Тьютор: личный проводник вашего ребёнка в мире знаний

Тьютор: личный проводник вашего ребёнка в мире знаний

На Dzen.ru вышел мой очередной материал в рамках родительского университета МГПУ. Прошу комментировать!

Представьте, что ваш ребёнок — путешественник в огромном и интересном мире знаний. Но в этом мире так много всего, что легко заблудиться и потерять интерес. Кто поможет ему не сбиться с пути и выбрать то, что действительно важно? Тьютор! Кто такой тьютор и зачем он нужен, рассказывает Вадим Евгеньевич Карастелёв, кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ МГПУ и преподаватель будущих тьюторов.

Кто такой тьютор?

Тьютор — это опытный проводник в мире знаний, который помогает вашему ребёнку:

  • понять себя. Узнать, что ему интересно, к чему у него есть способности, какие у него цели в жизни.
  • планировать путешествие. Составить личный план обучения, выбрать предметы и занятия, которые помогут достичь целей.
  • искать сокровища. Находить нужную информацию, отличать правду от вымысла, использовать разные источники знаний.
  • развивать суперспособности. Учиться думать самостоятельно, решать сложные задачи, общаться с другими людьми.
  • не бояться трудностей. Преодолевать препятствия, находить выход из сложных ситуаций, учиться на ошибках.

Зачем нужен тьютор?

В школе все учатся по одной программе, но ведь каждый ребёнок уникален! Тьютор помогает сделать обучение:

  • Личным. Учитывать интересы, способности и цели вашего ребёнка.
  • Интересным. Выбирать занятия, которые вдохновляют и мотивируют.
  • Эффективным. Использовать самые лучшие методы обучения.
  • Самостоятельным. Учиться принимать решения и нести за них ответственность.
  • Уверенным. Верить в свои силы и не бояться пробовать новое.

Что делает тьютор?

Тьютор не даёт готовые ответы, а помогает ребёнку:

  • задавать вопросы: искать ответы на свои вопросы, не бояться спрашивать.
  • думать: размышлять, анализировать, делать выводы.
  • выбирать: принимать решения, основываясь на своих знаниях и опыте.
  • действовать: ставить цели и достигать их, не бояться ошибок.
  • расти: развивать свои способности, становиться лучше.

Тьютор помогает ребёнку раскрыть свой потенциал и стать успешным в жизни. Он не просто учит, а помогает учиться!

Тех, с кем работает тьютор, принято называть тьюторантами.

Миссия тьютора — открывать вместе с тьюторантом различные перспективы его жизненного пути, соотнеся их как с миром идеального содержания («большими идеями»), так и с актуальными в его ситуации ресурсами и возможностями.

Тьютор — это проводник, который не диктует путь, а помогает тьюторанту осознанно выбирать его, учиться ориентироваться в многообразии возможностей и достигать поставленных целей в условиях неопределённого будущего.

Итак, тьютор — профессионал, который помогает ребёнку (и взрослому!) ориентироваться в огромном потоке знаний и выбирать то, что действительно важно именно для него, а также соотносить свой выбор с имеющимися ресурсами.

Как работает тьютор?

Тьютор и тьюторант работают вместе, как команда. Тьютор не только задаёт вопросы, но и создает условия для появления у тьюторантов собственных вопросов, а также помогает размышлять и искать ответы, а не даёт готовые решения. Такой подход помогает тьюторанту лучше понимать себя, свои сильные стороны и зоны для роста.

Тьютор создаёт пространство, где тьюторант может пробовать новое, ошибаться и учиться на своих ошибках. Он не претендует на роль всезнающего наставника, а поддерживает тьюторанта в поиске своего пути и работе с неопределённостью.

Для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) нужны особые тьюторы. Они могут иметь в качестве базы специальную подготовку (дефектологическую, логопедическую, психологическую), но самое важное, что такие тьюторы не столько должны быть сосредоточены на том, чтобы приблизить этих детей к нормотипичным, сколько поселить в них и вокруг них атмосферу доверия и веры в себя, раскрытия своих уникальных возможностей несмотря ни на что. Работа с детьми с ОВЗ регулируется специальной нормативной базой в зависимости от заболевания, такие тьюторы могут сопровождать ребенка в ходе учебных занятий и т.д.

Каковы особые методы тьюторского сопровождения?

В отличие от других специалистов, тьюторы пользуются следующими методами:

  1. Интерактивное вопрошание.
  2. Образовательное картирование и использование личностно-ресурсных карт для «образовательной навигации».
  3. Организация событийных форматов.
  4. Организация деятельностных проб.

Где и как найти тьютора?

В России тьюторство активно развивается с 1990-х годов, хотя примеры тьюторской деятельности были и в царской России. В 2017 году Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включая обобщенную трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся». На сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации можно познакомиться со списком сертифицированных тьюторов и практик тьюторства. Оперативно подать заявку можно на сайте Агентства тьюторских услуг “Содружество тьюторов”, которое создано выпускниками магистратуры тьюторства МГПУ.

Тьютор — это проводник в современном мире знаний, который помогает тьюторанту стать самостоятельным, уверенным и ответственным за своё образование. Он делает обучение не просто усвоением фактов, а осознанным и увлекательным процессом, который готовит к жизни в быстро меняющемся мире. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок учился с интересом, развивал важные навыки и умел строить своё будущее, тьютор — именно тот человек, который может помочь в этом. Этот подход к образованию особенно актуален сегодня, когда возможности для обучения стали практически безграничными, а умение ориентироваться, принимать эффективные образовательные решения и выбирать стало важнее, чем просто запоминать информацию и решать учебные задачи.

Related Posts

Координатор страницы Цифровая среда. Интерактивное вопрошание

Карастелев Вадим Евгеньевич

Карастелев Вадим Евгеньевич

Кандидат политических наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», со-координатор сетевого сообщества "Лаборатория интерактивного вопрошания"
Профессиональный интерес: развитие практик интерактивного вопрошания

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости