Кто задаёт настоящие вопросы: человек или нейросеть
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Кто задаёт настоящие вопросы: человек или нейросеть

Кто задаёт настоящие вопросы: человек или нейросеть

В «Живом журнале» в рамках «Родительского университета МГПУ» вышел текст, который приводится ниже без купюр.

Сегодня, 26 ноября — Всемирный день информации. Поэтому предлагаю поговорить про вопросы — и, конечно, нейросети. Начнёт разговор Вадим Евгеньевич Карастелёв, признанный мастер вопрошания, кандидат политических наук, доцент МГПУ и автор телеграм-канала Questioning thinking.

Каждый из нас помнит, как в детстве задавал самые неожиданные и живые вопросы, рожденные из удивления и желания понять мир. Ребёнок, смотрящий в окно, спрашивает, летят ли облака потому что у них «крылья». Он выражает не просто интерес, а живое непонимание, объединяющее наблюдение и фантазию. Сегодня рядом с нами есть нейросети, способные быстро и чётко рассказать про облака. Но смогут ли они когда-нибудь чувствовать настоящее удивление? Чем отличаются настоящие вопросы человека от вопросов, выстроенных алгоритмами? Давайте задумаемся вместе с детьми над искусством задавать вопросы, которые рождаются не из готовых шаблонов, а из личного опыта и искреннего любопытства.

Вопросы человека

  • Настоящий вопрос всегда связан с личным опытом.
  • Подросток: «Почему я должен учить то, что мне никогда не пригодится?»
  • Родитель: «Как помочь ребёнку, если он не хочет учиться?»
  • Это не школьные заученные «почему?» и «что такое…?». Это поиск ответа на то, что волнует именно меня.

Когда вы в последний раз задавали вопрос, который был по-настоящему вашим, а не подсмотренным в учебнике или чате?

Вопросы нейросети

  • Нейросеть умеет формулировать вопросы.
  • Но они не рождаются из «дыры в понимании», а из статистики: «В таком контексте обычно спрашивают вот так».
  • Если попросить нейросеть «Сочини сказку про кота», она спросит: «Хотите весёлую или грустную?». Это полезно, но за этим нет личного интереса.

Если нейросеть научится задавать очень точные и неожиданные вопросы, перестанем ли мы отличать её вопросы от человеческих?

Где граница?

  • Учитель спрашивает в классе: «Какая формула у воды?» — и это шаблон.
  • А ученик после урока: «А если бы вода была красная, растения бы росли?» — это уже шаг в неизвестность.
  • Иногда нейросеть может сымитировать «живое» удивление — и подкинуть нам мысль, которую мы сами не придумали бы.

А не страшно ли, что мы сами всё чаще задаём шаблонные вопросы, а от нейросетей ждём свежих и неожиданных?

Что дальше?

  • Может ли машина когда-нибудь «честно» удивляться?
  • Или удивление навсегда останется нашей прерогативой?
  • Возможно, нейросети уже сегодня выполняют для нас важную роль: они напоминают нам, что искусство задавать вопросы — это не данность, а навык, который нужно беречь и развивать.

Что вас волнует настолько, что никакая нейросеть не сможет спросить это за вас?

Искусство задавать вопросы — это уникальная человеческая способность, которая связана с нашим опытом, чувствами и личными переживаниями. Вопросы, рождающиеся из живого интереса и желания понять, помогают детям и взрослым развиваться вместе. Нейросети могут помогать нам находить ответы и даже предлагать новые вопросы, но их вопросы — результат анализа данных, а не подлинного удивления.

Сегодня, когда ИИ становится всё умнее, важно не забывать, что именно человеческое любопытство и способность задавать честные, глубокие вопросы делают нас уникальными. Вместе с детьми нам нужно учиться не просто искать готовые ответы, а искать свои настоящие вопросы — те, которые волнуют именно нас.

Этот навык — одна из главных прерогатив человечества и залог живого, насыщенного диалога, в семье и в мире знаний. Чем больше мы практикуем искреннее вопрошание вместе с детьми, тем дольше искусство настоящего вопроса останется с нами, а не перейдет целиком к машинам.

Вадим Евгеньевич предложил десять вопросов для размышления над вопросами. Давайте ответим на них комментариях или постами в своих журналах — как удобнее. 

Правила простые. Берёте любое количество вопросов и отвечаете. Вопросом на вопрос отвечать — можно! Не писать ответ тоже можно: суть ведь в том, чтобы подумать!  

  1. Когда вы в последний раз задавали свой вопрос, а не просто повторяли то, что нашли в интернете или учебнике?
  2. Может ли искусственный интеллект удивиться, как ребёнок, который впервые видит радугу?
  3. Что для вас важнее — правильно ответить или честно задать вопрос?
  4. Если искусственный интеллект начнет задавать более глубокие вопросы, чем мы, останемся ли мы «вопрошающими»?
  5. Сколько из ваших сегодняшних вопросов вызваны страхом, и есть ли среди них такие, которые вы боитесь озвучить?
  6. Чем отличается вопрос «Столица Франции?» от вопроса «Почему именно этот город стал столицей?» — и какой из них живее?
  7. Если нейросеть предложит вам вопрос, о котором вы не подумали бы сами, чей это вопрос — ваш или её?
  8. Почему взрослые перестают задавать вопросы «почему?», а дети продолжают это делать?
  9. В общении с ИИ что важнее — уметь отвечать или уметь задавать вопросы?
  10. Каким вопросом вы могли бы удивить даже самый умный искусственный интеллект?

 

Related Posts

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости