Шевченко Л.В. Особенности коммуникации тьюторского сопровождения
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Шевченко Л.В. Особенности коммуникации тьюторского сопровождения

Шевченко Л.В. Особенности коммуникации тьюторского сопровождения

Существенным является понимание коммуникативной организации такого типа образовательных практик как тьюторское сопровождение, так как во многом именно в способе коммуникации, в коммуникативной модели «упакованы» важные методы работы.

 

Базовый тип коммуникации в образовании был обусловлен концептом массового («индустриального») образования, основным процессом которого являлась  трансляция стандартизированных знаний. Важнейший элемент такого типа коммуникации – текст, передающий стандарт. Преподаватель в такой ситуации – это тот, кто способен транслировать такого рода тексты, один из «атрибутов» этого текста. Студент – это тот, в чьи обязанности входит восприятие текста. Образование (и все особенности коммуникации в нём) в данном контексте является прерогативой  социально-технологического мира, в котором человек представлен исключительно функционально. Коммуникация в данном случае редуцируется до процесса трансляции. Т. е. в строго определённой и стабильной ситуации ведущий процесс – воспроизводство принятых стандартов и образцов, и трансляция здесь зачастую сводится к передаче «формы», а не смысла.

Сегодня, с одной стороны, стандарты во многом остаются прежними. С другой стороны, функции образования меняются. Появляется задача на «рождение» нового содержания, новых технологий, оформляется заказ на т. н. «инновационный модуль» в образовании. Очевидно, что работа по «порождению нового» по принципу противостоит логике «трансляции», передачи установленной «формы».  Здесь становится важной работа не с «формой», а с содержанием (смыслом) которое ещё предстоит «упаковывать» в формы. Такому виду деятельности должны соответствовать свои особые формы коммуникации.

Изменяются позиции и статусы коммуникантов. Ситуация неопределённости требует от участников коммуникации прояснение личностных оснований. Таким образом, важным моментом становится персонификация, «авторское» говорение от первого лица. Существенный элемент коммуникации – не что говорится, а кто говорит, на каких основаниях, по какому праву.

Также влияет на  коммуникацию нарушение социальных конвенций по поводу образования. Часто необходимым элементом дефицитной («тьюторской») коммуникации является «прояснение ситуации», «договаривание» о том, а «зачем это надо».

Все эти факторы привносят в коммуникативные практики такого типа элемент рефлективности.  Что в свою очередь оформляется в  дискурсивный тип коммуникации. Под дискурсом в данном случае понимается «уровень, на котором человек сознательно действует в коммуникации»; «рефлексия над действием»; «метод раскрытия реальности на основе рассудочного, обоснованного опыта» (1).
В этих рамках можно выделить три основных коммуникативных режима. Каждый из которых предполагает свои правила, ценности, форматы.

1. Режим самовыражения (самообъяснения) и самопроявления. Здесь важны не проекции понятий на действительность, а точность определения наличной ситуации, впечатлений, т. е.  чувственная природа человека («Между волею и интеллектуальным созерцанием лежит область чувства. Эмоции выводят личность  из самозамкнутой цельности и ведут к волевому воздействию на мир» П. Флоренский). Также важным является такая категория, как искренность: интеллектуальное и эмоциональное напряжение (говорить о том, что действительно волнует).

2. Выражение, декларирование тех или иных идей, создающее возможность определенного обмена между людьми, между определенными группами. На этом этапе значима ценность «иного», «возможность признания себя в качестве «другого». 

3. Диалог как сопряжение смыслов. А это, в свою очередь, условие рождения нового смысла. Здесь актуализируется ценность соорганизации, сообщества. Важной становится категория «понимания», а не «понятности», когда предметом разговора является чьё-то непонимание, а результатом – выработка общего взгляда, оформления объективного понятия («… акция полагания чего-либо в объект невероятно сложна, и люди вообще такого проделывать не могут – это дело человеческих сообществ» Г.П. Щедровицкий)
Эти форматы предполагают смену языковых парадигм, возможность использования различных жанров и стилей языка, что тоже является одной из основных характеристик «тьюторской» модели коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Мальковская И. А.  Знак коммуникации. Москва, URSS, 2005, с. 14 – 15

 

 

тезисы конференции “Педагогика развития” (г. Красноярск, апрель 2007 г.)

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости