Ковалёва Т.М. Возможности тьюторского сопровождения в современном ВУЗе
 /  Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Ковалёва Т.М. Возможности тьюторского сопровождения в современном ВУЗе

Ковалёва Т.М. Возможности тьюторского сопровождения в современном ВУЗе

Сегодня многие высшие учебные заведения, становясь университетами, начинают принципиально менять свое внутреннее образовательное пространство: увеличивать число факультетов, открывая новые направления;

расширять контингент своих слушателей; осваивать новые образовательные технологии; выстраивать межпредметные связи. В этом случае образовательное пространство для студента начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных образовательных предложений и их определенной соорганизацией.

В каждый момент времени для студента возникает большое количество самых различных предложений: 
– учебные программы факультетов (некоторые студенты начинают обучаться на двух факультетах параллельно);
– учебные тренинги, практикумы, интенсивы для освоения определеннной области знания;
– различные образовательные услуги в пространстве Интернета;
– образовательные мероприятия: конференции, семинары, форумы, круглые столы и т.д.

Однако в последнее время  становится все более очевидным, что только лишь  внешне представленное многообразие  разнородных образовательных предложений, даже при всей  их доступности для студента, еще не задает необходимым образом реализацию принципа открытости образования  как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.

Сегодня во всем мире (как в современной педагогической теории, так и в реальной образовательной практике) проявляется достаточно большой интерес к открытому образованию. Различные смыслы, касающиеся этого становящегося понятия, которое пока еще не оформлено строго понятийно, а существует в большей степени как метафора, можно объединить приблизительно следующим образом: открытое образование – это образование, в котором преодолевается контекст любого конкретного образовательного учреждения: детского сада, школы, профессионально-технического училища, Высшего учебного заведения и т.п., положенный системой традиционного образования как основной. Этот смысл на сегодняшний день объединяет различные исследовательские группы, несмотря на то, что все они предлагают свои диаметрально противоположные подходы относительно того, каким же образом и за счет чего происходит сам процесс  формирования и «удержания» этого открытого образования (1).

С нашей точки зрения, открытое образование – это прежде всего такой взгляд и такой тип рассуждения, относительно которого каждый элемент социальной и культурной среды (в частности, и университетской среды – в самом широком смысле) может нести на себе образовательные функции (2). Но чтобы принцип открытости образования реализовался на уровне каждого образующегося, необходимо иметь способ выбора и соорганизации  различных образовательных предложений в собственную образовательную программу.

Эта задача – использование возможного потенциала открытого образования среды современного ВУЗа  и построение студентом своей собственной индивидуальной образовательной программы – и требует в современной ситуации обсуждения университета как открытого образовательного пространства, а также педагога – тьютора высшей школы, обладающего для этого специальными средствами, обеспечивающими организацию им соответствующего тьюторского сопровождения(3).

Феномен тьюторства, тесно связанный с историей европейских университетов, происходит из Великобритании. Он  зародился примерно в XIV веке  в классических английских университетах – Оксфорде и чуть позднее – в Кембридже.

В то время университет представлял из себя братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Первые профессора и студенты стекались в местечко Оксфорд из разных уголков Англии, Франции и Германии. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и студентов.

Английский университет не заботился о том, чтобы студенты слушали все предлагаемые  курсы. При этом студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему и  помогал тьютор. О тьюторстве, как сложившейся форме университетского наставничества мы можем говорить, начиная с XIV века.

Отличительной чертой университетского сообщества того времени и главной, объединяющей всех ценностью, была свобода (преподавания и учения). Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была  тесно связана с ценностью личностии задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется – все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор – ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII- XX  веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но, наоборот, заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней (4).

В России, реализующей немецкую модель университетского образования, институт тьюторства в свое время так и не был оформлен. Но сегодня, говоря о принципиальных подходах к созданию в условиях современного высшего учебного заведения открытого образовательного пространства, нам представляется целесообразным обсуждение проблематики  тьюторства, так как это – один из возможных дополнительных ресурсов реализации принципа открытости.

Итак, само образовательное пространство для студента (как мы уже говорили выше) задается множеством разнородных образовательных предложений, которые дает ему среда ВУЗа, и которые для студента осмыслены в  рамках его конкретного профессионального образования. Он может составлять свою индивидуальную образовательную программу, опираясь на учебные программы разных факультетов, выстроенные модульно, дополнительные образовательные услуги и т.д. Обсудим некоторые предварительные условия, которые могут быть созданы для того, чтобы выход студента на обучение по индивидуальной образовательной программе стал возможным и эффективным.

Каждый из предлагаемых студенту курсов может быть организован таким образом, чтобы  выдавать студенту после любого модульного прохождения определенный сертификат, в котором указывается  конкретный набор компетенций. Мы на сегодняшний день выделяем 3 основных компетенции (хотя список их, естественно, открыт), с которыми связываем современное профессиональное образование:

  1. умения и навыки в профессиональной сфере;
  2. масштаб предполагаемой деятельности;
  3. уровень кооперации.

Таким образом, у каждого студента после выбора и прохождения соответствующего модуля определенного курса появляется сертификат, а совокупность этих сертификатов составляет его индивидуальную сертификационную карту. Такой способ соорганизации, с одной стороны, задает свободу в образовательном движении (количество модулей, временной режим, последовательность прохождения курсов…), а, с другой стороны, задает направленность профессионального образования. Итоговый квалификационный документ по каждой специальности имеет определенные требования к выделенным нами выше деятельностным компетенциям с точки зрения применения их в решении конкретной профессиональной задачи.

А это, в свою очередь, означает, что студент может закончить свое профессиональное образование в данном ВУЗе и получить соответствующий диплом только тогда, когда наберет необходимый уровень компетенций, требуемых для этого профессионального образования (Внешне эта система очень напоминает систему кредитов, принятую в европейских и американских университетах, но с той принципиальной разницей, что там нет внутренней сертификации, связанной с определенными компетенциями, а предлагается лишь внешний набор разнообразных курсов).

Подготовку и защиту диплома при таком предельно индивидуальном образовательном движении целесообразно проводить в коллективной форме. Каждому студенту необходимо найти и сформировать группу студентов, относящихся к одной профессиональной сфере и имеющих соответствующие определенной задаче масштаб деятельности и уровень кооперации.

При этом могут возникать так называемые студенческие «преддипломные биржи», где и будет  происходить встреча заинтересованных студентов и объединение их в соответствующие группы для подготовки и защиты дипломной работы. У каждой группы может быть своя квалификационная сборка в зависимости от уровня дипломной задачи и от тех квалификационных требований, которые предъявляет данный уровень диплома в определенной профессиональной сфере.

Смоделированная таким образом и представленная нами организация образовательного пространства современного ВУЗа позволит сохранить:

  1. вариативность – как возможность выбора любых образовательных предложений;
  2. открытость – как возможность для студента преодолеть границы любой заданной  заранее учебной программы;
  3. индивидуальную образовательную программу – как возможность для каждого студента конструировать свое образовательное движение самостоятельно;
  4. тьюторское сопровождение – как возможность постоянно консультироваться с преподавателем и уточнять (дооформлять) свои образовательные запросы, а значит, и «удерживать» самому данное образовательное пространство как открытое.

Конечно, в данной статье модель открытого образовательного пространства современного ВУЗа  представлена еще очень схематично. Но важно начать обсуждение открытого образования в высшей школе как институциональной формы, и мы, надеемся, что сделали первый шаг в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Открытое образование и региональное развитие: образование как сфера интересов инновационных сообществ:  Материалы 6 Всероссийской научно-практической тьюторской конференции 5-7 февраля 2001 года.
2. Открытое образование – стратегия 21 века для России. Под ред. Филиппова В.М., Тихомирова В.П. М., 2000. 
3. Ковалева Т.М. Международный контекст открытого образования и региональные программы // Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания: Сборник научных трудов по материалам 5 Всероссийской научной тьюторской конференции. – М. – Томск,  2000.
4. Козырев В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды // Педагог, №7, 1999.
5. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология // Технологии открытого образования. – М: АПКиПРО , 2002.
6. Барбарига А.А., Федорова Н.В. Британские университеты. М., 1979.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости