Хоменко И.А. Педагогическая поддержка семьи не за горами
 /  Тьюторство в семейном образовании / Хоменко И.А. Педагогическая поддержка семьи не за горами

Хоменко И.А. Педагогическая поддержка семьи не за горами

Если мир детства со временем взросления становится все более отчужденным и тусклым, а в профессиональном смысле его надо бы постоянно видеть близким и ясным, то куда обратиться?

Неужели в некий Институт Детства? Оказывается – да. И это не метафора. Такой Институт, действительно, есть и туда стоит зайти. Поэтому приглашаем вас на кафедру педагогики и психологии семьи, которая основана в РГПУ им. А.И. Герцена в 2004 году. Студенты уже сдали летнюю сессию и мы можем спокойно побеседовать за чашкой чая с заведующей Ириной Алексеевной Хоменко и сотрудницей этой кафедры Викторией Анатольевной Родионовой.

Корр. – Чем была вызвана необходимость появления вашей кафедры в стенах пединститута?

Хоменко И.А. – Наверное, наиболее актуальной стала необходимость появления образовательных консультантов для родителей. Ведь прежде в системе образования семья практически была забыта как субъект образовательного процесса. И от того, каким образом выстроится система взаимодействия педагогов с родителями, будет зависеть и качество образования, и стабильный приход детей в детский сад. Если будет потерян контакт с родителями, то ведь они теперь вполне могут обойтись и без детского сада – есть различные альтернативы дошкольного воспитания.

Корр. – Какая традиция систематической работы с родителями, с семьей существовала в педагогике раньше?

Хоменко И.А. – В советское время, пожалуй, не было каких-то отдельных проработанных курсов по работе педагогов с семьей. Были небольшие рекомендации, например, для классных руководителей, были некие ориентиры по проведению родительских собраний, но методического базиса для систематической работы не было. Раньше педагоги ориентировались на семью в большей мере эмоционально и интуитивно, в сферу образования приходило больше людей по призванию, по зову сердца. В искренней заботе о ребенке они находили общий язык и с родителями. Да и государство раньше больше внимания уделяло семейному воспитанию: фильмы, радиопередачи, лектории и т.д. Педагоги были заинтересованы, а родители просвещены. Сейчас же заметен социальный вакуум в вопросах воспитания. В детских садах большая кадровая ротация воспитателей и теперь мало уже кто из них знает того или иного ребенка в течение, скажем, 3-х лет. Тут и происходит разрыв контакта с семьей. Ведь хороший контакт – это когда общаются люди, а не «заказчик» и «исполнитель»

Корр. – В чем же основное содержание деятельности вашей кафедры?

Хоменко И.А. – Основная идея нашей кафедры – подготовить консультантов в области образования для семьи. И это очень широкое понятие, включающее и помощь в проектировании образовательного маршрута ребенка, и реализацию этого маршрута уже в роли гувернера или домашнего воспитателя. Поэтому у нас открыто профильное направление, которое называется «Педагогика и психология домашнего образования», где наши студенты учатся быть образовательными тьюторами. Мы сейчас смотрим на роль домашнего педагога шире: он должен не только научить ребенка элементарным общеучебным навыкам, но и помочь родителям выстроить его образовательный маршрут, найти в окружающей среде те социокультурные и психологические ресурсы, которые помогут самим родителям выступить в роли компетентных социализаторов своих детей. Это важно. В этом случае не происходит отчуждения педагога от родителя, когда последний поручает ребенка педагогу и как бы отстраняется. Мы придерживаемся принципиально иной позиции: педагог входит в семью, чтобы увидеть психологические и иные проблемы и помочь их разрешению. Нам хотелось бы дать такую подготовку студентам, которая помогла сориентироваться во внутренней ситуации семьи, увидеть там сильные и слабые стороны и выстроить программу развития ребенка. У нас была первая практика студентов в семьях, которая стала значимым стимулом к их обоюдному саморазвитию. Обычно семьи ведут себя закрыто, но эти стали добровольцами. Для начала это были знакомые для нас семьи, выразившие желание, чтобы студенты поработали с ними и уверенные, что им не навредят. Главное, что студенты на этой практики понимают то, чего не может дать ни одна теория – специфику внутрисемейных отношений, выстроенных «вокруг» образования ребенка.

Второе направление деятельности нашей кафедры связано с магистерской программой «Психолого-педагогическое сопровождение семьи». Это уже несколько шире тьюторства и охватывает обучение способам работы по привлечению общественных и государственных организаций на комплексную помощь разным семьям – многодетным, неполным, билингвистичным и т.д. Студентов учат помощи семье в ориентации среди различных социально-правовых и информационных ресурсов, координации в решении проблем, используя эти ресурсы. Тьюторы должны не только иметь свои психолого-педагогические ресурсы, но и знать, где взять иные. Например, у нас есть курс по организации досуга в семье. Студенты ходят и изучают культурное пространство города: посещают музеи, пишут отчеты о просмотренных спектаклях и выставках и т.д. Это поможет им найти адекватные способы решения психологических и образовательных проблем семьи.

Третье направление: различные платные образовательные программы для родителей, гувернеров, классных руководителей и воспитателей детских садов. Оно находится пока в стадии становления. К примеру, гувернеры были поражены на нашем курсе тем, какое важное значение имеют различные психологические теории в практике воспитания.

Корр. – Как при этом обучаются педагоги дошкольных образовательных учреждений?

Хоменко И.А. – Во-первых, мы стараемся создать самые современные условия для самообразования: например, помочь сориентироваться в интернет-ресурсах и устраиваемых в Институте и вне его различных конференциях и семинарах. Кроме того мы предлагаем слушателям четыре содержательных блока: семейная педагогика; психология и психотерапевтические техники, приемы разрешения семейных ситуаций; культурология с акцентом на современную ситуацию в социуме вокруг семьи; информационные технологии и все, что связано с различными информационными источниками: СМИ, кино и т.д. У нас есть даже разработанный спецкурс «Педагогика кино». Ведь сейчас очень важно отслеживать тот аудио- и видеоматериал, который обрушивается на родителей. Студенты, например, узнают о той старой кинопродукции, которую можно использовать в семейном воспитании ребенка.

Корр. – Могут ли ваши слушатели не только в живую познакомиться с методическими разработками, но и что-то полезное прочитать?

Хоменко И.А. – Кое-что опубликовано на сайте www.inter-pedagogika.ru. Сейчас мы готовим хрестоматию по технологиям работы с родителями, где попытаемся собрать лучшее из прежних публикаций на эту тему.

Корр. – Среди тем вашей кафедры есть и проектирование образовательной среды семьи, о которой вы упоминали. Что это такое?

Родионова В.А. Образовательная среда – это все то, что окружает ребенка. Она не является одномерной, а включает в себя много компонентов, которые находятся в состоянии интеграции, взаимопроникновения. В образовательную среду семьи часто входит то, на что родители обычно внимания не обращают, но что оказывает очень сильное влияние на ребенка. Ну, допустим, убранство, интерьер, предметы (книги, игрушки, информационные материалы) детской комнаты.

Корр. – Например, есть настенные ковры, изобразительную энергетику которых вряд ли можно назвать оптимистической для ребенка.

Хоменко И.А. – Да, в советское время были такие, встречаются и сейчас… Так вот родители должны уметь отбирать нужные компоненты образовательной среды и структурировать их в определенной последовательности, способствующей развитию ребенка. Таким проектированием среды вместе с родителями может заниматься при соответствующей подготовке и тьютор, и воспитатель детского сада. Кстати, воспитатель должен быть именно консультантом в том, как родителю стать педагогически грамотным, знающем не только о ребенке, но и о его окружении. А таким окружением является не только материальная культура, но и мировоззрение самих родителей. Если родители начинают хотя бы задумываться о целях воспитания, это уже хорошо. И мы создаем для этого разнообразные поводы. Мы стремимся не столько давать готовые ответы, сколько задавать вопросы об оптимальных целях, способах и ресурсах воспитания. Воспитательная система вообще должна быть больше вопросительной. Вот, к вопросу о ресурсах. Иногда родители даже не догадываются, что педагогический ресурс бабушки может быть больше ресурса 28 студий и кружков, куда записан ребенок. А может быть именно этому конкретному ребенку больше нужна индивидуализация, нужно общение с бабушкой.

Корр. – Каким образом тьютор может участвовать вместе с семьей в каком-либо действе, важном для нее событии?

Хоменко И.А. – Есть курс «Организация досуга в семье», где этому учат. Например, тьютор, ориентируясь на конкретную семью, составляет сценарий праздника, Дня рождения так, чтобы это было не только развлекательно-привлекательно, но педагогически значимо, направлено на решение конкретных семейных проблем, исходя из ранее выявленного проблемного поля. Например, Если ребенок замкнут, то его нужно тактично вводить в разнообразную социальную среду, а если гиперактивен – в среду, требующую сосредоточенности и внимания. Праздники не должны восприниматься стереотипно: вот проведем чаепитие или сходим в театр. А может, нужно кросс бежать?!

Корр. – У вас есть образовательная программа «Взрослый сад». Что она собой представляет?

Хоменко И.А. – Она направлена на анализ и определение путей решения проблем, которые существуют между взрослыми в семье и которые прямо или косвенно оказывают влияние на ребенка. И здесь имеются в виду не только отношения между супругами. Например, есть проблема педагогической совместимости взрослых: разные цели и методы воспитания, разные шлейфы нерешенных детских проблем, характеры и т.д. И когда эти модели сталкиваются, ребенок оказывается дезориентирован, не понимая, чего же от него хотят эти разные взрослые. Важно, чтобы родители могли увидеть это семейное пространство и может что-то откорректировать в себе. Ведь зачастую нужно оставить детей в покое и заняться проблемами взрослых. Когда вокруг ребенка сформирована адекватная образовательная среда, то с ним ничего особенного делать и не надо. Он все впитает настолько, насколько концентрирован состав образовательной среды. В учебные группы по программе «Взрослый сад» мы приглашаем как родителей, так и воспитателей детский садов. Группы (10-15 чел.) могут комплектоваться не обязательно у нас, но и на базе дошкольных образовательных учреждений и школ.

Корр. – Какой должна быть особенность управленческой и какой воспитательной работы с родителями в детских садах?

Хоменко И.А. – Управленцы прежде всего должны понять, что бессистемная работа с родителями никогда не бывает эффективной. Они должны вести постоянный мониторинг такой работы, поскольку родители – их постоянные потребители, клиенты, заказчики. И даже если в детский сад стоит очередь, то это не значит, что все будет бесконфликтно. А тем, кто испытывает дефицит внимания родителей, надо тем более надо задуматься о системности работы с ними.

Если говорить о воспитателе, то он должен быть для родителей не только своеобразным навигатором в мире образования, но и в какой-то мере психотерапевтом, помогающим родителям справиться с новой для них родительской ролью, адаптировать их к новым реалиям. Ведь даже если ребенок в семье – не первый и не единственный, то он все равно меняет образовательное поле семьи, а значит, меняет и родителей. Можно сказать, что воспитатель выступает для семьи неким компетентным посредником, представителем социума и государства, а это – большая ответственность.

Корр. – Какова должна быть степень информированности воспитателя о ребенке и чем она должна исчерпываться при получении от родителей?

Хоменко И.А. – Запросы воспитателя должны быть максимальными, но ориентироваться в достаточности информации нужно, учитывая меру открытости родителей. Родители не будут сопротивляться в ее предоставлении, если увидят доброжелательность со стороны воспитателя и поймут педагогическую полезность такой информации. Не нужно сразу браться за весь клубок проблем семьи и его распутывать. Нужно быть деликатным и адекватным, начиная с того, что прежде всего заботит воспитателя и родителя. Когда родитель видит, что педагог реально, искренне заинтересован в решении проблемы, он пойдет навстречу и предоставит больше необходимой информации.

Но, конечно, необходимо соблюдать конфиденциальность информации, особенно среди коллег. Доверие так легко разрушить…

Корр. – Каким вам представляется идеальный альянс воспитателя и родителя дошкольника?

Хоменко И.А. – Когда и тот, и другой выступают в качестве партнеров, разделяющих и согласующих друг с другом педагогическую ответственность: воспитатель использует свой профессионализм, чтобы актуализировать проблему и обозначить пути выхода из нее, а родитель выбирает, какой путь для него больше подходит.

Беседу вел Валерий Пузыревский

Опубликовано в газете: Детский сад со всех сторон (2006)

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости