Портфолио деятельностных проб как актуальный продукт формирования субъектной позиции кадетов старших классов на этапе их профессионального самоопределения (Гончаренко С.В.)
 /  Тьюторство в государственной школе / Портфолио деятельностных проб как актуальный продукт формирования субъектной позиции кадетов старших классов на этапе их профессионального самоопределения (Гончаренко С.В.)

Портфолио деятельностных проб как актуальный продукт формирования субъектной позиции кадетов старших классов на этапе их профессионального самоопределения (Гончаренко С.В.)

Гончаренко С.В. Портфолио деятельностных проб как актуальный продукт формирования субъектной позиции кадетов старших классов на этапе их профессионального самоопределения // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Портфолио деятельностных проб как актуальный продукт формирования субъектной позиции кадетов старших классов на этапе их профессионального самоопределения

В статье рассмотрены основные подходы к организации и осуществ- лению деятельностных проб обучающимися 9–11 кадетских классов с использованием проектного подхода и подготовке ими профильных портфолио как образовательных артефактов фиксации процесса профессионального самоопределения в ходе реализации индивидуальных и групповых профориентационных проектов.

Ключевые слова: кадетское образование, профессиональное само- определение, субъектная позиция, системно-деятельностный подход, деятельностная проба, портфолио.

Отличительная черта российского школьного образования двух последних десятилетий — рост числа общеобразовательных организаций с кадетской составляющей в обучении и их актив- ное развитие. Это относится не только к специализированным структурам — ведомственным кадетским корпусам и школам, но и к обычным общеобразовательным школам в системе Ми- нистерства просвещения РФ. Так, только в Москве в рамках проекта «Кадетский класс в московской школе» уже более 200 школ осуществляют набор в кадетские классы, а в наступившем 2020/21 учебном году к ним добавились еще 23.

Приоритетная задача кадетского образования — подготовка своих воспитанников к служению Отечеству на гражданском или военном поприще в качестве государственных служащих и сотрудников силовых структур. Вместе с тем обучающиеся кадетских классов имеют полноценную возможность реализо- вать свои интересы и увлечения в любой области точных, есте- ственнонаучных и гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе, построить индивидуальный образовательный маршрут. Важно помочь подростку осуществить его конкретное целепо- лагание и выбрать правильные ориентиры для достижения намеченного результата с учетом соотношения собственных желаний, требуемых ресурсов, уровня интеллектуального раз- вития и личных качеств. Здесь кадету необходима совместная поддержка со  стороны педагогов, воспитателей, психологов  и родителей. А фокусом, сводящим воедино все лучи взаимо- действия кадета с миром взрослых и его ресурсами, безусловно, должен стать тьютор. Только тьютор способен максимально естественно, конструктивно и продуктивно работать с обучаю- щимися одновременно как в школьной среде, так и в открытом образовательном пространстве, в первую очередь — в системе дополнительного образования. Таким образом, тьютор выпол- няет одну из ключевых миссий — посредническую, реализуя, по  Б. Д.  Эльконину,  оба  такта  посреднического  действия — «Причастие» и «Осуществление», в деятельностном подходе [1].

Наиболее остро потребность в тьюторском сопровождении наступает в период профессионального самоопределения каде- тов во время их обучения в 9–11 классах. В последние годы все более отчетливо проявляется тенденция отказа от традиционной социоориентированной модели, задаваемой годами устоявши- мися понятиями и схемами, диктуемыми экономическими потребностями страны и находящую соответствующий отклик взглядами семьи и общества. Нарастает стремление к реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональном само- определении старшеклассников, когда процесс выбора будущей профессии определяется не существующими в настоящее время реалиями рынка труда и задачами государственной политики, а в первую очередь — личностным самоопределением моло- дого человека, его жизненными планами, индивидуальными качествами и психологическими особенностями. Основным фак- тором успешности определения оптимальной профессиональной траектории выступает готовность личности к осмысленному выбору сферы своих интересов и раскрытию своего потенциала, применимого для достижения поставленной цели.

С классических позиций профессиональное самоопреде- ление обучающегося — это уменьшение неопределенности его представлений о своем возможном профессиональном будущем, которое сопровождается формированием определен- ной жизненной стратегии, своего места в мире профессий [2], стремлением к постижению смысла намеченной для освоения профессии, осознанием перспектив и вероятности альтернатив своего профессионального выбора [3]. При этом профессиональ- ное самоопределение может пониматься одновременно и как результат (собственно выбор конкретной профессии), и как процесс (последовательные этапы осуществления вариативной пробной деятельности) [4].

Для кадетов-старшеклассников, по сравнению со сверст- никами из других профильных классов, профессиональное самоопределение имеет некоторые качественные особенно- сти. Это вызвано тем, что с обучающимися кадетских классов на протяжении всего их пребывания в таком формате с 7 по 11 класс ведется целенаправленная работа педагогов, психологов, и главное, офицеров-воспитателей, по формированию у них мотивации к продолжению своего образования в направлении подготовки к государственной службе, военной или гражданской. Именно в этом заключается основной смысл наличия кадет- ского компонента в современной системе российского общего образования. Выпускник кадетского класса, вне зависимости от гендерной принадлежности, имеет определенные преферен- ции и льготы перед обычными абитуриентами и в дальнейшем имеет приоритетную возможность получить высшее или среднее специальное образование не только для поступления на строе- вую армейскую службу, в полицию, другие силовые ведомства, но и стать инженером, врачом, переводчиком, журналистом, музыкантом, любым другим специалистом на государственной службе, в погонах или без них. Таким образом, профессиональ- ное самоопределение кадета-старшеклассника в современных условиях выступает как стержневая часть личностного самоопре- деления молодого человека, это порождает особые отношения обучающихся кадетских классов к различным профессиональ- ным и жизненным путям.

Успешность профессионального самоопределения кадета- старшеклассника определяется уровнем сформированности его субъектной позиции, «самости». Понятие «субъектная позиция» в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Петровско- го, В. И. Слободчикова характеризуется как принадлежность  к деятельностному субъекту, автору своих действий, которому присущи целеустремленность, четкие ценностные ориентации, самоорганизация, направленность на совершенствование и само- развитие. Субъектная позиция данными авторами определяется как активность, развиваемая самим человеком, которая способ- ствует развитию индивидуальности, выходу за пределы заданной деятельности, выработке перспектив дальнейшего саморазви- тия. В профессиональном самоопределении старшеклассника субъектная позиция проявляется как совокупность психологи- ческих особенностей и механизмов, представленных в таких реальностях как мышление, побуждения, способности, характер человека, его рефлексия и способность предвидеть результаты деятельности. Субъектная позиция отражает самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию и находит выражение в таких характеристиках лич- ности, как ценностное отношение, автономность, творчество, внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности, инициативность, стремление к саморазвитию, интерес, свобода выбора. Сформированная субъектная позиция молодых людей в период юношества является залогом их реализации в будущем. Именно обучающиеся с развитой субъектной позицией  могут в полной мере использовать потенциал современного образо- вания, а в дальнейшем развивать свою субъектность в процессе профессионального и личностного совершенствования. Субъ- ектная позиция обеспечивает  молодым  людям  социальную и профессиональную устойчивость, помогает осознанно пла- нировать этапы своего профессионально-личностного пути, вступать в разнообразные отношения с окружающим миром, успешно самоактуализироваться.

Формирование устойчивой субъектной позиции в процессе профессионального самоопределения старшеклассников, в том числе обучающихся кадетских классов, особенно эффективно может быть реализовано в ходе организации и проведения деятельностных проб. Деятельностная проба — практическая работа, выполняемая обучающимися с привлечением ресурсов своей образовательной организации или учреждения допол- нительного образования, моделирующая элементы и приемы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид и способствующая сознательному, обосно- ванному выбору профессии.

Деятельностная проба является ключевым средством актуа- лизации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников и выступает как характерный пример реализации принципов системно- деятельностного подхода. Впервые данный подход был пред- ставлен в начале ХХ в. американским педагогом, апологетом теории прагматизма Дж. Дьюи. Он сформулировал основные принципы  деятельностного  подхода   следующим  образом:

«Интересы учеников первостепенны, учение проходит через научение мыслить и действовать; познание и знание — итог преодоления трудностей; партнерство и свободное творчество — в приоритете». В отечественной педагогике понятие системно- деятельностного подхода было введено в 80-е годы и базирует- ся на принципах единства системного подхода (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) и основных положениях теории продуктивной образовательной деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубин- штейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение следующих результатов: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; активная учеб- но-познавательная и практическая деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индиви- дуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Деятельностные пробы, осуществляемые кадетами- старшеклассниками в парадигме проектного подхода, являются наиболее ярким, значимым и весомым фактором становления их личностного и профессионального самоопределения. При этом обязательный результат осуществления любого проек- та — создание в индивидуальном или групповом формате определенного уникального (реального или гипотетического) продукта в течение ограниченного периода времени и с при- влечением установленного объема ресурсов. В педагогической практике использование проектной деятельности обеспечивает системное и целенаправленное решение задач субъектно- ориентированного образования[5]. Практическая реализация кадетских проектов может осуществляться как в стенах обра- зовательных организаций, так и на базе ресурсных центров,   в качестве которых выступают вузы, научные комплексы и про- фильные ведомственные организации. Так, в проекте «Кадет- ский класс в московской школе» вузами-партнерами являются Военный университет МО РФ, МАИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, Российский университет транспорта, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Сеченовский университет МЗ РФ и другие ведущие научные центры. Рабочими площадками для подго- товки и реализации проектов кадетами-старшеклассниками являются также Военно-патриотический парк Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот» и Центр проектного творчества «СТАРТ-ПРО» МГПУ.

На этапе старшей школы одним из наиболее действенных и эффективных инструментов фиксации прогресса в личност- но-ориентированном профессиональном самоопределении об- учающихся является подготовка индивидуальных профильных портфолио. В российской педагогике портфолио воспринима- ется как совокупность работ обучающегося, показывающая его образовательные результаты за определенный период времени. Портфолио также включает разделы, связанные с самооценкой учащимся своих достижений и планированием дальнейших ступеней и форм обучения, например посредством выбора профильных классов, проектирования индивидуальных об- разовательных маршрутов и т. п. По мнению Т. Г. Новиковой, М. А. Пинской, А. С. Прутченкова и др., в сравнении с тради- ционной системой оценивания, не позволяющей объективно представить умения и навыки, присваиваемые школьниками в процессе обучения и практической деятельности, портфолио становится в современном образовательном процессе одним из наиболее продуктивных способов мониторинга  учебных  и внеучебных занятий и достигнутых результатов [6].

Особенно актуально это для кадетов, выбирающих в дальнейшем кадровую военную службу, работу в правоохранительных органах, а также в иных государственных структурах. Ведь при поступлении в любое специализированное  образовательное учреждение такого направления с абитуриентами обязательно проводятся предварительные собеседования, в ходе которых выясняется их мотивация и обсуждаются профессиональные интересы, а также предъявляются документальные свидетельства персональных достижений. Во многом это является определяющим фактором при принятии решения о зачислении в профильный вуз. В последнее время такая тенденция становится все более актуальной, причем не только для структур высшей школы, ориентированных на силовые ведомства и государственную службу, но и для любых образовательных организаций. В реко- мендациях, подготовленных специалистами ГУ ВШЭ по заказу

Министерства образования и науки РФ, прямо указано: «Тради- ционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным спосо- бом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

  1. Проследить индивидуальный прогресс обучающегося, до- стигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
  2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традици- онных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)» [7].

Таким образом, профильные портфолио, сформированные кадетами в период их обучения в 9–11 классах как специализиро- ванных кадетских корпусов и кадетских школ, так и кадетских классов общеобразовательных организаций, являясь, по сути, образовательными артефактами, позволяют достаточно кон- кретно и наглядно представить результаты профессионального самоопределения для построения перспективных индивидуаль- ных образовательных маршрутов и осуществления планируемой трудовой деятельности.

 

Литература:

  1. Эльконин Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: Издательский дом «ERGO»,
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Учебн. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений.— М.: Издатель- ский центр «Академия»,
  3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика — М.: Издательский центр «Академия»,
  4. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение/ Вестн. высш. школы, № 4,
  5. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников/ Яросл. педагогич. вестн.— № 2, т.II (Психолого-педагогические науки),
  6. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. и др. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профиль- ном обучении.— М., Сентябрь,
  7. Рекомендации по построению различных моделей и использова- нию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 12.04 № 31–17/12–2929. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/ 345/1854.php (дата обра- щения: 15.09.2020).

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости