Пятница
28 НояКто задаёт настоящие вопросы: человек или нейросеть
В «Живом журнале» в рамках «Родительского университета МГПУ» вышел текст, который приводится ниже без купюр.
Сегодня, 26 ноября — Всемирный день информации. Поэтому предлагаю поговорить про вопросы — и, конечно, нейросети. Начнёт разговор Вадим Евгеньевич Карастелёв, признанный мастер вопрошания, кандидат политических наук, доцент МГПУ и автор телеграм-канала Questioning thinking.

Каждый из нас помнит, как в детстве задавал самые неожиданные и живые вопросы, рожденные из удивления и желания понять мир. Ребёнок, смотрящий в окно, спрашивает, летят ли облака потому что у них «крылья». Он выражает не просто интерес, а живое непонимание, объединяющее наблюдение и фантазию. Сегодня рядом с нами есть нейросети, способные быстро и чётко рассказать про облака. Но смогут ли они когда-нибудь чувствовать настоящее удивление? Чем отличаются настоящие вопросы человека от вопросов, выстроенных алгоритмами? Давайте задумаемся вместе с детьми над искусством задавать вопросы, которые рождаются не из готовых шаблонов, а из личного опыта и искреннего любопытства.
Вопросы человека
- Настоящий вопрос всегда связан с личным опытом.
- Подросток: «Почему я должен учить то, что мне никогда не пригодится?»
- Родитель: «Как помочь ребёнку, если он не хочет учиться?»
- Это не школьные заученные «почему?» и «что такое…?». Это поиск ответа на то, что волнует именно меня.
Когда вы в последний раз задавали вопрос, который был по-настоящему вашим, а не подсмотренным в учебнике или чате?
Вопросы нейросети
- Нейросеть умеет формулировать вопросы.
- Но они не рождаются из «дыры в понимании», а из статистики: «В таком контексте обычно спрашивают вот так».
- Если попросить нейросеть «Сочини сказку про кота», она спросит: «Хотите весёлую или грустную?». Это полезно, но за этим нет личного интереса.
Если нейросеть научится задавать очень точные и неожиданные вопросы, перестанем ли мы отличать её вопросы от человеческих?
Где граница?
- Учитель спрашивает в классе: «Какая формула у воды?» — и это шаблон.
- А ученик после урока: «А если бы вода была красная, растения бы росли?» — это уже шаг в неизвестность.
- Иногда нейросеть может сымитировать «живое» удивление — и подкинуть нам мысль, которую мы сами не придумали бы.
А не страшно ли, что мы сами всё чаще задаём шаблонные вопросы, а от нейросетей ждём свежих и неожиданных?
Что дальше?
- Может ли машина когда-нибудь «честно» удивляться?
- Или удивление навсегда останется нашей прерогативой?
- Возможно, нейросети уже сегодня выполняют для нас важную роль: они напоминают нам, что искусство задавать вопросы — это не данность, а навык, который нужно беречь и развивать.
Что вас волнует настолько, что никакая нейросеть не сможет спросить это за вас?
Искусство задавать вопросы — это уникальная человеческая способность, которая связана с нашим опытом, чувствами и личными переживаниями. Вопросы, рождающиеся из живого интереса и желания понять, помогают детям и взрослым развиваться вместе. Нейросети могут помогать нам находить ответы и даже предлагать новые вопросы, но их вопросы — результат анализа данных, а не подлинного удивления.
Сегодня, когда ИИ становится всё умнее, важно не забывать, что именно человеческое любопытство и способность задавать честные, глубокие вопросы делают нас уникальными. Вместе с детьми нам нужно учиться не просто искать готовые ответы, а искать свои настоящие вопросы — те, которые волнуют именно нас.
Этот навык — одна из главных прерогатив человечества и залог живого, насыщенного диалога, в семье и в мире знаний. Чем больше мы практикуем искреннее вопрошание вместе с детьми, тем дольше искусство настоящего вопроса останется с нами, а не перейдет целиком к машинам.
Вадим Евгеньевич предложил десять вопросов для размышления над вопросами. Давайте ответим на них комментариях или постами в своих журналах — как удобнее.
Правила простые. Берёте любое количество вопросов и отвечаете. Вопросом на вопрос отвечать — можно! Не писать ответ тоже можно: суть ведь в том, чтобы подумать!
- Когда вы в последний раз задавали свой вопрос, а не просто повторяли то, что нашли в интернете или учебнике?
- Может ли искусственный интеллект удивиться, как ребёнок, который впервые видит радугу?
- Что для вас важнее — правильно ответить или честно задать вопрос?
- Если искусственный интеллект начнет задавать более глубокие вопросы, чем мы, останемся ли мы «вопрошающими»?
- Сколько из ваших сегодняшних вопросов вызваны страхом, и есть ли среди них такие, которые вы боитесь озвучить?
- Чем отличается вопрос «Столица Франции?» от вопроса «Почему именно этот город стал столицей?» — и какой из них живее?
- Если нейросеть предложит вам вопрос, о котором вы не подумали бы сами, чей это вопрос — ваш или её?
- Почему взрослые перестают задавать вопросы «почему?», а дети продолжают это делать?
- В общении с ИИ что важнее — уметь отвечать или уметь задавать вопросы?
- Каким вопросом вы могли бы удивить даже самый умный искусственный интеллект?
