Гулиус Н.С. Куратор с тьюторской позицией в Национальном исследовательском Томском госуниверситете (кейс)
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Гулиус Н.С. Куратор с тьюторской позицией в Национальном исследовательском Томском госуниверситете (кейс)

Гулиус Н.С. Куратор с тьюторской позицией в Национальном исследовательском Томском госуниверситете (кейс)

Гулиус Наталья Сергеевна

Кандидат филологических наук,

доцент кафедры управление образованием

 

факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета

+7 (952) 880 77 05

Куратор с тьюторской позицией в Национальном исследовательском Томском госуниверситете (кейс)

Пространство высшего образования сегодня обширно и разнообразно: Национальный исследовательский Томский госуниверситет в лучших традициях классических университетов в постнеклассическое время (В. Е. Клочко [1], Э.В. Галажинский [1]) внедряет новые формы образования – участвует в экспериментах, вводит авторские программы, краткосрочные курсы, устанавливает отношения с практиками, создает внутри себя институты и центры. Основная причина – весь поток изменений в ситуации динамической нестабильности (Н. Луман [2]) в высшем образовании не может управляться предметной организацией содержания, кафедральной и лекционно-семинарской системой, которая сменила самоорганизующуюся средневековую университетскую среду в свое время.

Больше всего страдают студенты, потому что у них нет возможности выстроить все это содержание по отношению к своим перспективам, по отношению к перспективам своего выбора, своей специальности.

Фигура тьютора (куратора) снова могла бы стать таким проводником, посредником и систематизатором в этом пространстве, каким была в Европейском Средневековье в эпоху открытого университетского образования, снова выступать между предложением и спросом от лица студента.

Актуальный для современности запрос на индивидуальный подход к образовательной траектории предполагает деятельностный способ применения знаний, который не вписывается в сложившуюся систему и преподавательскую практику.

На сегодняшний день в Национальном исследовательском Томском госуниверситете (университетской автономии с 23.06.2014 года) негласно существует кураторство без институционального закрепления, без должностных обязанностей, хотя «Положение о кураторстве» в Университете есть. Каждый куратор группы из числа преподавателей по-своему решает задачу выполнения функционала – адаптации, информирования студентов в течение первого года обучения.

На кафедре управления образованием, которая осуществляет подготовку студентов по специальности «Управление персоналом» с 2000 г., сложилась практика кураторства преподавателя на первом курсе подготовки, «прошитая» системой особо выстроенных дисциплин и событий, которую негласно мы называем – «куратор с тьюторской позицией».

Автор статьи, куратор с тьюторской позицией, в последние 5 лет на первом курсе обучения выполняет функции:

-тренер-психолог (тренинг «Коммуникативная компетентность менеджера»)

-преподаватель вводного профессионального курса (курс «Введение в профессию МЕНЕДЖЕР»),

-автор дисциплины по подготовке и написанию первой курсовой работы («Лаборатория исследовательского текста»),

-ведущий семинара-погружения в профессиональную деятельность («Семинар-погружение» [3]),

-консультант по вопросам академической успеваемости,

-консультант по вопросам профессиональной и жизненной траектории.

Таким образом, линии работы куратора, вшитые в курс дисциплин первого года обучения, обогащенные консультационными и кураторскими часами, – способствуют организации тьюторского сопровождения без института тьюторства в Университете.

Функционал куратора-преподавателя на первом курсе [4]:

Направления работы куратора

Образовательные действия

Примечания

  1. Знакомство с культурой университета

– знакомство со структурой университета
– встречи со старшекурсниками
– знания об университетской системе образования в РФ и за рубежом
– знакомство с университетскими ресурсами (музеи, НБ ТГУ, НИИ)

Сентябрь:

НБ ТГУ, семинар-погружение, день рождения группы, разработка выступления на Посвящении

  1. Сопровождение учебной деятельности

– семинар-погружение в профессиональную деятельность
– консультации с куратором и преподавателями кафедры о направлениях научной исследовательской деятельности
– анализ успеваемости до и после контрольной точки
– подготовка к зачетной и экзаменационной сессии
– анализ результатов сессии
– сбор информации по ходу зачетной сессии

11.09.2010 – семинар-погружение

18.09.2010 – проект ПОРТФОЛИО стартовал

Ноябрь 2010 (по результатам контрольной точки) – декабрь

  1. Введение в исследовательскую работу

– знакомство с различными формами письменных работ (реферативный анализ, понятийный анализ, тезирование и аргументирование, дебаты, кейс-стади, составление библиографии по теме курсовой работы, проект курсовой работы)
– организация исследования, процедура написания, консультирования и защиты

Октябрь – знакомство с направлениями научно-исследовательских направлений кафедры

  1. Формирование коммуникативных норм

– тренинг коммуникативных навыков

Сентябрь – тренинг коммуникативных навыков

  1. Участие в жизни факультетского сообщества

– подготовка Посвящения в студенты
– участие в факультетских мероприятиях – Молодежном и Карьерном форумах,
– помощь в организации кафедральной конференции

Сентябрь – подготовка визитки группы для Посвящения

За пять лет кураторства выросло поколение студентов, которые постепенно берут на себя некоторые линии работы куратора (участие в жизни факультетского сообщества, освоение университетских коммуникаций), становясь индивидуальными тьюторами-студентами выбранными ими первокурсниками, согласно традиции английских университетов.

Используя потенциал дисциплины, которую ведет автор, – «Основы коучинга» на 3 курсе, – удалось организовать систему индивидуального сопровождения первокурсников студентами третьего курса (по выбору) в стиле коучинга и консультирования.

План мероприятий на 1 курсе теперь стал выглядеть следующим образом [5]:

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Участники

Результат \ Продукт

Р \ П

1

Семинар-погружение по проектированию образовательной траектории студента

Сентябрь

Студенты группы, кураторы-студенты, преподаватели кафедры, приглашенный специалист

Р – проведение семинара

П – создание студентами индивидуального образовательного профиля специалиста, карты умений

2

День рождения группы

Вычисляется студентами первого курса самостоятельно

Студенты

Р – проведение дня рождения

П – эмоциональная сплоченность группы, символика группы

3

Тренинг коммуникативных навыков

Сентябрь

Студенты группы, кураторы-студенты

Р – проведен тренинг

П – эмоциональная сплоченность группы, освоение коммуникативной компетенции

4

Тренинг самопрезентации

Сентябрь и в течение года по запросу и по наличию повода

Студенты группы, кураторы-студенты

Р – проведен тренинг
П – освоены навыки самопрезентации в университетском пространстве

5

Совместный выезд с преподавателями факультета в Киреевск, Посвящение в Студенты

Сентябрь

Киреевск

Студенты группы, кураторы-студенты, факультетское сообщество

Р – участие в мероприятиях, посвящение в Студенты

П – формирование корпоративной культуры, общефакультетского коллектива

6

Проведение кураторских часов – коллективная и индивидуальная работа

В течение периода (по запросу)

Студенты группы, куратор, приглашенные специалисты

Р – проведение часа куратора

П – профилактика и решение текущих проблем

7

Посещение музеев, библиотек (НБ ТГУ, библиотека ФП) знакомство с университетским пространством

В течение года (по запросу и записи)

Студенты группы, куратор

Р – посещение культурных объектов г. Томска, Университета, факультета

П – формирование личной культуры студента Томска

8

Тренинг командоформирования

Ноябрь

Студенты группы, кураторы-студенты

Р – проведен тренинг

П – улучшение межличностных отношений, профилактика конфликтных ситуаций, навык конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

9

Ролевая игра «Письмо родителям»

Ноябрь

Студенты группы, кураторы-студенты

Р – проведена игра

П – профилактика эмоционального состояния членов группы

10

Тренинг стрессоустойчивости «Копилка страхов и стрессов перед сессией»

Декабрь

Студенты группы, кураторы-студенты

Р – проведение тренинга

П – владение навыками преодоления стресса перед первой сессией

11

Участие в общеуниверситетских корпоративных мероприятиях (день рождения университета, шествия, спортивные массовые праздники)

В течение года,

Май

Студенты группы, университетское сообщество

Р – участие в мероприятиях

П – формирование корпоративной культуры, университетского сообщества

12

Встреча по итогам первой сессии

Февраль

Студенты группы, куратор

Р – встреча группы после каникул

П – информирование о результатах и условиях коррекции оценок

13

Дебаты на тему: «Есть ли смысл работать на первом курсе?»

Февраль-март

Студенты группы, куратор

Р – проведены дебаты

П – освоен новый вид коммуникаций, управление собственной образовательной ситуацией

14

Тренинг межличностных отношений

Март

Студенты группы, куратор

Р – проведен тренинг

П – освоены знания по улучшению межличностных отношений

15

Тренинг постановки жизненных целей и планирование карьеры

Май

Студенты, куратор

Р – проведен тренинг

П – простроен краткосрочный и среднесрочный план карьерного роста (на 1-2 года и 5 лет).

Таким образом, наше понимание понятия «сопровождение», методологические и теоретические основания для нашего понимания куратора с тьюторской позицией складываются из следующих тезисов:

1. Тьюторскую позицию удерживают разные субъекты образовательной деятельности на разных этапах профессионального становления студентов: от куратора на первом курсе, менеджера производственной практики до научного руководителя специального семинара, в рамках которого студент создает дипломный проект. Эта позиция синонимична понятиям «консультант», «куратор» – в каждой сфере деятельности позиция тьютора подключается на важной для студента стадии.

  • 2. Тьюторская позиция в деятельности кураторов разных видах образовательной деятельности студента в процессе получения профессионального образования отслеживает \ рефлексирует три процесса – трансляцию культурного содержания, индивидуальную деятельность и их встречу в образовании.

Н.В. Рыбалкина по этому поводу отмечает: «В основании деятельности тьютора лежит связь исторического развития человеческого мышления и индивидуальной истории, составленной из конкретных действий учащегося. Главной задачей тьютора является поиск метода и средств фиксации связи культурного и индвидуального. Тьюторскую позицию может транслировать тот, кто имеет опыт самообразования, этот опыт он и передаст – опыт связывания учения, самовоспитания и формирования образа жизни»[5].

3. Позиция сопровождения особенно важна при вхождении в новую образовательную деятельность, и в этом смысле «образование смысловой реальности как гуманитарной практики означает, что человек сам создает «посредника» между собой и миром. Даже взрослый не выступает посредником по отношению к ребенку, а создает вместе с ребенком посредника – средства его выхода в культуру, образовывает связи в совместной деятельности, способы со-организации» – пишет Г.Н. Прозументова [7] в книге «Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы».

4. Специфика гуманитарного сопровождения тесно связана с понятием «гуманитарного исследования», рефлексией возрастания ответственности – «это не ответственность ученого \ исследователя за качество знания перед наукой и культурой, это ответственность за то, ЧТО полученные знания могут значить и к каким последствиям привести для данной практики… Это ответственность перед заказчиком как партнером, когда линии гуманитарного исследования выстраиваются вместе с ним, в диалоге, в партнерстве, понимая, анализируя, исследуя возможные последствия исследования и получаемого знания» – пишет Т.В. Стецюк [8] в статье «Версия гуманитарного исследования: объект и позиция исследователя».

Элементы системы образовательного сопровождения на 1 курсе

Курс «Введение в управленческое образование» и семинар-погружение на первом курсе являются отправной точкой в анализе собственной образовательной ситуации и обусловлены потребностью студентов первого курса в осознании и формировании устойчивых мотивов к освоению профессии менеджера. Наш опыт показал, что студенты судят о профессии менеджера поверхностно, знакомы только с внешними атрибутами профессии HRM (human recourses management – с англ.букв. «управление человеческими ресурсами»), которые порой далеки от реальности. Базовой компетенцией для освоения профессии в современном вузе является исследовательская компетенция.

Цель курса «Введение в управленческое образование» – создание условий для формирования профессионального становления в условиях вуза и формирования исследовательской компетенции студентов.

Курс «Введение в управленческое образование» последовательно решает следующие задачи:

  1. Сопровождение учебной деятельности студентов (адаптация и профессиональная ориентация студентов в условиях университетского образования; формирование навыков эффективной работы в различных формах учебной работы – лекция, семинар, практикум, тренинг, конференция и т.д.; анализ успеваемости и результатов контрольной точки, подготовка к зачетной и экзаменационной сессии; формирование базовых способов самостоятельной работы);
  2. Введение в исследовательскую работу (знакомство с различными формами письменных работ – реферат, конспект, понятийный анализ, тезирование и аргументирование, дебаты, кейс-стади, составление библиографии по теме курсового проекта; создание условий для выбора тематического направления курсового исследования; организация курсового исследования; консультирование и защита курсового проекта);

Основные результаты курса:

  1. Представление о содержании профессии менеджера;
  2. Представление о профессиональных компетенциях и путях их формирования;
  3. Представление о специфике университетского образования;
  4. Представление об основных тематических областях современного менеджмента и направлениях работы преподавателей кафедры управления образованием;
  5. Навыки эффективной самоорганизации в различных формах работы – лекция, семинар, тренинг, конференция.
  6. Знание требований к курсовой работе.
  7. Навыки подбора литературы и работы с библиографией.
  8. Навыки понятийного анализа, тезирования и аргументирования, реферирования и конспектирования и других форм работы с информацией.

Наиболее значимой формой для решения первой задачи курса – сопровождение учебной деятельности студентов – является семинар-погружение, традиционной проводящийся на второй-третьей неделе обучения в вузе.

Этот жанр работы помогает формировать исследовательскую компетенцию студента – в семинаре используется методические приемы образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: работа с кейсом, составление кластера, специально организованная аналитическая рефлексия и другие методы, позволяющие погрузиться в специфику профессии HRM. Технология работы с кейсом, кластером впоследствии станет для студентов специальности «Управление персоналом» основополагающей и внутри учебной ситуации и в написании курсовых работ вплоть до защиты дипломного исследования.

Таким образом, жанр семинара-погружения на первом курсе – это метафорический вызов: здесь и актуализация представления о профессии, о собственных управленческих компетенциях, и актуализация исследовательской компетенции. Здесь впервые содержательно обсуждается опыт написания исследований в жанре курсовой работы.

Для решения второй задачи курса «Введение в управленческое образование» – введение в исследовательскую работу – используется ряд форм, которые позволяют успешно завершить ПРОЕКТ курсовой работы:

– анализ кейса (реферирование через контекст, конспектирование, понятийный анализ, тезирование и аргументирование, составление библиографии);

– реферирование монографии и реферирование статьи;

– работа с научным текстом;

– читательский семинар;

– мастерская письма – создания собственного текста на основе проведенного анализа;

– мастерская по написанию Введения: актуальность темы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, применяемые в работе методы;

– оформление ссылок;

– индивидуальные консультации по ПРОЕКТУ курсовой работы.

Курсовая работа на 1 курсе носит учебно-ознакомительный характер и является основанием для дальнейшего определения направления специализации студента. Курсовая работа выполняется в условиях, когда студенты не прослушали базовых курсов, а поэтому является результатом самостоятельного предварительного изучения основ той области менеджмента, которая вызывает у них интерес.

Таким образом, интегрированный курс «Введение в управленческое образование» является для студентов дополнительной возможностью осознать ответственность за собственное развитие и приСВОИть карьерный путь, в котором образование в вузе – только начало пути.

Обобщая опыт работы с первым курсом и организацию вхождения в профессиональную деятельность можно сформулировать следующие тезисы о тьюторской деятельности в рамках высшего профессионального образования:

1.Тьюторская деятельность имеет гуманитарные основания, в основе ее лежит преобразование (ценностно-смысловые изменения), самоопределение личное и профессиональное.

2. Тьюторская деятельность основана на комплексировании позиции, в ней действует коллективный субъект.

3. Тьютор помогает организовать место встречи как с самим собой, так и с другими (содержанием, человеком, …), встречу с разным.

4. Тьютор организует и создает рефлексивное пространство и коммуникативную среду.

5. Тьютор решает задачи выхода за границы привычного, за пределы возможного.

6. Тьютор помогает картировать пространства образования и жизни.

7. Формы его деятельности: мастерские, исследования, проектирование, консультирование, фасилитация, организация рефлексии, лаборатории.

8. Типы деятельности: сценирование, управление.

В современной ситуации в сфере высшего профессионального образования закладывается практика появления ситуаций реального выбора. В сенситивный для студента момент, когда появляется выбор, одновременно появляется внутренняя потребность в тьюторской позиции, суть которой – помочь разобраться с ситуацией выбора, так как любой выбор – это переход, это ситуация преодоления собственных границ, это иногда конфликт (нужно выбрать одно важное и не выбрать другое важное), это вызов и очерчивание более четких целей.

Литература:

  • Луман Н. Эпистемологическое введение в теорию социальных систем.- М.: ИНФРАН, 2007. – 135 с.

  • Гулиус Н.С. Семинар-погружение как технология работы с представлениями в профессиональной ориентации студентов-первокурсников // Профессиональные представления. Южный Федеральный университет. Ростов-на-Дону. 2014. Сборник научных трудов №6. С. 97-104.

  • Прозументова Г.Н., Блинов В.Н., Гулиус Н.С. Образовательное сопровождение выполнения студентами курсовых и дипломных работ по направлению «Менеджмент» (учебное пособие) [Электронный ресурс] // Томск. 2010. Под ред. Г.Н. Прозументовой. Режим доступа: . Дата обращения: 29.06.2014.

  • Суханова Е.А., Гулиус Н.С., Кудашкина Л. А., Попова Н.Г., Сырямкина Е.Г. Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в вузе (учебно-методический комплекс) ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания №22172 (032110100) [Электронный ресурс] // Томск. 2010. Под ред. Е.А. Сухановой. Режим доступа: . Дата обращения: 29.06.2014.

  • Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства. Введение. Фигура Нового Средневековья \\ Материалы VIII Всероссийской научно-практической тьюторской конференции. Томск. 2004. С. 79.

  • Прозументова Г.Н. Ситуация функционально-смысловой неопределенности как область гуманитарной практики и исследования \\ Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск. Издательство Томского госуниверситета. 2002. С. 255.

 

  • Стецюк Т.В. Версия гуманитарного исследования: объект и позиция исследователя \\ Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск. Издательство Томского госуниверситета. 2002. С. 225.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости