Ресурсы 2020: Вопрошание как инструмент индивидуализации в дошкольном возрасте

     Ушедший 2020 год, несмотря на все сложности, был настолько насыщен интересными событиями, связанными с индивидуализацией в дошкольном возрасте, что осветить их все до наступления нового 2021 не удалось. Поэтому в ближайшее время планирую опубликовать серию заметок о ресурсности 2020 по следующим материалам:

  1. Тьюторские новости в Группах самоопределения Академии возможностей «LADьЯ;
  2. День Тьютора и дошкольные практики Иркутской области;
  3. Результаты моего первого тьюторского курса для воспитателей ГОУ;
  4. Портрет заказчика тьюторской услуги для дошкольника;
  5. Вопрошание как инструмент индивидуализации в дошкольном возрасте…

И данная заметка, как читатель может понять из названия, посвящена как раз одной из перечисленных тем.

       В декабре 2020 года благодаря ссылке, опубликованной Вадимом Карастелевым, мне посчастливилось принять участие в интерактивном вебинаре «Дом вопросов и ответов». На вебинаре автор одноименной методики Юлия Ратникова представила игровую практику развития познавательной активности дошкольника через постановку вопросов и поиск ответов на них. Данная практика реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад № 18 «Дюймовочка» (г. Усть-Илимск).

Существенным отличием презентованной методики является то, что и поставленный вопрос, и получаемый ответ принадлежат самому ребенку, способствуя проявлению его самости. Процесс реализуется в 5 этапов:

  1. Что я хочу знать (рождение вопроса и его обозначение);
  2. Кто мне поможет (определение помощника в поиске информации);
  3. Где я найду ответ (выбор источника информации);
  4. Презентация ответа (рисунок, коллаж, интервью, видеоролик и др.)
  5. Познавательный финиш (самооценка достижений и познавательной удовлетворенности, индивидуальная энциклопедия вопросов и ответов).

Дети пишут или рисуют свои вопросы на чек-листах. При этом детский вопрос в процессе поиска ответа ребенка планомерно превращается в детский продукт рисунок, аппликацию, лепную фигурку, коллаж, рассказ, интервью, видеоролик и др.)

Изюминкой методики является оформление основного рабочего поля в виде многоэтажного дома, где дети самостоятельно выбирают «Этаж» для своего вопроса и заполняют пролеты выбранными ресурсными карточками. Подобрать ресурсную карточку ребенку помогают специальные бланки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Вебинар был заявлен в интерактивной форме, поэтому после презентации методики участникам было предложено сформулировать свои вопросы. А затем можно было выбрать один из вопросов коллег и на интерактивной доске пройти по 5 обозначенным выше этапам.

            На мой взгляд, методика «Дом вопросов и ответов» легко и доступно вводит ребёнка в пространство самоопределения. В качестве следующего шага в группах ДОУ можно создавать целые улицы домов, где каждый создает свой личный дом со своими вопросами. А затем делать выставку в виде города из улиц разных групп. Данный формат может успешно использоваться не только педагогами ДОУ, но и тьюторами-практиками в индивидуальном сопровождении детей дошкольного возраста. А также подобные практики  помогают вовлекать в образовательный процесс родителей. Ведь даже для неосведомленного близкого взрослого заметны такие сопутствующие эффекты, как развитие самостоятельности, улучшение памяти, повышение качества коммуникаций, снижение уровня тревожности благодаря опыту ставить вопрос, самостоятельно находить на него ответ или обращаться за помощью.

Ссылки:
Методика «Дом вопросов и ответов» (краткое видео, 2 мин): https://youtu.be/iTKcKfnz9zQ
Видео вебинара «Дом вопросов и ответов» (92 мин): https://youtu.be/CxbVLBT2Y_c
Лазарева Лада Игоревна,
Основатель Академии возможностей «LADьЯ»,
Региональный эксперт и Cертифицированный тьютор МТА,
Консультант-антропопрактик по вопросам становления навыков Self Skills.
Лазарева Лада Игоревна

Основатель и СЕО Академии возможностей «LADьЯ», Руководитель тьюторской службы «#СамСебеСчастье» Сертифицированный эксперт-антропопрактик (коуч, психолог,тьютор...) Региональный эксперт МТА (Московское отделение), Создатель сертифицированной тьюторской практики, Автор инструментов самостроительства «#SelfSkillsSystem», Cоавтор сертифицированной тьюторской технологии «#CамСебеСо...»

Related Posts

Библиотека, Инклюзивное образование, Тьюторство в инклюзивном образовании
Об особенностях аттестации тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.Г. Никулина и В.В. Земскова)

Разработка системы оценки профессиональной деятельности тьюторов для прохождения ими аттестации началась в Чувашской Республике в 2017 году. Работа

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Сулейманова Дания Шарфияновна

Сулейманова Дания Шарфияновна

magafurova@live.ru

Координатор страницы Дошкольного образования

 Лазарева Лада Игоревна

Лазарева Лада Игоревна

lada@aladya.ru

  • Основатель и СЕО Академии возможностей «LADьЯ»
  • Руководитель тьюторской службы «#СамСебеСчастье»
  • Сертифицированный эксперт-антропопрактик (коуч, психолог,тьютор...)
  • Региональный эксперт МТА (Московское отделение)
  • Автор сертифицированной тьюторской практики
  • Автор инструментов самостроительства «#SelfSkillsSystem»
  • Cоавтор сертифицированной тьюторской технологии «#CамСебеСо...»

Координатор страницы Дополнительного образования детей

Трясцина Татьяна Матвеевна

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

Место работы:

  • МБОУ ДО "Центр детского творчества Устиновского района" г. Ижевска, методист, федеральный эксперт МТА, сертифицированный тьютор

Координатор страницы Семейного образования

Дьякова Алина ГеннадьевнаДьякова Алина Геннадьевна

alinasan@list.ru

О себе:

Являюсь соучредителем Межрегиональной общественной организации «Ассоциация семейных школ», председателем Совета Отделения в республике Удмуртия. Пишу статьи, брошюры по теме семейного образования (анализ законодательства в сфере семейного образования и опыт его применения в России), модерирую самый первый сайт хоумскулеров, созданный Игорем Чапковским, идеологом семейного образования в России http://www.familyeducation.ru/ и веду собственную ВК группу "Семейное образование в Ижевске".

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости