Зубарева Т.А. Формы и форматы организации пространства коллективно-интеллектуального игрового действия
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Зубарева Т.А. Формы и форматы организации пространства коллективно-интеллектуального игрового действия

Зубарева Т.А. Формы и форматы организации пространства коллективно-интеллектуального игрового действия

Т.А.Зубарева

При освоении программной и проектной культуры студентами опорой нам служат разработки Московского методологического кружка (Г.П.Щедровицкий), Школы Культурной Политики

(П.Г.Щедровицкий), практика реализации системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, концепции индивидуализации и идеология открытого образования.

Освоение программной и проектной организации деятельности в структуре высшего профессионального образования становится возможным в условиях модернизации российского образования. Так как кафедральная форма организации обучения студентов не позволяет студентам быть востребованными на рынке труда, то рядом с ней важно развернуть открытое образовательное пространство, которое позволит студентам осуществить пробу ответственного самостоятельного действия в ориентации на самоопределение в профессиональной деятельности. Это пространство должно обеспечить встречу профессионалов и студентов, их взаимодействие по поводу вхождения в профессиональную сферу. Для этого важно создать систему институционально оформленных структурных единиц, которые бы являлись центром проектно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов, профессионального роста преподавателей, позволяющую реализовывать коллективные и индивидуальные образовательные и социокультурные проекты совместно с бизнес-структурами, компаниями и предприятиями.

Цель создания системы: разработка технологии программной организации непрерывного профессионального образования на основе метода управления проектами, которая позволит создать пространство академической мобильности студентов.

Система представляет собой поэтапное разворачивание четырех линий:

– интенсивные выездные школы по управлению проектами, где обеспечивается инициативно-смысловое образовательное пространство, формируются новые ценностные ориентиры образования;

-создание междисциплинарного Центра управления проектами, обеспечивающего систематическую поддержку (организационную, техническую, информационную, аналитическую) исследовательской и проектной деятельности студентов;

-экспертно-консультационную поддержку конкретных проектов, исследований и инициатив студентов (экспертное бюро) ;

– разработку обучающих программ, методических пособий, базы кейсов для создание концепции магистерской программы по управлению проектами для повышения квалификации специалистов.

Ресурсами организации такой системы служит для нас опыт организации образовательного пространства – выездных Школ по управлению проектами. Подробнее остановимся их организации

Цель организации выездной Школы: Обеспечение перехода к инициативно-смысловым, ценностным формам образования.

Задачи, решаемые на Школах:

Демонстрация новых направлений исследований, направлений регионального развития.

Предъявление новых способов и методов изучения профессионального пространства и сферы возможного действия.

Смену форм мышления от ретрансляции и репродукции к открытию, пробе и деятельному освоению нового.

Создание условий для разработки коллективных проектов социокультурного коллективного и индивидуального действия студентов и аспирантов

Технология организации такого образовательного пространства представляет собой форму коллективного игрового действия – семинара-тренинга, с встроенными в него форматами, такими как: лекция, мастер-класс, круглый стол, демонстрация учебных фильмов, разбор кейсов, рефлексия участников.

Назначение дней в семинаре-тренинге: первый день – день создания технического задания и постановки задач на коллективную работу, введение в тему и анализ объекта; второй – день концепций, введение новых контекстов и прецедентов, разбор кейсов, прототипов; третий день – разработка замыслов и прожекты решения поставленных задач; последний день – презентация разработанных проектов, индивидуальное и коллективное планирование, рефлексия участников.

На семинаре-тренинге есть несколько обязательных позиций: руководитель семинара-тренинга, эксперты по тематике тренинга, группотехники (тьюторы) осуществляющие игротехническую функцию [1] при организации групповой работы.

В семинаре-тренинге, как организационной форме коллективно-интеллектуального игрового действия, основанного на технологии организационно-деятельностной игры (ОДИ), [2], [3] организуется четыре пространства:

1. собственно пространство игрового действия, где происходит решение задач, поставленных на семинаре-тренинге;

2. пространство оформления результатов игрового действия;

3. пространство презентации результатов (продуктов) игрового действия;

4. пространство технического обеспечения игрового действия.

Как они устроены?

Пространство игрового действия. Пространство игрового действия задается темой, регламентом и программой события, а так же – целями и задачами. Проблема или задача, которая выносится на игру, должна быть со-масштабна только коллективу людей, а значит решить ее в одиночку за это же время невозможно.

Для программного подхода характерна подчиненность задач проблемам. Делается не то, что можно сделать, а то, что необходимо делать для решения проблемы. Поэтому поиск решения проблемы – это мыслительная работа, она выполняет функцию управления.

Пространство игрового действия включает в себя позиции, действующие в нем. Поскольку задача решатся коллективно, то в коллективе и возникает та совокупность позиций, которые необходимы для решения конкретной задачи. Решение задачи зависит от всех участников игры, но есть позиции, которые обязательны и необходимы: руководитель семинара-тренинга, эксперты, группотехники (игротехники).

Руководителю семинара-тренинга нужно запустить четыре процесса, чтобы обеспечить мыслительную работу: процесс решения задачи, связанной с проблемой, ради которой собрались участники, анализ ситуации, тематизацию (определение темы) и целеопределение (самоопределение к теме, интерес) участников.

Принятие задачи участниками происходит во время самоопределения участников к ситуации, когда они начинают видеть ситуацию по-новому (иному) и обнаруживают в ней некоторые свои интересы и новизну, зачастую не связанную с тем знанием, которое было до этого, начинают понимать новые возможности и границы своего знания (незнания) и действия[4].

В пространстве игрового действия действует своя система правил и определенные режимы работы: время начала и окончания тренинга, время групповых и общих заседаний, время, когда результаты общей работы представляются всему коллективу. Есть система требований к продуктам общей работы и формы предъявления результатов работы, правила отношения к продуктам работы групп.

Игровое пространство устроено циклично: после общего заседания идет работа в группах, затем опять общее заседание и т.д. В игровое пространство – дискретно: есть этапы и фазы общей работы, такие как анализ, перспектива, планирование ее достижения. В игровом пространстве могут быть специальные места для консультаций и специальных лекций.

Одно из важных условий обеспечения игрового действия – присутствие в группе эксперта и (или) игротехника [5], задача которого помочь группе организовать совместную деятельность группы для решения задачи. Эксперт- это позиция специалиста в какой-то области деятельности. Он может помочь группе с предметом обсуждения, имеет опыт или исследовательскую практику по данному предмету. Группотехник (игротехник) выполняет задачу организации коммуникации в группе. Коммуникация всегда по поводу чего-то, она предметна, так как есть предмет обсуждения, есть исследование какой-то проблемы, ее решение.

Коммуникация – всегда взаимодействие, в котором есть элемент борьбы, самоутверждения участников, в ней присутствует определенный элемент культуры отношений, где проявляется личность. В группе происходит своя игра, есть свои правила, поскольку без них невозможно достичь общего, группового результата. Поэтому функция группотехника вводить и формировать правила общей работы вместе с группой. Такие как, например, правила общей дискуссии.

Задача группотехника – втянуть в обсуждение всю активность участников, переформатировав ее под общую задачу. Это возможно через самоопределение участников к какому-то аспекту решаемой задачи. Группотехник должен уметь работать с лидерами.

Как определить лидера? Есть система отличий. Лидер творит, а не управляет; он- новатор, не копирует других. Лидер ориентирован на людей, а не на структуры; опирается на доверие, а не на контроль; оспаривает статусы, видит перспективы, руководит своей судьбой [6].

Возможно вменение им и другим участникам группы некоторых групповых функций или обязанностей. Если создана структура общей организации работы в группе, то это хороший способ организовать смену позиции. Смена позиции или утверждение в ней – тоже есть элемент группообразования.

Пространство оформления результатов игрового действия. Оформление результатов игрового действия имеет смысл как формирование целостной структуры того комплекса работ, который ведет коллектив людей.

В семинаре-тренинге результаты работы групп оформляются в качестве промежуточных и итоговых докладов. Результат работы руководителя семинара-тренинга, как итоговый доклад, и заключительные экспертные суждения. Чтобы было, что оформлять как результат работы группы, важно при организации общего пространства работ в группе определить место доски-экрана, где будут фиксироваться результаты обсуждения. Это имеет значение для организации общей коммуникации. Чтобы коммуникация была не между людьми, а по отношению к предмету обсуждения. Если будет выделено место для «экрана-доски» и туда будут выноситься и схематизироваться все смыслы и высказывания, то будет намного проще оформить результаты работы группы.

Чтобы оформить результаты работы группы необходимо определить структуру доклада, отделив рабочие схемы, которые фиксируют различия высказываний или для чего-то другого, от принципиальных схем [7]. Схем, указывающих место группы в решении общей задачи, раскрывающих суть обсуждаемой проблемы. Отражают структуру того или иного понятия, вводят систему измерителей или показателей, важных для решения общей задачи. Лучше, чтобы результаты работы группы были оформлены в схеме или таблице, а к ним даны четкие пояснения. Во время работы в группе всегда возникают вопросы. Их тоже можно вынести как результат работы. Возможно, эти вопросы возникли и в других группах, тогда это возможность акцентировать внимание всего коллектива к вопросу и указание на направление движения, следующего шага коллективного решения задачи.

К результатам работы группы следует относиться бережно, так как, возможно то, что обсуждалось на первом этапе и не казалось значимым и важным, может получить свою дальнейшую жизнь на следующем цикле решения задачи. При использовании компьютерной техники, можно все общие рассуждения фиксировать, а потом индивидуально делать сборку мыслей и высказываний, появившихся в общей работе.

Пространство презентации результатов (продуктов) игрового действия. Результаты работы групп имеют статус промежуточных и итоговых. Промежуточная презентация результатов (продуктов) делается после каждого такта работы группы. На общее заседания группа выносит то, что ей удалось сделать за данный период времени. Статус промежуточных докладов позволяет группе своим выступлением показать направление своего движения, предъявить первые результаты, обратиться с вопросами к другим группам к руководителю тренинга, к экспертам. Текст промежуточного доклада приглашает к дискуссии всех участников правильной постановкой вопросов, расстановкой акцентов, указанием на тип проблемы, с которой группа столкнулась или почувствовала в общей работе. Поэтому презентация промежуточных результатов есть работа с версиями. Ответом на вопрос, можно ли таким путем решить эту задачу, какие нужно учесть условия. Промежуточная презентация результатов сопровождается обсуждением текста докладов всеми участниками тренинга, экспертами, руководителем тренинга. Чем больше времени на обсуждение доклада, тем больше возможности правильно подойти к решению коллективной задачи.

Важно, чтобы в группе перед началом нового такта работ прошло обсуждение версий, предложений и вопросов, сделанных после презентации результатов работы группы и приняты коллективные решения по корректировке « группового курса». Также важна и рефлексия. Рефлексия как внутренняя коммуникация « между частями, инстанциями сознания,…способ осознавания через обнаружение и принятие себя в другом (внутреннего во внешнем) или другого в себе (внешнего во внутреннем[8]). Проспективная рефлексия, «под задачу», указывает на анализ и поиск способов решения задачи есть показатель сформированности целей.

Итоговая презентация результатов (продуктов) групп обычно происходит в конце семинара-тренинга и должна содержать в себе все наработанное в группе в какой-то системе или общем контексте.

Презентация может быть компьютерной и сопровождаться текстом. Текст итогового доклада отвечает на главный вопрос, который удалось решить группе за три-четыре дня работы. Текст показывает, как группа пришла к результату, какие промежуточные работы она сделала, что получила в результате своей совместной деятельности, как эти наработки могут быть использованы в дальнейшем. Что значит эта совместная работа для членов группы? Какие открытия группа или отдельные ее участники, сделали во время совместной работы? Что они будут делать дальше совместно и индивидуально? Итоговая презентация имеет и еще одну важную функцию – это презентация намерений всех участников тренинга и восстановление целостной структуры определенного класса задач [9].

Пространство технического обеспечения игрового действия. Поскольку семинар-тренинг – это интеллектуальная работа, то результаты этой работы выражены в текстах, схемах, таблицах, графиках. Значит, игровое действие должно быть обеспечено местом, материалами и соответствующей техникой для работы. Места для работы могут быть двух типов: для всего коллектива – большой зал, где есть возможность одновременно всем видеть всех, и для работы малых групп: несколько помещений, где есть возможность использовать стены в качестве доски или общего экрана. Из материалов: ватман и маркеры, переносные доски. Из техники: мультимедийный проектор, компьютер и экран, множительная аппаратура.

Умения действовать во всех пространствах семинара-тренинга формирует определенный класс интеллектуальных умений – компетенций, коммуникативных, управленческих. Сформировавшиеся и проявленные компетенции позволяют участникам в дальнейшем успешно действовать в реальных (не игровых) условиях, в условиях нехватки времени и ограниченного количества ресурсов, помогают эффективно разрешать проблемы в учебной и проектной деятельности, в последствии, и в профессиональной.

Эффективность организации выездной Школы как правило выражается в конкретных инициативах, проектах студентов, выбор направления студентами исследовательских тем, тем курсовых и дипломных работ, расширением пространства действия студентов, новых формах взаимодействия с работодателями, с преподавателями, организацией «клубных» форм. Так за 2007 год студентами были организованы круглые столы и мастер-классы с работодателями, несколько проектных групп получили гранты крупных компаний на реализацию социальных проектов.

Приложение.

Вот так может выглядеть план и регламент такого семинара – тренинга.

Предварительная программа и регламент зимней студенческой школы

« Управление проектами»

День первый, 7 декабря 2005 года, среда

День постановки задачи.

Анализ настоящей ситуации и выбора проектных направлений.

10.30. -10.40. Открытие школы. Знакомство с планом и программой Школы, экспертами и руководителями.

10.40. -11. 20. Установочный доклад директора НФИ Кем ГУ Гершгорина Владимира Семеновича, к.ф.н. « Современный университет. Особенности осуществления новых университетских проектов»

11.20. -11.40. Содоклад руководителя Школы Зубаревой Татьяны Александровны, директора НОУ «Сибирский институт технологий управления», «Управление проектами, социально-гуманитарное проектирование в современных условиях»

11.40. -13.00. Распределение по проектным направлениям и группам. Анализ программы. Определение личных и групповых целей. Круглые столы по теме: Оценка масштаба изменений в хозяйственно-производственном, регионально-политическом и гуманитарно-образовательных аспектах».

13-00. -14.00. Обед

14.00. -15.45. Мастер- класс экономгеографа Тевякова Сергея Дмитриевича, профессора, заведующего кафедрой экономической географии Кузбасской Педагогической Академии.

15.45. -16.00. Перерыв на кофе.

16.00. -18.30. Работа в проектных направлениях и подготовка доклада по теме «Анализ и оценка хозяйственно-производственной, регионально-политической и гуманитарно-образовательной ситуации, описание проблемного поля и предложения к проектированию»

18.30. – 19.00. Ужин

19.30. – 20.00. Общий пленум. Формулировка задач на проектирование.

День второй, 8 декабря 2005года, четверг

Определение в проектных направлениях. Описание проектов.

10.00. -12.00. Мастер-класс Голубева Максима Геннадьевича, заведующего лабораторией безопасности технологических процессов ОАО «НТЦ-НИОГР».

12.00. – 13.00. Работа в группах по составлению описания проектов. Разработка критериев экспертизы проектов.

13-00. -14.00. Обед

14.00. -15.00. Продолжение работы в группах

15.00. -18.30 Презентация проектов с экспертным обсуждением.

(16.00. -16.20.) Перерыв на кофе.

18.30. – 19.30. Ужин

19.00. – 21.00. Работа в группах. Рефлексия результатов групповой работы. Оценка групповой организации работ. Доопределение групповых целей.

21.00. – 22.00. Консультация по теме: «Как работать с понятием».

22.00. Вечер танцев.

День третий, 9 декабря 2005года, пятница

Образ и описание инфраструктуры поддержки проектов

10.00. -11.00. Работа в проектных группах.

11.00. -13.00. Мастерская лектора Лозинского Сергея Викторовича. Лекция о кластерной политике.

13-00. -14.00. Обед

14.00. -16.00. Мастер-класс С.В. Лозинского, управляющего партнера

ООО «Бауман Инновейшн», г. Москва

16.00. -16.20. Перерыв на кофе.

16.20. -18.30. Общий пленум. Оценка проектов.

18.30. – 19.30. Ужин

19.30. – 21.30. Продолжение общего пленума и оценки проектов.

21.30. – 22.00. Конкурс творческих работ.

22.30. – 23.30. Консультация. « Проектирование событий и программирование последствий»

День четвертый, 10 декабря 2005 года, суббота.

Индивидуальные стратегии участников и сетевое планирование.

10.00. -11.00. Работа в проектных группах. Составление карты ресурсов.

Составление программ индивидуального и совместного действия.

11.00. -13.00. Презентация проектов и программ совместных действий и взаимодействия. Заявления о намерениях и ИОП студентов.

Выставка лучших творческих работ.

13.00. -14.30. Перерыв на кофе.

14.00. – отъезд

[1] Ю.В. Пахомов «Игротехнический букварь»- М.: Школа культурной политики, 2004.-96с.

[2] Г.П. Щедровицкий. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов(1)/ Из архива Г.П. Щедровицкого Т.9(1). М.: Наследие ММК. 2004 .-288с.,

[3] Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения // Вестник высшей школы.— №7

[4] Котельников С.И. Социокультурные и ситуативные факторы экономического развития. Проектный и программный подход. Вопросы методологии. №1-2,1994.стр94-101.

[5] Пахомов Ю.В. Игротехнический букварь-М.: Школа культурной политики,2004.-96с

[6] Бережнов Г.В. На полкорпуса, но …впереди. Особенности креативной деятельности предприятия. Креативная экономика, №5,2007.с49-53.

[7] (Зинченко А.П. Схематизация как средство и форма организации интеллектуальных работ: Методическое пособие к лекционному курсу и практикуму по знакотехническому ремеслу. -Тольятти: издание Международной академии бизнеса и банковского дела, 1995.-56с.)

[8] Генисаретский О.И. Навигатор:методологические расширения и продолжения.М.:Путь,2002.-с18

[9] По материалам тренингов Б.И.Островского в компании Faberlic/

 

Методическое пособие для начинающих практику использования технологий индивидуализации в вузе.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости