Пятница
18 ДекПроект учебного модуля для запуска процесса самообразования будущих тьюторов (Волошина Е.А. )
Волошина Е.А. Проект учебного модуля для запуска процесса самообразования будущих тьюторов // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Проект учебного модуля для запуска процесса самообразования будущих тьюторов
В статье обобщены требования к созданию учебной единицы профессиональной самоподготовки неофитов, осваивающих культуру тьюторского сопровождения, описан проект авторского курса «Новый шаг». Ключевые слова: освоение профессии и профессионализация тьюторов, самообразование, самоопределение, тьюторское сопровождение, самостоятельность.
Освоение профессии через специально организованное образование существует в форме программ профессиональ- ной подготовки, среднего профессионального образования, высшего образования, а также образовательных программ про- фессиональной переподготовки и повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования, стажировок — как практик обучения на рабочем месте. В тексте Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Феде- рации» в современной редакции присутствует оборот «а также в форме самообразования» [6]. Между тем самообразование, особенно в сфере освоения профессии, профессионализации становится трендом и все чаще требованием работодателя.
Возможно ли «самообразование тьюторству»? Да, ведь рядом с нами работают успешные тьюторы-практики, не получившие профессиональной подготовки.
Просмотрев множество определений понятия самообразова- ния, собранных другими исследователями [5], считаю наиболее близким для тьютора следующее: «Самообразование — само- стоятельная работа, протекающая без детального руководства со стороны, цель, пути её достижения, время, методы занятий, ис- точники получения знаний планируются самим занимающимся и протекают по инициативе лица самостоятельно овладевающего знаниями» [1]. Подчеркнем, следуя различению Громцевой А. К. [5], что самообразование от образования отличает важный ком- понент управления: цели и задачи, расчет личных ресурсов и поиск направления работы определяет сам образующийся.
Где в освоении тьюторства уместна и необходима такая работа, на каком материале и в каких пределах?
В моем опыте есть программы, посвященные тьюторскому сопровождению всех типов. В них я работала и в качестве препо- давателя, и в качестве тьютора, значимыми считаю программы магистратуры по тьюторскому сопровождению (МПГУ), перепод- готовки педагогов (МИОО), повышение квалификации профес- сорско-преподавательского состава (МГМСУ) и сопровождение становления команды тьюторов для детей возраста 3–10 лет в проекте «Школа жизни» (Москва). В этой статье представлю осно- вания своего опыта, позволившего создать проект интенсивного курса «Новый шаг», представляющего собой модуль самообразо- вания. Задачу создания такого курса я актуализировала для себя в ходе участия в Летнем университете тьюторства 2020 г. Еленой Сухановой как председателем правления Межрегиональной тьюторской ассоциации была утверждена актуальность массовой подготовки тьюторов, а также проблематизирован привычный ход на длительный и глубинный образовательный процесс для желающих освоить культуру тьюторства. Действительно, давно встает вопрос о малых формах тьюторского сопровождения, его единицах — таких модулях работы с неофитом, которые давали бы тройственный опыт: быть тьюторантом, опробовать инструменты тьютора и предположить свое личное место дей- ствия тьютора (самоопределиться в отношении тьюторства). Описывая требования к курсу, я объясню, почему важно объ- единять в таком модуле все три возможности.
В приведенном выше понимании самообразования описана ситуация, «желанная» для тьютора, и одновременно случай, когда тьютор уже не нужен. Открытое образование объединяет поля формального, неформального и информального образования. Формальное образование как освоение профессии представлено чаще всего в виде подготовки кадров. Заказчики на подготовку преследуют свои цели и нередко пренебрегают личностным подходом в обучении.
Неформальное образование, подразумевает «обучение, на- правленное на точную, но при этом свободно выбранную цель, которая учитывает социальный контекст» [2]. В его поле уже предстает личность с ее интересами, здесь управление движени- ем строится самим тьюторантам уже чаще, но только в случае, если цель опознана, иначе траектории хаотичны. Информаль- ное обучение еще менее организованно, часто беспредметно, несистематично, однако, также может иметь свой результат.
Для тьютора имеет значение только одна характеристика институций и организованностей, в которых оказывается его подопечный, в каком бы типе образования это ни происходило — возможность индивидуализации в ответ на запрос тьюторанта. Учебный хронотоп (единство времени и места обучения), в кото- рый попадает образующийся, должен быть проницаем, понятен в отношении своих целей, способов и содержаний. Если такое по- нимание у моего подопечного не складывается, то, следовательно, степень образовательной осознанности низкая, самостоятельное управление таким обучением невозможно, нужна помощь. Вну- три хронотопа помощь может оказать не только тьютор, но и лю- бой, кто берет на себя задачу управления учением. В освоении профессий, не предполагающих прямые образцы действия, неофиту нужно понять, насколько — в каком объеме и на каком уровне — он ориентируется в новой, предстоящей к освоению деятельности, насколько он может быть самостоятельным в ее практиковании «здесь и сейчас». Достаточно безопасно, на мой взгляд, проводить первое ознакомительное обучение тьюторству на материале личном, оборачивающем обучение на себя самого. Это и станет первым требованием к курсу «Новый шаг» как учеб- ной единице освоения культуры тьюторского сопровождения.
Отчасти так осуществляется экспансия тьюторства в поле информального образования, ведь происходит захват террито- рии, где образующийся мог бы проявить, но не проявил само- стоятельность. А значит, нужна помощь тьютора, способного запустить процесс самообразования. Но пока в программы под- готовки и переподготовки приходят люди, у которых возникают трудности преодоления их традиционного наличного опыта образования, большинство из них никогда не бывали в роли тьюторанта. Поэтому для них полезно «прочувствовать» этот тип движения, выделяя в их опыте места и события образования, разделяя поля формального, информального и самообразования. Обычно неофиты тьюторства как «традиционные ученики» начинают с любопытства, позже осознают «другость» картины мира тьютора, и только потом, собираясь менять свою практику, замечают, что обладают неподходящими навыками и знаниями. Особенно обидно наблюдать, как длительный и размеренный процесс профессионального обучения уже подходит к концу, пре- подавателями уже выложены все подготовленные содержания, а «почти тьютор» только начинает понимать, что в его профес- сиональном профиле недостает важных компетентностей. Одна из важных задач учебного модуля — создать продуктивность, связанную с самоизменением, тем самым признать ценность личного развития. С другой стороны, тьюторство не практи- ка личностного роста, ее суть не в бесконечном стремлении человека к совершенству, тьюторское сопровождение требует от неофита становления вполне определенных компетентностей. Поэтому следующим требованием становится создание в ходе курса своего компетентностного профиля, что является одновре- менно и продуктом, полезным для будущего самообразования, и учебным результатом в освоении умения создавать Портрет тьюторанта и определять его зону ближайшего развития.
Совмещение позиций преподавателя и тьютора дает мне наблюдение разных времен в образовательном пространстве курсов подготовки будущих тьюторов. В линии учебного курса, где пре-по-даватель размещает материалы и публикует цели, присвоения которых ждет от учащегося, существует последо- вательное время обучения, оно подчиняется логике предмета. Предполагается, что переходы от одной задачи к другой или от уровня понимания к следующему возможны только посте- пенно, последующее строится в опоре на предыдущее. Тью- тор же учитывает совсем другое время — время сопровождения проб и поисков учащегося. «Тьюторское время» противосто- ит линейному, так как является временем возвратов в случае недостаточного усвоения или пропуска, недостачи какой-либо части содержания, и временем практикования знания, его корректировки с позиции опыта и пригодности для ситуации деятельности конкретного образующегося. Однако только объ- единение этих двух времен дает не формальное (прослушал и забыл), а сущностное образование, образование как изменение Себя. Следовательно, следующее требование к учебной единице в программах профессиональной подготовки тьюторов — учет тьюторского времени, объединение двух времен, поддержка качественной связи разных образовательных топов образования в персональной траектории каждого тьюторанта.
Объединение этих времен в отрасли профессионального (а не общего, где мы имеем дело с детьми) образования всегда негласно полагалось заботой самого образующегося. Заметно, что сегодня образовательные практики, требующие более высоких результатов обучения своих будущих специалистов, начали по- всеместное введение тьюторов, и в первую очередь на переходах «академич. учебный процесс — практика» и «общий учебный процесс — индивидуальный образовательный результат».
И последнее требование, которое логично предъявить к ми- нимальной учебной единице в освоении тьюторства, да и не толь- ко его, а любой другой новой специальности — содействовать самоопределению неофита. Для того чтобы оно случилось, на мой взгляд, недостаточно объяснения целей и задач, показа инструментария и рассказа о существующих практиках. Нужна деятельностная проба — место, где образующийся представит себя героем будущей практики тьюторства, определится со сте- пенью своего участия, обеспечит себе понимание системы дея- тельности, в которой собирается произвести пробное действие. На что будет его проба? Чем она завершится? Согласно, общим установкам тьютора, не стоит ограничивать размышление участ- ников курса — предлагать им инструкции или готовые схемы описания своей рабочей ситуации. Здесь важно, чтобы каждый поступал произвольно, используя удобный ему язык, распро- страняя свое действие настолько широко, насколько сможет. Нельзя ожидать и однозначных ответов, нужно инициировать создание собственных проектов новых шагов в тьюторстве.
Итак, на основании опыта и выдвинутых требований пред- ставляю проект учебного модуля по тьюторству. Цель модуля — запуск процесса самообразования в освоении культуры тью- торского сопровождения. Его задачи отражены в трехчастной структуре каждого этапа курса:
- Ориентировка в основных понятиях, знакомство с инстру- ментами и техниками, актуализация общих представлений и постановка задач на этап.
- Упражнения на основе самоанализа, создание личного продукта, пополнение индивидуального профиля курсанта.
- Рефлексия этапа — размышление, подводящее итог работе на прошедшем этапе, оценка необходимости задержаться и доделать что-то или оформление решения перейти к следующему.
Содержание этапов работы:
Этап 1. Мой опыт — ресурс движения в дальнейшем образовании.
На этом этапе важно актуализировать понимание сути образования как построения Образа себя, значение процесса развития и посреднического действия, выстроить понятия открытого образования, индивидуализации, образовательной траектории и маршрута, упражнять техники анализа образова- тельного пространства.
Курсанты совершают анализ личной образовательной траектории,
- разделяя акты формального и информального образования,
- выделяют поворотные образовательные события и фигуры Посредников,
- составляют персональную Личную историю образования, где проявляют субъективное отношение к прошлому опыту участия в образовании,
- открывают два перечня компетентностей, связанных друг с другом — Достижений, которые уверенно возьмут в бли- жайшее будущее, и Целевых — неосвоенных, но привлека- тельных компетенций.
Предмет итоговой рефлексии на этом этапе — цельность образовательного опыта, достаточность/недостаточность его анализа, вероятная необходимости привлечения объективных мнений для его оценки.
Этап 2. Сам себе тьютор.
Участникам курса должны быть представлены инструмен- ты и технологии тьютора. Во время их описания обсуждаются основные задачи тьютора: оформление образовательного заказа, поиск зоны ближайшего развития, учет и анализ образователь- ных ресурсов, составление индивидуальной образовательной программы тьюторанта.
Далее каждый может на своем случае опробовать представ- ленные инструменты:
- в самоанализе выстроить цепочку «боль запрос заказ»,
- определить область предметного интереса и направления движения как свою будущую образовательную задачу,
- составить ресурсную карту, пометив на ней варианты даль- нейшего самодвижения и
- «белые места» неосвоенных типов деятельности и компетенций.
Итоговую рефлексию можно строить вокруг оценки и пе- ресмотра Перечней компетенций.
Этап 3. Моя рабочая ситуация и место тьютора.
На данном этапе понадобятся представления о коопериро- ванной педагогической деятельности, проектировании, знания о позиции и ситуации в деятельности, схеме воспроизводства педагогической деятельности, «топической модели» открытого образовательного пространства, позволяющего строить ИОП.
Курсант описывает базовые ситуации своей практики:
- цели и задачи деятельности, в которой он участвует,
- места участников–партнеров по деятельности: их задачи, отношения, связи и статусы влияния на результаты совмест- ной деятельности,
- составляет предположение по уместности тьюторского сопровождения для уже известных или заново сконструи- рованных ситуаций и
- формулирует проект возможного тьюторского действия.
Итоговая рефлексия должна концентрировать курсанта на фиксации шага развития, который ожидается с введением тьюторского сопровождения.
Обеспечение модуля потребует объединения разнородных материалов — текстов-носителей знания, схем и комментариев к ним преподавателя или консультанта, инструкций, форм для самостоятельного заполнения — в едином поле «рабочего сто- ла» или «доски», что возможно как в оцифрованном формате, так и на бумажных носителях. В пространстве их размещения должен быть открыт доступ для обращения к тьютору. Сразу замечу, что не испытываю излишнего оптимизма цифрови- зации, что уже сегодня признают одним из рисков профес- сионального обучения [3]. Мне видятся формой реализации проекта как сессии для группы из 7–10 человек при сопрово- ждении двух специалистов по тьюторству, выполняющих роли тьюторов, консультантов, модераторов. Из опыта работы я вы- несла убежденность в заразительности очного образования, которое необходимо для освоения сложных содержаний и ви- дов деятельности.
Безусловно, время прохождения модуля и его результатив- ность для людей разного опыта будет существенно разной, есть большая вероятность, что после прохождения модуля многие из них предпочтут продолжить свое образование и покинут поле самообразования в этой тематике. Но тогда они с большей осознанностью обратятся за тьюторским сопровождением, бу- дут с пониманием строить свою индивидуальную траекторию в образовании.
В заключение отмечу, что, на мой взгляд, такой интенсив полезен, если его поместить в любой момент (начало, середину или конец) линейной подготовки тьюторов. Никогда не будет лишним «выскочить» из процесса длительной подготовки в про- странство самоопределения и пробы. А если проводить такие испытания на самостоятельность для работающего специали- ста, то вполне можно вынести суждение о его квалификации. Ведь в недалеком будущем придется признать, что «тьютор тьютору — рознь»: более четко определяя целевое содержание разных программ и место тьютора в системе разделения труда, служащего образованию современного человека, тьюторское сообщество вынуждено будет определять квалификации спе- циалистов по тьюторскому сопровождению. Различие этих квалификаций, на мой взгляд, в масштабе и объеме задач, воз- ложенных на фигуру тьютора в рамках конкретной практики, или задач, актуализированных (почти «отвоеванных») самим тьютором в существующих условиях неопределенности на рынке его труда. «За что возьмешься, тьютор?» — этот вопрос можно считать сегодня самым уместным и в обращении к тьютору от потенциального заказчика на его услугу, и также от тьютора самому себе.
В любом случае, разработка этого проекта подталкивает к практике на территории самообразования. В ходе его реали- зации будет возможно исследование процессов самоанализа, самоизменения, самоопределения. Может быть, тогда мы при- близимся к «самости тьюторанта» как «целостности личности, всего спектра психических явлений» [4], и наш подопечный — и как свободный тьюторант-путешественник в полях образова- ния, и как будущий коллега-тьютор — встретятся с нами не как ученики, а как личности.
Литература:
- Кузьмина М. Г. К вопросу о понятии самообразования. Формиро- вание у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976, стр. 15
- Гаврилова И. В. Формальная, неформальная и информальная мо- дели образования / И. В. Гаврилова, Л. А. Запруднова. // Молодой ученый.— — № 10 (114).— С. 1197–1200.— URL: https://moluch. ru/archive/114/29876
- Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Про- ект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения https://firo.ranepa.ru/files/docs/proekt_ pdf
- К. Г. Юнг, Психологические типы. Определение терминов. П. 50 Самость. https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4132/4146
- Теоретические основы самообразования как педагогическая про- блема. Жарылгапова Д. М., Турсыматова О. И., Айдарова Ж. А., Диль- маханова М. М., Аймырзаева А. Б. https://cyberleninka.ru/article/n/ teoreticheskie-osnovy-samoobrazovaniya-kak-pedagogicheskaya- problema/viewer
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9. Профес- сиональное обучение. Статья Организация профессионального обучения. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 10.09.2020).
Дата обращений к источникам — 14.09.2020.