Среда
9 ДекГулиус Н.С. Куратор с тьюторской позицией в Национальном исследовательском Томском госуниверситете (кейс)
Гулиус Наталья Сергеевна
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры управление образованием
факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета
+7 (952) 880 77 05
Куратор с тьюторской позицией в Национальном исследовательском Томском госуниверситете (кейс)
Пространство высшего образования сегодня обширно и разнообразно: Национальный исследовательский Томский госуниверситет в лучших традициях классических университетов в постнеклассическое время (В. Е. Клочко [1], Э.В. Галажинский [1]) внедряет новые формы образования – участвует в экспериментах, вводит авторские программы, краткосрочные курсы, устанавливает отношения с практиками, создает внутри себя институты и центры. Основная причина – весь поток изменений в ситуации динамической нестабильности (Н. Луман [2]) в высшем образовании не может управляться предметной организацией содержания, кафедральной и лекционно-семинарской системой, которая сменила самоорганизующуюся средневековую университетскую среду в свое время.
Больше всего страдают студенты, потому что у них нет возможности выстроить все это содержание по отношению к своим перспективам, по отношению к перспективам своего выбора, своей специальности.
Фигура тьютора (куратора) снова могла бы стать таким проводником, посредником и систематизатором в этом пространстве, каким была в Европейском Средневековье в эпоху открытого университетского образования, снова выступать между предложением и спросом от лица студента.
Актуальный для современности запрос на индивидуальный подход к образовательной траектории предполагает деятельностный способ применения знаний, который не вписывается в сложившуюся систему и преподавательскую практику.
На сегодняшний день в Национальном исследовательском Томском госуниверситете (университетской автономии с 23.06.2014 года) негласно существует кураторство без институционального закрепления, без должностных обязанностей, хотя «Положение о кураторстве» в Университете есть. Каждый куратор группы из числа преподавателей по-своему решает задачу выполнения функционала – адаптации, информирования студентов в течение первого года обучения.
На кафедре управления образованием, которая осуществляет подготовку студентов по специальности «Управление персоналом» с 2000 г., сложилась практика кураторства преподавателя на первом курсе подготовки, «прошитая» системой особо выстроенных дисциплин и событий, которую негласно мы называем – «куратор с тьюторской позицией».
Автор статьи, куратор с тьюторской позицией, в последние 5 лет на первом курсе обучения выполняет функции:
-тренер-психолог (тренинг «Коммуникативная компетентность менеджера»)
-преподаватель вводного профессионального курса (курс «Введение в профессию МЕНЕДЖЕР»),
-автор дисциплины по подготовке и написанию первой курсовой работы («Лаборатория исследовательского текста»),
-ведущий семинара-погружения в профессиональную деятельность («Семинар-погружение» [3]),
-консультант по вопросам академической успеваемости,
-консультант по вопросам профессиональной и жизненной траектории.
Таким образом, линии работы куратора, вшитые в курс дисциплин первого года обучения, обогащенные консультационными и кураторскими часами, – способствуют организации тьюторского сопровождения без института тьюторства в Университете.
Функционал куратора-преподавателя на первом курсе [4]:
Направления работы куратора |
Образовательные действия |
Примечания |
|
– знакомство со структурой университета |
Сентябрь: НБ ТГУ, семинар-погружение, день рождения группы, разработка выступления на Посвящении |
|
– семинар-погружение в профессиональную деятельность |
11.09.2010 – семинар-погружение 18.09.2010 – проект ПОРТФОЛИО стартовал Ноябрь 2010 (по результатам контрольной точки) – декабрь |
|
– знакомство с различными формами письменных работ (реферативный анализ, понятийный анализ, тезирование и аргументирование, дебаты, кейс-стади, составление библиографии по теме курсовой работы, проект курсовой работы) |
Октябрь – знакомство с направлениями научно-исследовательских направлений кафедры |
|
– тренинг коммуникативных навыков |
Сентябрь – тренинг коммуникативных навыков |
|
– подготовка Посвящения в студенты |
Сентябрь – подготовка визитки группы для Посвящения |
За пять лет кураторства выросло поколение студентов, которые постепенно берут на себя некоторые линии работы куратора (участие в жизни факультетского сообщества, освоение университетских коммуникаций), становясь индивидуальными тьюторами-студентами выбранными ими первокурсниками, согласно традиции английских университетов.
Используя потенциал дисциплины, которую ведет автор, – «Основы коучинга» на 3 курсе, – удалось организовать систему индивидуального сопровождения первокурсников студентами третьего курса (по выбору) в стиле коучинга и консультирования.
План мероприятий на 1 курсе теперь стал выглядеть следующим образом [5]:
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Участники |
Результат \ Продукт Р \ П |
1 |
Семинар-погружение по проектированию образовательной траектории студента |
Сентябрь |
Студенты группы, кураторы-студенты, преподаватели кафедры, приглашенный специалист |
Р – проведение семинара П – создание студентами индивидуального образовательного профиля специалиста, карты умений |
2 |
День рождения группы |
Вычисляется студентами первого курса самостоятельно |
Студенты |
Р – проведение дня рождения П – эмоциональная сплоченность группы, символика группы |
3 |
Тренинг коммуникативных навыков |
Сентябрь |
Студенты группы, кураторы-студенты |
Р – проведен тренинг П – эмоциональная сплоченность группы, освоение коммуникативной компетенции |
4 |
Тренинг самопрезентации |
Сентябрь и в течение года по запросу и по наличию повода |
Студенты группы, кураторы-студенты |
Р – проведен тренинг |
5 |
Совместный выезд с преподавателями факультета в Киреевск, Посвящение в Студенты |
Сентябрь Киреевск |
Студенты группы, кураторы-студенты, факультетское сообщество |
Р – участие в мероприятиях, посвящение в Студенты П – формирование корпоративной культуры, общефакультетского коллектива |
6 |
Проведение кураторских часов – коллективная и индивидуальная работа |
В течение периода (по запросу) |
Студенты группы, куратор, приглашенные специалисты |
Р – проведение часа куратора П – профилактика и решение текущих проблем |
7 |
Посещение музеев, библиотек (НБ ТГУ, библиотека ФП) знакомство с университетским пространством |
В течение года (по запросу и записи) |
Студенты группы, куратор |
Р – посещение культурных объектов г. Томска, Университета, факультета П – формирование личной культуры студента Томска |
8 |
Тренинг командоформирования |
Ноябрь |
Студенты группы, кураторы-студенты |
Р – проведен тренинг П – улучшение межличностных отношений, профилактика конфликтных ситуаций, навык конструктивного разрешения конфликтных ситуаций |
9 |
Ролевая игра «Письмо родителям» |
Ноябрь |
Студенты группы, кураторы-студенты |
Р – проведена игра П – профилактика эмоционального состояния членов группы |
10 |
Тренинг стрессоустойчивости «Копилка страхов и стрессов перед сессией» |
Декабрь |
Студенты группы, кураторы-студенты |
Р – проведение тренинга П – владение навыками преодоления стресса перед первой сессией |
11 |
Участие в общеуниверситетских корпоративных мероприятиях (день рождения университета, шествия, спортивные массовые праздники) |
В течение года, Май |
Студенты группы, университетское сообщество |
Р – участие в мероприятиях П – формирование корпоративной культуры, университетского сообщества |
12 |
Встреча по итогам первой сессии |
Февраль |
Студенты группы, куратор |
Р – встреча группы после каникул П – информирование о результатах и условиях коррекции оценок |
13 |
Дебаты на тему: «Есть ли смысл работать на первом курсе?» |
Февраль-март |
Студенты группы, куратор |
Р – проведены дебаты П – освоен новый вид коммуникаций, управление собственной образовательной ситуацией |
14 |
Тренинг межличностных отношений |
Март |
Студенты группы, куратор |
Р – проведен тренинг П – освоены знания по улучшению межличностных отношений |
15 |
Тренинг постановки жизненных целей и планирование карьеры |
Май |
Студенты, куратор |
Р – проведен тренинг П – простроен краткосрочный и среднесрочный план карьерного роста (на 1-2 года и 5 лет). |
Таким образом, наше понимание понятия «сопровождение», методологические и теоретические основания для нашего понимания куратора с тьюторской позицией складываются из следующих тезисов:
1. Тьюторскую позицию удерживают разные субъекты образовательной деятельности на разных этапах профессионального становления студентов: от куратора на первом курсе, менеджера производственной практики до научного руководителя специального семинара, в рамках которого студент создает дипломный проект. Эта позиция синонимична понятиям «консультант», «куратор» – в каждой сфере деятельности позиция тьютора подключается на важной для студента стадии.
-
2. Тьюторская позиция в деятельности кураторов разных видах образовательной деятельности студента в процессе получения профессионального образования отслеживает \ рефлексирует три процесса – трансляцию культурного содержания, индивидуальную деятельность и их встречу в образовании.
Н.В. Рыбалкина по этому поводу отмечает: «В основании деятельности тьютора лежит связь исторического развития человеческого мышления и индивидуальной истории, составленной из конкретных действий учащегося. Главной задачей тьютора является поиск метода и средств фиксации связи культурного и индвидуального. Тьюторскую позицию может транслировать тот, кто имеет опыт самообразования, этот опыт он и передаст – опыт связывания учения, самовоспитания и формирования образа жизни»[5].
3. Позиция сопровождения особенно важна при вхождении в новую образовательную деятельность, и в этом смысле «образование смысловой реальности как гуманитарной практики означает, что человек сам создает «посредника» между собой и миром. Даже взрослый не выступает посредником по отношению к ребенку, а создает вместе с ребенком посредника – средства его выхода в культуру, образовывает связи в совместной деятельности, способы со-организации» – пишет Г.Н. Прозументова [7] в книге «Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы».
4. Специфика гуманитарного сопровождения тесно связана с понятием «гуманитарного исследования», рефлексией возрастания ответственности – «это не ответственность ученого \ исследователя за качество знания перед наукой и культурой, это ответственность за то, ЧТО полученные знания могут значить и к каким последствиям привести для данной практики… Это ответственность перед заказчиком как партнером, когда линии гуманитарного исследования выстраиваются вместе с ним, в диалоге, в партнерстве, понимая, анализируя, исследуя возможные последствия исследования и получаемого знания» – пишет Т.В. Стецюк [8] в статье «Версия гуманитарного исследования: объект и позиция исследователя».
Элементы системы образовательного сопровождения на 1 курсе
Курс «Введение в управленческое образование» и семинар-погружение на первом курсе являются отправной точкой в анализе собственной образовательной ситуации и обусловлены потребностью студентов первого курса в осознании и формировании устойчивых мотивов к освоению профессии менеджера. Наш опыт показал, что студенты судят о профессии менеджера поверхностно, знакомы только с внешними атрибутами профессии HRM (human recourses management – с англ.букв. «управление человеческими ресурсами»), которые порой далеки от реальности. Базовой компетенцией для освоения профессии в современном вузе является исследовательская компетенция.
Цель курса «Введение в управленческое образование» – создание условий для формирования профессионального становления в условиях вуза и формирования исследовательской компетенции студентов.
Курс «Введение в управленческое образование» последовательно решает следующие задачи:
- Сопровождение учебной деятельности студентов (адаптация и профессиональная ориентация студентов в условиях университетского образования; формирование навыков эффективной работы в различных формах учебной работы – лекция, семинар, практикум, тренинг, конференция и т.д.; анализ успеваемости и результатов контрольной точки, подготовка к зачетной и экзаменационной сессии; формирование базовых способов самостоятельной работы);
- Введение в исследовательскую работу (знакомство с различными формами письменных работ – реферат, конспект, понятийный анализ, тезирование и аргументирование, дебаты, кейс-стади, составление библиографии по теме курсового проекта; создание условий для выбора тематического направления курсового исследования; организация курсового исследования; консультирование и защита курсового проекта);
Основные результаты курса:
- Представление о содержании профессии менеджера;
- Представление о профессиональных компетенциях и путях их формирования;
- Представление о специфике университетского образования;
- Представление об основных тематических областях современного менеджмента и направлениях работы преподавателей кафедры управления образованием;
- Навыки эффективной самоорганизации в различных формах работы – лекция, семинар, тренинг, конференция.
- Знание требований к курсовой работе.
- Навыки подбора литературы и работы с библиографией.
- Навыки понятийного анализа, тезирования и аргументирования, реферирования и конспектирования и других форм работы с информацией.
Наиболее значимой формой для решения первой задачи курса – сопровождение учебной деятельности студентов – является семинар-погружение, традиционной проводящийся на второй-третьей неделе обучения в вузе.
Этот жанр работы помогает формировать исследовательскую компетенцию студента – в семинаре используется методические приемы образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: работа с кейсом, составление кластера, специально организованная аналитическая рефлексия и другие методы, позволяющие погрузиться в специфику профессии HRM. Технология работы с кейсом, кластером впоследствии станет для студентов специальности «Управление персоналом» основополагающей и внутри учебной ситуации и в написании курсовых работ вплоть до защиты дипломного исследования.
Таким образом, жанр семинара-погружения на первом курсе – это метафорический вызов: здесь и актуализация представления о профессии, о собственных управленческих компетенциях, и актуализация исследовательской компетенции. Здесь впервые содержательно обсуждается опыт написания исследований в жанре курсовой работы.
Для решения второй задачи курса «Введение в управленческое образование» – введение в исследовательскую работу – используется ряд форм, которые позволяют успешно завершить ПРОЕКТ курсовой работы:
– анализ кейса (реферирование через контекст, конспектирование, понятийный анализ, тезирование и аргументирование, составление библиографии);
– реферирование монографии и реферирование статьи;
– работа с научным текстом;
– читательский семинар;
– мастерская письма – создания собственного текста на основе проведенного анализа;
– мастерская по написанию Введения: актуальность темы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, применяемые в работе методы;
– оформление ссылок;
– индивидуальные консультации по ПРОЕКТУ курсовой работы.
Курсовая работа на 1 курсе носит учебно-ознакомительный характер и является основанием для дальнейшего определения направления специализации студента. Курсовая работа выполняется в условиях, когда студенты не прослушали базовых курсов, а поэтому является результатом самостоятельного предварительного изучения основ той области менеджмента, которая вызывает у них интерес.
Таким образом, интегрированный курс «Введение в управленческое образование» является для студентов дополнительной возможностью осознать ответственность за собственное развитие и приСВОИть карьерный путь, в котором образование в вузе – только начало пути.
Обобщая опыт работы с первым курсом и организацию вхождения в профессиональную деятельность можно сформулировать следующие тезисы о тьюторской деятельности в рамках высшего профессионального образования:
1.Тьюторская деятельность имеет гуманитарные основания, в основе ее лежит преобразование (ценностно-смысловые изменения), самоопределение личное и профессиональное.
2. Тьюторская деятельность основана на комплексировании позиции, в ней действует коллективный субъект.
3. Тьютор помогает организовать место встречи как с самим собой, так и с другими (содержанием, человеком, …), встречу с разным.
4. Тьютор организует и создает рефлексивное пространство и коммуникативную среду.
5. Тьютор решает задачи выхода за границы привычного, за пределы возможного.
6. Тьютор помогает картировать пространства образования и жизни.
7. Формы его деятельности: мастерские, исследования, проектирование, консультирование, фасилитация, организация рефлексии, лаборатории.
8. Типы деятельности: сценирование, управление.
В современной ситуации в сфере высшего профессионального образования закладывается практика появления ситуаций реального выбора. В сенситивный для студента момент, когда появляется выбор, одновременно появляется внутренняя потребность в тьюторской позиции, суть которой – помочь разобраться с ситуацией выбора, так как любой выбор – это переход, это ситуация преодоления собственных границ, это иногда конфликт (нужно выбрать одно важное и не выбрать другое важное), это вызов и очерчивание более четких целей.
Литература:
-
Клочко В.Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст. – [Электрон. ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-lichnosti-sistemno-antropologicheskiy-kontekst (режим доступа – свободный; дата обращения: 16.04.2014).
-
Луман Н. Эпистемологическое введение в теорию социальных систем.- М.: ИНФРАН, 2007. – 135 с.
-
Гулиус Н.С. Семинар-погружение как технология работы с представлениями в профессиональной ориентации студентов-первокурсников // Профессиональные представления. Южный Федеральный университет. Ростов-на-Дону. 2014. Сборник научных трудов №6. С. 97-104.
-
Прозументова Г.Н., Блинов В.Н., Гулиус Н.С. Образовательное сопровождение выполнения студентами курсовых и дипломных работ по направлению «Менеджмент» (учебное пособие) [Электронный ресурс] // Томск. 2010. Под ред. Г.Н. Прозументовой. Режим доступа: . Дата обращения: 29.06.2014.
-
Суханова Е.А., Гулиус Н.С., Кудашкина Л. А., Попова Н.Г., Сырямкина Е.Г. Организация тьюторского сопровождения образовательной деятельности студентов в вузе (учебно-методический комплекс) ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания №22172 (032110100) [Электронный ресурс] // Томск. 2010. Под ред. Е.А. Сухановой. Режим доступа: . Дата обращения: 29.06.2014.
-
Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства. Введение. Фигура Нового Средневековья \\ Материалы VIII Всероссийской научно-практической тьюторской конференции. Томск. 2004. С. 79.
-
Прозументова Г.Н. Ситуация функционально-смысловой неопределенности как область гуманитарной практики и исследования \\ Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск. Издательство Томского госуниверситета. 2002. С. 255.
-
Стецюк Т.В. Версия гуманитарного исследования: объект и позиция исследователя \\ Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск. Издательство Томского госуниверситета. 2002. С. 225.