Зубарева Т.А. Тьюторское сопровождение социокультурных проектов в высшем профессиональном образовании: основания и предмет становящейся деятельности
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Зубарева Т.А. Тьюторское сопровождение социокультурных проектов в высшем профессиональном образовании: основания и предмет становящейся деятельности

Зубарева Т.А. Тьюторское сопровождение социокультурных проектов в высшем профессиональном образовании: основания и предмет становящейся деятельности

Т.А. Зубарева
Междуреченск-Новокузнецк

Современные контексты реформирования системы образования.

 

Сегодня задачу формирования современного человека и подготовки специалистов решают не только образовательные учреждения. Крупные компании, муниципалитеты создают новые образовательные структуры, такие как: корпоративные университеты, тренинг-центры для запуска образовательных процессов, считая их главным механизмом эффективности деятельности и инновационным потенциалом организаций. Так, например, схема организации образовательного пространства для муниципальных управляющих в Красноярской мэрии представляет собой систему аналитических и проектных сессий с встроенными дискурс-лекциями, открытыми дискуссиями, процедурами самоопределения, целеполагания, проблематизации, а также презентаций, предметных семинаров, рефлексивных отчетов и эссе.[1;С.139].

Такой тип подготовки специалистов и управленцев к принятию решений стал актуален в период глобальных перемен, когда Россия догоняет мир, вступивший на рубеже 70-х годов прошлого века в постиндустриальную эпоху, которая характеризуется «растущим уровнем информационно-коммуникационных возможностей, существенным изменением социально-экономической «среды обитания»[2;С21].

Важные характеристики современности мы находим в тезисах исследовательской группы «Конструирование Будущего» (С. Переслегин и Н. Ютанов), вводящими и оперирующими таким понятием как «Социосистема». Социосистема, то, что возникло с появлением человека и исчезнет вместе с ним. Человек способен использовать Социосистему, и действовать в ней, осуществлять деятельность с информацией, превращать информацию в продукт, перерабатывать ее, превращать в ресурс. Четыре крупных социокультурных процесса работы с информацией, с которыми человек сталкивается повсеместно:

  1. распаковка информации, создание информации которой не было, познание и воспроизводство уже известной информации;
  2. функция обучения;
  3. функцию управления, управления информационными потоками;
  4. производство информации и конвертация информации в нужный ресурс.

Если нарушается хотя бы один из этих процессов, то начинается кризис. Сейчас кризис идет во всех четырех социокультурных процессах одновременно и поэтому протекает везде: в экономике, семье, государстве, образовании. Это кризис можно назвать  кризисом познанияС. Переслегин выделяет цивилизационную функцию физических технологий, создающих «техносферу» – искусственный материальный мир. Это согласование, взаимная адаптация человека и вселенной. Он вводит понятие гуманитарных технологий, включающих в себя и образовательные технологии, как технологий помогающих человеку осваивать «техносферу», выделяя их цивилизационную функцию, как согласование, взаимная адаптация «техносферы» и человека.

Человек должен быть подготовлен к жизни в технологично устроенном мире, в современных структурах потребления. Система образования должна оснастить человека умениями, знаниями, совместимыми с инновационными процессами, происходящими в «техносфере», научить культуре пользования, употребления и изготовления нового.

Суть постиндустриального перехода для системы образования в том, чтобы оснастить человека новыми технологиями освоения знаний окружающей действительности. Важно создавать новые ресурсы для человека, дать ему время и возможность состояться, измерить свои возможности. Новые образовательные программы должны наращивать в человеке индивидуальный (интеллектуальный и деятельностный) «комплекс-комплект» взрослости (знаний, опыта, компетенций), который можно задать так:

  • уметь осуществлять «маленькую деятельность», в которой цели действия и предполагаемые результаты принадлежат человеку, и могут меняться;
  • уметь осуществлять функцию в «большой деятельности», где цели и результаты заданы и принадлежат деятельности, имеющей инновационный характер, а, значит, формировать готовность к поиску и приобретения новых средств деятельности.

Еще один фактор, лежащий в основе изменений в структуре деятельности учреждений высшего профессионального образования, – это рынок труда. Требования работодателей к выпускникам вуза сегодня являются вопросом диалога между работодателями, преподавателями и выпускниками вузов. Система образования должна научиться находить баланс между внешними, рыночными, корпоративными запросами и внутренними возможностями и ресурсами.

Современные задачи и ориентиры для развития системы образования

В федеральной целевой программе развития образования http://www.fcpro.ru/content/view/14/79/” data-fr-verified=”true”>(ФЦПРО) одним из приоритетных направлений является внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

При старом, кафедральном, устройстве российского университетского образования, заявленные выше цели трудно достижимы. Целесообразно, не отказываясь от кафедрального принципа, создать иную функцию теоретического знания по отношению к действительности и практике – функцию расширения количества альтернатив предполагаемого действия, расширение зоны пробного действия. Тем самым обеспечить переход от старой педагогической схемы «описание-предписание-действие»[3;С.43], сложившейся в другой социокультурной ситуации, к новой схеме «замысел-проект-реализация», повышающей шансы включенности человека в социокультурные процессы, учитывающей мотивы и потребностей самого человека, помогающей «строить» человеку собственное продуктивное действие, используя свои «личностные структуры»[4;С.42]

Эта задача может быть тем полем действия, которое дает возможность активизировать студентов и аспирантов, создает пространство новых возможностей для получения опыта ответственного индивидуального и коллективного действия, осуществления пробы сил, проверки имеющихся знаний и умений. Возвращает ценность индивидуальному движению человека в освоении знаний, способов деятельности, компетенций, через его самоопределение к ситуации, позиции и деятельности.

Что может стать ресурсом для решения данной задачи.

Во-первых. Опыт разработок идеи и технологий индивидуально-ориентированной педагогики и открытого образования, опора на основные концептуальные идеи А.Н. Леонтьева[5], П.Я.Гальперина[6], В.В.Давыдова[7],Г.П. Щедровицкого[8,9], П.Г.Щедровицкого[10,11], Д.Б.Эльконина[12], Б.Д.Эльконина[13,14], В.В. Мацкевича[15], В.П. Зинченко[16] Т.М. Ковалевой[17], Н.В.Рыбалкиной[18] и др.

Во – вторых, важно отойти от жестких, иерархических, линейно-функциональных моделей управления, сменив ориентиры на использование и вовлечение в деятельность творческого потенциала коллективов. Эффект совместных действий не является простой суммой индивидуальных усилий, благодаря эффекту синергизма новые идеи, взаимодействуя с имеющимися знаниями, приводят к эффекту креативности мышления.

П. В. Малиновский в работе «Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом»[19] опираясь на опыт многолетних исследований Центра изучения руководства Бингхэмтонского университета (штат Нью-Йорк, США) Б.М.Басс[20] описывает синергетический эффект от взаимодействия в фазах эволюции организации совместной деятельности. Настоящий период называет «веком командной работы и самопомощи», эпохой «постиндустриальной революции, которая связана с автоматизацией производства, возрастанием роли сервисных сфер экономики, информатизацией, широким использованием многофункциональных команд, появлением инженерии знаний, с доминирующей совместно-творческой деятельностью». Он выделяет следующие принципы организации совместно-творческой деятельности:

  • принцип индивидуального творчества, предусматривающий постоянное развитие способностей каждого индивидуума, через обучение действием, включенностью в системы непрерывного образования и самообразования;
  • принцип социального творчества,  предполагающий разработку, институционализацию и становление социальных структур, необходимых для решения стоящих задач;
  • принцип культурного творчества, как ориентирование на высшие культурные достижения, на инновационные процессы и изобретательства;
  • принцип морального творчества означает готовность человека служить моральным образцом другим и самому себе.

В зависимости от того, как скоро эти принципы организации совместно-творческой деятельности будут распространяться, будут расти не только открытые (творческие) корпорации, но и профессиональные ассоциации, имеющие сетевые структуру. О.И. Генисаретский сетями называет «коммуникативные связности, задающие общее для участников коммуникативного процесса состояние/пространство сообщаемости, и соответствующий ему тип коммуникативной установки»[4;C.29].

В-третьих, ценность сетевого взаимодействия сегодня уже осознана педагогической элитой, наработан опыт внедрения инновационных технологий, в том числе в индивидуально-ориентированной педагогике и распространении технологий тьюторства[25;С.156-158.].

Важные характеристики созданной профессиональной сети.

  1. Многообразие сфер деятельности, где используются техники индивидуализации;
  2. Расширение позиций и появление новых специализаций в профессиональных сферах (коуч, наставник, тьютор-предметник, эксперт, консультант, тренер и др.);
  3. Наличие ассоциации, как способа управления, основанного на демократизации, профессиональном и компетентностном принятии решений;
  4. Результаты совместной деятельности формируют инновационные интеллектуальные и образовательные продукты;
  5. Наличие описания опыта и технологий деятельности.

Таким образом, тьюторская сеть, как сеть профессионалов, представляет собой совокупность коллективов и индивидуальных субъектов различных образовательных, и не только, структур, связанных едиными деятельностными основаниями и целью. Что позволяет осуществлять на базе современных дистанционных средств коммуникативные и другие связи, относительно стабильные взаимоотношения по природе неиерархические, взаимозависимые в плане возможности получения коллективной образовательной продукции, за счет продуктивного действия и взаимодействия участников.

Наличие такой сети является необходимым ресурсом для модернизации сферы образования. Позволяет осуществлять инновационные проекты и программы, создавать новые форматы действия, реализовывать проекты личностного и профессионального роста.

В-четвертых, наступило время технологизации и трансляции опыта использования концепции и идей тьюторства, опыта создания индивидуальных программ и траекторий, введения этих технологий в повсеместную практику в системе образования, чтобы сделать сферу образования современной, отвечающей запросам общества, рынка труда и конкретного человека.

Опыт реализации социокультурных проектов в сфере высшего образования на основе идеи и концептов индивидуализации.

Опираясь на ресурсы сети и формы организации совместной деятельности, нам удалось создать открытое образовательное пространство для студентов и аспирантов, запустить и реализовать социально значимые проекты и программы на территории, создать новые связи кооперации и взаимодействия, привлечь к образовательным и социокультурным проектам ресурсы бизнес- структур и крупных корпораций.

Наш опыт разработки и реализации социокультурных проектов[21,22,23], организации нового открытого пространства для социокультурного действия студентов основан на совместном действии[24] и сетевом взаимодействии[25]. Чтобы создать новое, открытое для возможностей, образовательное пространство студентов и аспирантов важно начать осваивать культуру проектного и программного управления. Это позволит создать условия для развития деятельности образовательного учреждения за счет

  • смены масштаба и изменения границ действия;
  • изменения форм представления результатов деятельности (студента, преподавателя, аспиранта);
  • появления новых позиций в организации образовательного процесса;
  • внедрения новых образовательных и информационных технологий;
  • увеличения количества направлений взаимодействия, через включение в образовательную работу представителей других сфер деятельности из сфер бизнеса, промышленности и других сфер;
  • разработку технологий поиска партнеров и других сетевых ресурсов.

Такой системный подход на наш взгляд делает пространство вуза открытым для взаимодействия и создает необходимое условие для сетевого взаимодействия. Для осуществления инновационных проектов и программ, разработанных в логике индивидуализации важно создать концепцию изменений деятельности университета, определить инновационный потенциал, предметы нового ведения и поле для взаимодействия.

Для определения новой миссии и направлений изменений университета нами был организован цикл выездных Школ студентов «Выбор поколения: старт в новых условиях». Школы организуются в форме семинара – тренинга, сконструированного на основе ОДИ ( организационно –деятельностной игры)[26,27] как способа перевода проблемных ситуаций в направления профессиональных и предметных задач. На Выездной Школе производится поиск новых направлений деятельности университета, разрабатывается новое знание, вводятся новые современные контексты и представления о ситуации, чтобы сменить стереотипы мышления и действия и создать новые ориентиры для деятельности и действий, как студентов, так и преподавателей.

Чтобы содействовать разработанным инновационным программам и новым исследовательским направлениям института был создан Центр управления проектами, как навигатор, для определения пространства возможностей и способов осуществления инновационной деятельности в вузе.

Для поддержки инновационных команд и проектных групп проводятся выездные Школы по управлению проектами, они проходят в форме семинара-тренинга. Тема Школы связана с проблемой или темой исследовательского или проектного направлений, организуется концептуальная проработка тем через контексты современной ситуации в экономике, политике, управлении, образовании.

Темы цикла школ 2005-2007гг.: кластерная политика, стратегическое развитие Кемеровской области, безопасность угольных шахт, требования работодателей к выпускникам вузов, и др.

Выездные Школы проходят в течение четырех дней, в них участвуют от 45до 60 человек, студенты разных факультетов университета и студенты городов Томска ( инициативное движение «Нужное действие»), Владивостока («Центр корпоративного предпринимательства»), Новосибирска, Ростова. Состав экспертной группы, тоже меняется в зависимости от выбранной проблемы и темы. Так в разное время в качестве экспертов и консультантов в совместной деятельности участвовали: Сергей Иванович Котельников, эксперт некоммерческого научного фонда «Институт развития Г.П.Щедровицкого, Ирина Геннадьевна Постоленко, старший инженер Лаборатории гуманитарных технологий в региональном проектировании, РосНИПИУрбанистики, г.Санкт-Петербург, член научного  совета НФ “Института развития им. Г.П.Щедровицкого”,Виктория Васильевна Мовилы, эксперт Центра стратегических разработок «Северо-Запад», Ирина Анатольевна Федченко, директор компании «Бизнес-Аналитик Групп», Федор Олегович Александров, начальник отдела Управления знаниями о ядерной и радиационной безопасности ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ, Кобзева Лиана Валерьевна, руководитель молодежного движения «Нужное действие», ТУСУР

В мастер-классах и круглых столах, организованных как форматы выездной Школы участвовали руководители крупных компаний, предприятий и банковских структур г. Новокузнецка.

Школы по управлению проектами, где применяются активные формы организации коллективной работы, формируют у обучающихся и студентов необходимые для элиты качества – эффективность, инициативность, готовность к командной работе в конкурентных ситуациях. На Школах по управлению проектами становится возможным активизировать творческий потенциал студентов и обучающихся, расширить границы их самостоятельного исследовательского действия, создать пространство для анализа, рефлексии, коллективного и индивидуального планирования, оформить студенческие инициативы в социально-значимый проект и действие.

За счет проектной деятельности у студентов университета появляется возможность кооперации и партнерства с действующими хозяйственными субъектами, сближения позиций между работодателями и выпускниками вуза. Студенты получают опыт реализации конкретного проекта. Оснащенные проектной культурой студенты востребованы на рынке труда, уровень их компетенций и знаний отвечает запросу работодателей.

Организация открытого образовательного пространства для студентов и аспирантов позволила нам быть готовыми к новым форматам организации социального партнерства с крупными компаниями на территории. В зонах своего присутствия такие компании как ЕвразХолдинг, ОК «РУСАЛ» объявляют конкурсы и программы. Тематика, обсужденная и «проигранная» на выездных школах получила возможность реализоваться в качестве социальных студенческих проектов. Около двадцати проектных команд участвовали за последний год в грантовых конкурсах, включая и конкурсы зарубежных фондов, пять из них получили средства на реализации своих проектов.

Краткая аннотация социально значимых проектов, реализованных и получивших грант на реализацию в 2007году:

1. Проект «Во имя общего будущего» 

Проект представляет собой цикл мероприятий, которые будут способствовать установлению взаимодействия работодателей и студентов во имя общего будущего. Проект направлен на сближение требований к молодым специалистам, которые формируются у работодателей в соответствии с требованиями рынка и конкурентоспособностью предприятия, и возможностями молодых специалистов. 
Проект предполагает установление прямых контактов с работодателями, ведущими топ-менеджерами предприятий и компаний г. Новокузнецка и Кемеровской области.

2. Проект «Аукцион студентов» 

Инновационный конкурс «Аукцион студентов» представляет собой комплекс мероприятий направленных на формирование у студентов тех качеств, которые требует работодатель на сегодняшний день. Это в частности: стремление к лидерству, ораторское искусство, умение быстро и правильно находить решение поставленных задач, способность отстаивать свою позицию, аналитическое мышление. Участие студентов в конкурсе «Аукцион студентов» позволит им реально оценить свои силы и возможности, а также повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве. 
В проекте предполагается прямое участие работодателей в оценке решения студентами конкурсных задач. В результате конкурса будут составлены межвузовские и отдельно для каждого вуза рейтинги студентов- участников конкурса. Будет создан сайт конкурса.

3. «Поселку – чистые улицы (поселок Теба)» от Global Green Grand Fond, США. 

Проект направлен на формирование культуры уборки мусора у жителей поселка. Будут изготовлены контейнеры и определены совместно с жителями поселка места их установки, пройдет тренинг обучения школьников волонтерской работе, обучающие семинары по теме:«Система обращения с отходами».

4. Проект «Распространение технологии Дебаты в г. Новокузнецке». 

Проект предполагает создание сети клубов дебаты в вузах города Новокузнецка и обучения техникам участия в дебатах школьников города.

5.Симулятор дома. 

Проект направлен на повышение качества жизни горожан путем включения их в процессы «домоуправления» через освоение экономических и правовых навыков управления домом с использованием компьютерной обучающей игры. Проект предполагает создание компьютерной игры по освоению азбуки жилищного самоуправления и внедрение ее в учебный процесс университета в качестве факультатива и тренажера для студентов, разработку методического пособия, 
Студенческие проектные команды реально становятся ресурсов для разворачивания инновационных программ и проектов в вузе, создавая конкурентные преимущества для участников этих программ на рынке труда. Использование технологий индивидуализации в реализации программ и проектов в сфере высшего образования повышает качество высшего образования в России.

Литература

 

  1. Иванова Л.В., Блинов Г.Н., Бухарова Е.Б., Фирюлина Н.В., Никитина О.Н. К вопросу о построении системы профессионального развития для муниципальных управляющих. Красноярск: инновации, партнерство и согласие. Сборник аналитических, нормативных материалов и статей о городе, проектов органов городского самоуправления, городских сообществ.- Красноярск , 2005- 232с.
  2. Неклесса А.Н. Стратегическая матрица. Серия «Социокультурные проблемы глобализации». Вып.2/ Научный Совет РАН «История мировой культуры».М.: Комиссия по социокультурным проблемам глобализации,2002.
  3. Цукер А.А. Открытость как принцип образования и педагогической науки: обозначение темы. Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции (12-14 февраля 1998г.) и региональных семинаров/ Отв. Ред. И.Д.Проскуровская, А.О.Зоткин. Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет, 199.-стр 43.
  4. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения. М.: Путь, 2002, стр 42.
  5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, Т.1.-М.,1983
  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.- М.,1998. с 388
  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.:ИНТОР,1996-554с.
  8. Шедровицкий Г.П. Знак и деятельность. В 3кн.Кн.1.Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций1971г./ Г.П.Щедровицкий; составитель Г.А.Давыдова.-М.:Вост.лит.,2005.-463ст.
  9. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов(1)/ Из архива Г.П. Щедровицкого Т.9(1). М.: Наследие ММК. 2004 .-288с
  10. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.1993.
  11. Щедровицкий П.Г. К проблеме границ деятельностного подхода в образовании (об исследовательской программе тьюторства) Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссиской науной тьюторской конференции и региональных семинаров/ Отв.ред. И.Д.проскуровская , А.О Зоткин Москва-Томск: Томский государственный педагогический университет,1999,-153с.
  12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М; 1989.
  13. ЭльконинБ.Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений.-М.:Издательский центр «Академия»,2001. – 144с.
  14. Эльконин Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы// Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск, 2003.
  15. Мацкевич В.В. Этюды об образовании. Лиепая. «Издательство О.Аугустовской», 1993.
  16. Зинченко В.П. О возможном вкладе образования в становление открытого образования. Школа и открытое образование. Тезисы докладов 3-ей Всероссийской тьюторской конференции: 12-14 февраля 1998г/ Отв.ред. А.О.Зоткин. И.Д.Проскуровская . Томск 1998,138с.
  17. Ковалева Т.М. Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией. Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. научн. трудов по материалам 2-ой научной тьюторской конференции (6-8февраля1997г.) и региональных семинаров/Отв.ред. А.О.Зоткин, И.Д. Проскуровская. Москва-Томск,1997.стр 18.
  18. Рыбалкина Н.В.Идея тьюторства как идея работы с индивидуальной образовательной траекторией. Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. научн. трудов по материалам 2-ой научной тьюторской конференции (6-8февраля1997г.) и региональных семинаров/ Отв. ред. А.О. Зоткин, И.Д. Проскуровская. Москва-Томск,1997.стр 29.
  19. Малиновский П. В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом . http://prometa.ru/policy/capital/reports/3
  20. Bass B.M. Continuity and change in the evolution of the work and human resource management// Human resource management. – Ann Arbor, 1994. – Vol. 33, N 1. – P. 3-31.
  21. Зубарева Т.А. Современные контексты существования школы и создание потенциала сетевого взаимодействия. Новая школа: пространство возможностей: Материалы Центрально-азиат.научно-практ.конф.:Вып1-Б.:ФПОИ,2006,-370с).
  22. В.С.Гершгорин Лидер НИРС: Сборник материалов цикла Школ 2003-2004гг/НФИ Кем ГУ; Под общ. ред.В.С.Гершгорина.- Новокузнецк,2004.-179с.
  23. Зубарева Т.А. Дидактические возможности телекоммуникаций в сфере образования//Вестник Томского государственного университета. Бюллетень оперативной научной информации. «Акценты и приоритеты политехнического и экологического образования».2006.№115.с56-59.
  24. Прозументова Г.Н. Педагогика совместной деятельности: проблема индивидуализации в массовой школе. Школа и открытое образование: Концепции и практики индивидуализации. Отв. Ред. А.О.Зоткин.И.Д.Проскуровская. Томск,2007г.стр 34
  25. Организация партнерско – сетевых форм взаимодействия в образовании. Гуманитарное исследование/отв.ред. Долгова Л.М. Муха Н.В.Бубякина Т.В.- Томск, Издательство UFO-Print.2004г.156с.
  26. Г.П. Щедровицкий. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов(1)/ Из архива Г.П. Щедровицкого Т.9(1). М.: Наследие ММК. 2004 .-288с.
  27. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения // Вестник высшей школы. — №7

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости