили?
  • Что в китах больше всего удивляет?
  • Какие ещё факты о китах интересны ребёнку?

Кстати. Долгое время учёные думали, что киты — потомки наземных хищников. Но генетики доказали: ближе всех киты к бегемотам, то есть, к парнокопытным. Неожиданно, правда?

«Карта вопросов»

Если вопросов много, сгруппируйте их. Наверняка одна из групп будет посвящена проверке информации. В эпоху фейков это особенно важно, а ошибки встречаются даже в, казалось бы, проверенных мультфильмах и видео. Давайте эту группу так и назовём — «Фактчекинг». Дадим имена и другим группам:

  • по темам (например, «про природу», «про науку»);
  • по адресатам («спросить у папы», «поискать в интернете»).

Осталось выбрать самый интересный вопрос и решить, что с ним делать: задать кому-то, поискать информацию самим или просто обсудить.

Обращение к опыту ребёнка

Читаете сказку или смотрите детектив? Во время паузы спросите ребёнка, как бы он поступил на месте героя.

— Как бы ты поступил, попав, как Алиса в Зазеркалье?

— Кто преступник и как ты можешь это доказать?

Ребёнок не может ответить? Вместе выходите на вопросы и обсуждайте их вместе! Спрашивайте и сами, пример взрослого — это важно!

Такой подход развивает воображение и умение рассуждать.

Критическое мышление

Научитесь вместе сомневаться. Выбирайте спорные, неподтверждённые утверждения, ставьте к ним вопросы и обсуждайте. Например:

— Почему люди считали, что Земля плоская?

— А как доказали, что это неверно?

— Почему сейчас есть люди, которые продолжают считать, что Земля плоская?.

Это помогает развивать критическое мышление.

Польза интеллект-пауз

  • Лучше усваивается материал.
  • Удерживается внимание ребёнка.
  • Вовлекают ребёнка в процесс обучения.
  • Возникают новые темы для общения в семье.
  • Ребёнок видит: не знать что-то — нормально, главное — задавать вопросы и искать ответы вместе.

Частые ошибки

  • Не навязывайте вопросы — поддерживайте интерес ребёнка.
  • Делайте паузы уместно, без перебора.
  • Не критикуйте вопросы — лучше спросите в ответ.
  • Не бойтесь сами чего-то не знать — ищите ответы вместе.

Интеллект-паузы — простой и эффективный инструмент. Они помогут вашей семье сделать обучение интересным, осознанным и совместным. Главное — обсуждать, задавать вопросы и искать ответы вместе с ребёнком.

4 октября начнется курс вопрошания для родителей, который будет вести Вадим Карастелев, переходите по ссылке и не пропустите скидку.

Related Posts

Цифровая среда. Вопрошание
Вадим Карастелев: ”Миссия тьютора — помочь раскрыть жизненные пути, соотнося их с ресурсами и идеальным содержанием обучения”

Доклад «Интерактивное вопрошание как условие содержательного сотрудничества родителей, учеников, тьюторов и педагогов» на тьюторской конференции, 23 октября 2024

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости