Екатерина Крохмаль: “Как разрешить себе быть тьютором и не бояться действовать?”
 /  Цифровая среда. Вопрошание / Екатерина Крохмаль: “Как разрешить себе быть тьютором и не бояться действовать?”

Екатерина Крохмаль: “Как разрешить себе быть тьютором и не бояться действовать?”

Последние пять лет я преподаю первокурсникам курс «Вопрошание как культура тьюторской деятельности» в магистерской программе «Тьюторство в сфере образования» Московского городского педагогического университета. Одним из заданий является прочтение проникновенного текста Карла Роджерса «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем», а затем — написание размышления на тему: «Какие бы я задала себе вопросы, если бы стала тьютором?». С разрешения автора размещаю одно из таких размышлений.

Приветствую, меня зовут Екатерина Крохмаль, я живу в городе, где резной палисад — в Вологде. В настоящее время я нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком. Мой бэкграунд — это около 10 лет на госслужбе, две степени бакалавра в сферах юриспруденции и экономики, множество пройденных обучающих программ и курсов — от финансов до макияжа. Считаю образование своим «легальным досугом» и мечтаю самоопределиться в профессиональном плане; большую ставку в этом я делаю на тьюторство. Интересно, какие бы я задала себе вопросы, если бы стала тьютором? Поделюсь с вами своими размышлениями.

Первый вопрос, который меня тревожит: как найти опору в себе для тьюторской деятельности? Как разрешить себе быть тьютором и не бояться действовать?

С предметными дисциплинами оказалось, что всё обстоит намного проще, даже с гуманитарными знаниями, например, в юриспруденции. Да, ты можешь не знать всех законов и норм, но есть на что опереться; да, ты можешь быть не согласен с чем-то, и тогда в рамках закона ищешь аргументы в защиту своей позиции или не соглашаешься и обжалуешь всю норму. А здесь я пока не могу нащупать эту опору в себе, но здорово, что теперь знаю: искать её нужно в себе.

Вытекающий отсюда вопрос: а могу ли я что-то дать своим тьюторантам, чтобы они вышли из ситуации самоопределения (и что именно), если сама нахожусь в этом тягостном состоянии самоопределения?

С одной стороны, если ты сам не находился в таком состоянии и для тебя это новый опыт, ты не будешь понимать сложности, с которыми сталкиваются твои тьюторанты. С другой стороны, что же я могу им дать, если сама ещё в процессе? Кем быть? Каким быть? В чём смогу самореализоваться? Высшей ценностью для меня было бы, если бы я смогла сопровождать человека в поиске ответов на эти вопросы, и сейчас для меня очень важно, чтобы этот путь привёл к ответам.

Третий вопрос, который открывается во мне, словно матрёшка: что я буду считать результатом своей работы? Какие маркеры успешности моей работы как тьютора могут быть?

Двойственные ощущения: с одной стороны, у меня есть чёткое убеждение — за любой работой должен быть результат. Ну а как же его не будет? Зачем я тогда приходила? — спрошу я себя, если иду за какой-то услугой. С другой стороны, я понимаю, что такого явного результата, как, например, у парикмахера (подстриг волосы на два сантиметра), не будет. Но ведь особенно по первому вопросу нужно понимать: ты как профессионал делаешь так или не так, за что тебе платят деньги? Плюс давление извне: «Я вам деньги заплатил — и что-то ничего не происходит». Вспоминаются слова моей мамы: «Заплатишь такие деньги, да ещё и, может, зазря?» Да, понимаю, что всё условно, продвижение происходит внутри человека, и сложно его измерить, особенно в моменте, но нужны какие-то маркеры.

Четвёртый вопрос: сумею ли я понять другого, его интересы, смогу ли наблюдать и разглядеть то, на что важно обратить внимание тьютору?

Это вопрос, наверное, про два момента: первое — как не вести другого за собой, даже если что-то о нём понял, а сопровождать его деятельность; второе — как развить в себе способность к наблюдению и, если можно так сказать, «верному» анализу ситуации.

И, наконец, пятый вопрос: где я буду черпать вдохновение и развивать творческий потенциал (есть ли он вообще у меня?) для работы не по шаблону, для расширения картины мира тьюторанта?

Часто ловлю себя на мысли, что для меня большую роль играет эмоциональное состояние: вплоть до того, что ничего не идёт в голову, если я не в ресурсе. Где черпать вдохновение? Как эмоционально восстанавливаться? И, возможно, в эту же т

очку — про творческий потенциал: как сделать так, чтобы он был, «бил ключом», как заряжаться на новые идеи, сценарии, проекты? И, возможно, здесь ещё далеко до расширения картины мира тьюторанта — сначала, наверное, нужно расширить свою.

Анализируя свои вопросы, понимаю, что они больше направлены внутрь меня как человека, как тьютора. Интересно, а какие вопросы я бы как тьютор задала, направленные на тьюторанта? Когда я смогу задать такие вопросы?

Related Posts

Высшее образование, Тьюторская магистратура, Тьюторство иностранных студентов
Из опыта организации тьюторской практики сопровождения иностранных студентов в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета

Из опыта организации тьюторской практики сопровождения иностранных студентов в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета. Бадак Елена Дмитриевна, студентка

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости