Кисленко К.С. Предпосылки организации тьюторского сопровождения в сообществе приемных семей «КИТЕЖ»
 /  Тьюторство в семейном образовании / Кисленко К.С. Предпосылки организации тьюторского сопровождения в сообществе приемных семей «КИТЕЖ»

Кисленко К.С. Предпосылки организации тьюторского сопровождения в сообществе приемных семей «КИТЕЖ»

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СООБЩЕСТВЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ «КИТЕЖ»

Кирилл Сергеевич Кисленко,

магистр педагогики по направлению «Тьюторство в сфере образования»

 

сообщество приемных семей «Китеж», тьютор,

г. Москва

Современный человек в своей повседневной истории – личной, образовательной, профессиональной – сталкивается с такими вызовами, как неопределенность, отсутствие единственно верного решения, и возникающая в связи с этим необходимость в поиске, анализе, выборе одного из нескольких возможных решений тех или иных ситуаций. Ему, как никогда ранее, необходимы качества, свойства, компетенции, присущие самостоятельной и ответственной личности. [1, с.8.]

Сегодня в обществе признана ценность осмысленного построения человеком своего образования, включая общее и профессиональное. Принцип индивидуализации, являющийся основой тьюторского сопровождения, позволяет преодолеть ряд объективно существующих противоречий, связанных с образованием и построением карьеры подрастающего поколения. [1, с.10.]

В образовательном процессе в настоящее время выделяется несколько противоречий, оказывающих влияние на формирование кадрового потенциала нашей страны. Их преодоление ведет к повышению качества подготовки молодых специалистов, а также способствует повышению интеллектуального уровня в обществе. К данным противоречиям относятся:

– противоречие между общественной потребностью в формировании активного и инициативного гражданина и недостаточной научно-теоретической и практической проработанностью организации образовательного процесса, направленного на формирование и развитие такой личности;

– противоречие между потребностью рынка труда в формировании ответственных работников-профессионалов, готовых к саморазвитию, и реальной образовательной практикой, мало ориентированной на развитие способности самостоятельно делать выбор и прогнозировать его последствия;

– противоречие между широким разнообразием национального, этнического, конфессионального контингента обучающихся и недостаточной вариативностью образовательного процесса;

– противоречие между стремлением учащихся к реализации индивидуальных образовательных запросов и отсутствием педагогов, способных к осуществлению подобного педагогического сопровождения.

Указанные выше противоречия могут быть разрешены при введении в образовательные организации особой профессиональной позиции – тьютора. Являясь педагогическим работником и действуя в поле образования, тьютор опирается на принцип индивидуализации, который, в свою очередь являясь дидактическим (встроенным в педагогический процесс), позволяет действовать в поле работы с предметностью, дополняя и расширяя функционал педагога. Одновременно с этим принцип индивидуализации является также антропопрактическим (направленным на саморазвитие личности), позволяющим действовать в поле метапредметности.

Антропопрактиками, по словам В.М. Розина, называются исторические практики, позволяющие создавать условия для становления личности. [4, с.97.] В антропопрактиках допускается свободное поведение и условия для выбора. Предполагается, что человек не только член социума, но и личность. [4, там же]

Отвечая на вызовы современности, позиция тьютора, введенная в образовательный процесс, позволяет расширить образовательные возможности различных институциональных и неинституциональных форм образования. Реализуя принцип индивидуализации в своей работе, тьютор сопровождает процесс самоопределения и выбора индивидуальной образовательной траектории. Взаимодействуя с сопровождаемым, тьютор создает условия, в которых становится возможным проявление образовательных ресурсов: в процессе тьюторского сопровождения актуализируются ранее не явленные сопровождаемому способы и формы самопостроения в образовании. У сопровождаемого формируется способность к самостоятельному движению в сфере собственного образования и впоследствии профессионального самоопределения.

В настоящее время существует большое число образовательных организаций, занимающихся работой с детьми, оставшимися без попечения родителей. К ним относятся интернаты, детские дома, специализированные школы и ряд других организаций. Особое место среди подобных институтов занимает сообщество приемных семей Китеж. Основанное в 1992 году Д.В. Морозовым и успешно продолжающее свою работу по настоящее время, оно ставит основной целью создание особой психолого-педагогической среды поддержки приемных детей в их социализации, образовании и становлении как полноценных членов общества. Базовым элементом, позволяющим реализовывать данную цель, является избыточная образовательная среда, созданная в сообществе.

Сообщество приемных семей – это социально-педагогическая система, в которой осуществляется функциональная интеграция семьи, школы, учреждения внешкольного воспитания и многофункциональное проявление педагога в различных педагогических ролях, исполнение им различных функций, как основы естественного объединения и обогащения неформального общения и взаимодействия всех участников педагогического процесса. [2, с.7]

Становление субъектной позиции ребенка в сообществе достигается за счет следующих условий: стимулирования и поддержки инициативы ребенка в различных видах деятельности, обеспечения педагогической поддержки принятия ребенком ответственности в решении различных вопросов, связанных с жизнедеятельностью сообщества, интеграции ролей учителя, родителя и наставника и интеграции функций различных институтов сообщества (способствующих выработки единых стратегий воспитания и взаимодействия участников воспитательного процесса). [2, с.8.]

Описанная выше избыточная образовательная среда сообщества приемных семей «Китеж» в большой степени решает вопросы становления субъектной позиции приемных детей. В то же время объективно существуют предпосылки для дополнения сформировавшейся структуры образовательного пространства «Китежа» педагогической позицией тьютора. Это объясняется следующими факторами:

– общностью и схожестью целей и задач работы тьютора и членов сообщества «Китеж», а именно обеспечение возможности передать ответственность за собственную жизнь и личностный рост детям;

– сонаправленностью педагогического взаимодействия с детьми в части антропопрактического действия: работа со становлением ребенка как личности, самоопределением и самостоятельностью в условиях равноправного взаимодействия со всеми членами социума.

Сообщество приемных семей является открытой педагогической системой. Воспитание и обучение в сообществе неразрывно связано с передачей детям базовых моделей поведения, принятых в обществе, и подготовкой к реальному взаимодействию и вызовам, существующим во «взрослом мире».

Тьюторское сопровождение, имеющее своей целью обустройство пространства самоопределения, решает схожие задачи передачи в руки тьюторанта инструментария для самопостроения и саморазвития в сфере образования и карьеры. Общность данных задач позволяет сделать предположение о том, что введение тьюторского сопровождения в образовательную среду сообщества «Китеж» позволит эффективно подготавливать детей к выходу в «большой мир» как в сфере успешной реализации себя в обществе, так и в области профессионального роста и ответственного выбора образовательного пути в течение всей жизни.

Останавливаясь более подробно на возможных функциях тьютора в сообществе приемных семей, можно выделить следующие содержательные элементы:

– целенаправленная работа по проявлению для сопровождаемого наличных и потенциальных образовательных ресурсов сообщества и внешних институтов;

– организация пространства самоопределения в образовании и профессионализации;

– взаимодействие с приемными семьями и школой в качестве связующего звена, обеспечивающего сонаправленность педагогических воздействий;

– организация пространства рефлексии для сопровождаемого с целью передачи информации членам сообщества для построения результативной работы и обеспечения успешной социализации приемных детей.

Основатель сообщества приемных семей Д.В. Морозов в своей книге «Поколение Китеж» говорит о том, что «помочь ребенку увидеть и развить в себе качества, способствующие трезво оценивать происходящее и отвечать за свою судьбу, преодолевать трудности и окружать себя достойными людьми» является основной целью воспитательной и образовательной деятельности в сообществе. Действительно, опыт работы «Китежа» за последние 20 лет показывает, что сформировавшаяся педагогическая система позволяет успешно достигать указанную цель. Тьюторское сопровождение и реализация принципа индивидуализации органически и принципиально срабатывает на эту же цель, что, по нашему мнению, является достаточным основанием и предпосылкой для экспериментальной апробации в сообществе приемных семей «Китеж» позиции тьютора и организации регулярного тьюторского сопровождения. [3, с.26.]

Список литературы

 

  • Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис», 2012.

  • Любимцева Ю.С. Становление субъектной позиции ребенка в условиях сообщества приемных семей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 2012.

  • Морозов Д.В. Поколение Китеж. М.: «Эльф ИПР», 2004.

  • Розин В.М. Конституирование и природа индивидуализации. М.-Тверь: «СФК-офис», 2014.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости