Секреты интеллект-пауз в обучении
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Секреты интеллект-пауз в обучении

Секреты интеллект-пауз в обучении

На Dzen.ru вышел мой очередной материал в рамках родительского университета МГПУ. Прошу комментировать!

Школьники чаще смотрят видео, чем читают книги или проводят время в библиотеках. Поговорим о познавательных видео. Как сделать так, чтобы их просмотр стал настоящим обучением? Помогут интеллект-паузы, уверен доцент дирекции образовательных программ МГПУ, преподаватель магистратуры «Тьюторство в сфере образования», автор телеграм-канала Questioning Thinking Вадим Евгеньевич Карастелёв, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошанияОни помогают усваивать материал и развивают критическое мышление. Попробуйте! Ведь смотреть вместе что-то интересное — не только развитие, но и отличный досуг!

Что такое интеллект-пауза?

Интеллект-пауза — это короткий перерыв, когда вы вместе с ребёнком останавливаетесь, чтобы подумать, обсудить увиденное и задать вопросы. Это помогает лучше понять материал, избежать усталости и сделать обучение более осознанным. Способ можно применять не только для видео, но и во время любого другого досуга.

Правила проведения интеллект-пауз

1. Делайте остановки после важных или интересных моментов видео.

2. Обсуждайте с ребенком, что нового он узнал, что его удивило и почему, какие вопросы возникают у него в связи с этим.

3. Записывайте вопросы на бумажных стикерах или в электронном виде.

Например, из фильма о китах вы узнали, что киты — родственники копытных. Почему бы не обсудить:

  • Как учёные это выяснили?
  • Что в китах больше всего удивляет?
  • Какие ещё факты о китах интересны ребёнку?

Кстати. Долгое время учёные думали, что киты — потомки наземных хищников. Но генетики доказали: ближе всех киты к бегемотам, то есть, к парнокопытным. Неожиданно, правда?

«Карта вопросов»

Если вопросов много, сгруппируйте их. Наверняка одна из групп будет посвящена проверке информации. В эпоху фейков это особенно важно, а ошибки встречаются даже в, казалось бы, проверенных мультфильмах и видео. Давайте эту группу так и назовём — «Фактчекинг». Дадим имена и другим группам:

  • по темам (например, «про природу», «про науку»);
  • по адресатам («спросить у папы», «поискать в интернете»).

Осталось выбрать самый интересный вопрос и решить, что с ним делать: задать кому-то, поискать информацию самим или просто обсудить.

Обращение к опыту ребёнка

Читаете сказку или смотрите детектив? Во время паузы спросите ребёнка, как бы он поступил на месте героя.

— Как бы ты поступил, попав, как Алиса в Зазеркалье?

— Кто преступник и как ты можешь это доказать?

Ребёнок не может ответить? Вместе выходите на вопросы и обсуждайте их вместе! Спрашивайте и сами, пример взрослого — это важно!

Такой подход развивает воображение и умение рассуждать.

Критическое мышление

Научитесь вместе сомневаться. Выбирайте спорные, неподтверждённые утверждения, ставьте к ним вопросы и обсуждайте. Например:

— Почему люди считали, что Земля плоская?

— А как доказали, что это неверно?

— Почему сейчас есть люди, которые продолжают считать, что Земля плоская?.

Это помогает развивать критическое мышление.

Польза интеллект-пауз

  • Лучше усваивается материал.
  • Удерживается внимание ребёнка.
  • Вовлекают ребёнка в процесс обучения.
  • Возникают новые темы для общения в семье.
  • Ребёнок видит: не знать что-то — нормально, главное — задавать вопросы и искать ответы вместе.

Частые ошибки

  • Не навязывайте вопросы — поддерживайте интерес ребёнка.
  • Делайте паузы уместно, без перебора.
  • Не критикуйте вопросы — лучше спросите в ответ.
  • Не бойтесь сами чего-то не знать — ищите ответы вместе.

Интеллект-паузы — простой и эффективный инструмент. Они помогут вашей семье сделать обучение интересным, осознанным и совместным. Главное — обсуждать, задавать вопросы и искать ответы вместе с ребёнком.

4 октября начнется курс вопрошания для родителей, который будет вести Вадим Карастелев, переходите по ссылке и не пропустите скидку.

Related Posts

Цифровая среда. Вопрошание
Вадим Карастелев: ”Миссия тьютора — помочь раскрыть жизненные пути, соотнося их с ресурсами и идеальным содержанием обучения”

Доклад «Интерактивное вопрошание как условие содержательного сотрудничества родителей, учеников, тьюторов и педагогов» 🤝👨👩👧👦👨🏫👩🎓 на тьюторской конференции, 23 октября

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости