Позиция проактивности как основание и рамка тьюторской деятельности (Ветров С.В., Хомченко Н.Е.)
 /  Теория и история / Позиция проактивности как основание и рамка тьюторской деятельности (Ветров С.В., Хомченко Н.Е.)

Позиция проактивности как основание и рамка тьюторской деятельности (Ветров С.В., Хомченко Н.Е.)

Ветров С.В., Хомченко Н.Е. Позиция проактивности как основание и рамка тьюторской деятельности // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Позиция проактивности как основание и рамка тьюторской деятельности

В статье выдвигается гипотеза, что основанием для формирования программы развития тьюторской деятельности и определения тьюторских компетентностей являются четыре составляющие проактивности в открытом Виктором Франклом фундаментальном принципе человеческой природы: «Между раздражителем и реакцией человек имеет свободу выбора». Эти составляющие: самосознание человека, воображение, совесть и независимая воля — задают векторы и рамку совершенствования тьюторской профессии.

Ключевые слова: тьюторство, проактивность, свобода выбора, тьюторские компетентности.

Тьюторство есть практическая философия. Помогая тьюторанту найти свой путь, раскрыть себя, определить свои природные таланты и способности, тьютор фактически решает задачу личностного философского плана. Причём как для своего подопечного, так и для себя. Поэтому, анализируя деятельность тьютора с целью уточнения её смыслового наполнения, совершенствования профессиональных компетентностей, будем ориентироваться на специалистов, философствующих в антропологических пространствах. Опираясь на их поиски иезультаты, осмысливая их с позиции запросов сегодняшнего дня, мы ставим перед собой задачу упрочения философских оснований для перехода тьюторства из элитарной в массовую профессию. Возьмём за основу для нашего исследования понятие «гуманитарная система» [1]. Любая гуманитарная система (человек, тьютор, система образования, наука «психология», школа № 17 и т. п.) состоит из четырёх уровней. Первый уровень — философские основания гуманитарной системы: принципы, система ценностей, мировоззрение. Основной, базовый вопрос этого уровня — зачем. Зачем я живу, зачем тьютору работать с тьюторантом, зачем специалисты объединилась в тьюторскую ассоциацию. Второй уровень — содержание. Основной вопрос — что. Что происходит, что делают тьютор с тьюторантом, что является содержанием тьюторской пробы. Третий уровень — технологии, методы, способы, инструментарий. Основной вопрос — как. Как это делается, как формируется избыточность пространства, как тьюторант выбирает тьютора. Четвертый уровень гуманитарной системы — сложившийся уклад жизни (если это организация) или стиль (профессиональный, личностный, если это человек). Для развития и совершенствования, в частности тьюторства, определения содержания и границ этой деятельности, вычленения специфических компетентностей тьюторской работы важно прежде всего опираться на целостные философские основания этого направления в гуманитарной сфере. Простроенные и осознанные основания помогут более эффективно и грамотно выстраивать и содержание, и технологии тьюторства.

Рассмотрим с этой целью взгляды австрийского психиатра, психолога и философа Виктора Франкла.

Вся сложность мироощущения современного человека в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, подчёркивает Франкл, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Человек не должен спрашивать, в чём смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот,   к кому обращён этот вопрос. Жизнь в данном случае выступает в качестве тьютора. Как мы знаем, цель тьюторской деятельности — вызвать в подопечном вопросы к самому себе: тот ли он выбрал путь и готов ли он к продуктивной деятельности на выбранном пути. Другими словами, помочь формированию в тьюторанте субъектной позиции, осознанному отношению к себе и своему предназначению.

Посмотрим на позицию Виктора Франкла не с психологической, а с тьюторской точки зрения, которая, на наш взгляд, задаёт программный ход для дальнейшего развития тьюторства как профессии. Франкл открыл фундаментальный принцип человеческой природы: между раздражителем и реакцией человек имеет свободу выбора. Между любым событием, выступающим в качестве раздражителя, побудителя к действию и реакцией человека, его ответом на раздражитель существует пауза, когда человек может осмыслить, отнестись к произошедшему и принять решение, которое будет наполнено его личным человеческим смыслом. Причём эта пауза может длиться одно мгновение, но в этом мгновении спрессованы нравственные принципы человека, смысл его жизни, его осознанная воля.

«Человеческая свобода — это конечная свобода. Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обусловливают его полностью. От него —   в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. Он может также подняться над ними и таким  образом открыться и войти в человеческое измерение» [2]. Мы обладаем независимой волей — способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от всякого влияния извне. Способность самим осознанно выбирать свою реакцию на внешние раздражители Франкл обозначил как проактивность. Принципиально важно, что человек четко осознает конечную цель своего выбора, действует при этом в соответствии с собственными целями и этическими принципами.

Проактивность — это способность действовать на основе принципов и ценностей, а не просто идти на поводу у эмоций или обстоятельств. Стивен Кови, развивая идеи Франкла, приводит четыре «дарования-помощника» в проактивности: 1) самосознание; 2) совесть; 3) воображение; 4) независимая воля [3]. Это является внутренней опорой для принятия решений.

 

Рассмотрим эту схему с точки зрения тьюторской позиции. Поскольку цель тьюторского сопровождения — помочь человеку принимать адекватные, эффективные решения в разных и особенно новых непредвиденных ситуациях, то встаёт задача работать с этими четырьмя «дарованиями-помощниками» тьюторанта. Проанализируем их подробнее.

«Самосознание — осознание субъектом самого себя, т. е. состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей личности,  системы  ценностей,  предпочтений и стремлений); в некоторых случаях самосознание включает  в себя самооценку. Акт самосознания — это получение знания о способах деятельности во внешнем мире, об отношениях субъекта к другим людям, к принятым в данном сообществе системам ценностей» [4].

Разворачивая тьюторскую деятельность во времени, можно сказать, что самосознание есть фактор, определяющий субъекта «здесь и сейчас». В процессе принятия решения человек опирается на своё самосознание в этот момент. Таким образом, когда тьютор работает с тьюторантом, сопровождая в реализации его интересов, он должен видеть как одну из сверхзадач своей деятельности помощь тьюторанту в умении осознанно относиться к своему текущему состоянию, умению концентрироваться для принятия решения в возникшей ситуации. Базовым процессом для реализации такой сверхзадачи является забота о себе в классическом её понимании Сократа и Мишеля Фуко. Самосознание, если смотреть на него сквозь призму тьюторской позиции, есть образ настоящего.

Образом будущего выступает следующий компонент проактивности — воображение. Тьюторство как массовая профессия стало актуальным на переходе между двадцатым и двадцать первым веками. Особенностью перехода стало резкое ускорение жизни. Человечество столкнулось с проблемой, которой ранее никогда не было: время подготовки к профессиональной деятельности стало существенно больше периода изменений знаниевого, технологического и инструментального наполнения практически во всех сферах человеческой деятельности. Система образования стала существенно отставать от жизни. Традиционная опора на опыт, нормы, знания, а они всегда «вчерашние», стала несостоятельной перед неопределённостью быстро меняющейся жизни. Нужно готовить человека к умению самоопределяться  в иных ситуациях, сегодня неизвестных; самостоятельно находить или вырабатывать знания и способы решения задач, которые ещё не сформировались. А для этого нужно «приблизить» будущее, представить, вообразить. Воображение становится инструментом профессиональной деятельности тьютора. Развивать своё воображение, чтобы передать этот навык тьюторанту, подвигнуть его на саморазвитие в этом плане. Через воображение перебросить мостик в будущее, повысить вероятность решения будущих профессиональных и жизненных задач.

Совесть в таком тьюторском контексте выступает образом прошлого. Симон Соловейчик в манифесте «Человек свободный» пишет: «Если не понять, что же такое совесть, то не понять     и внутренне свободного человека. Свобода без совести — ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести — раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро. Обратите внимание на важное различие: тут не сказано — не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть — то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть — то, что соединяет людей. Совесть — это правда, живущая между людьми и в каждом че- ловеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом» [5]. Мы бы сказали — совесть, совместная весть, весть про правду, объединяющую людей.

Эта правда накапливалась веками, оформляясь в культуру, в традиции, в нравственные принципы, в гуманистические ценности. Это наш тыл, который помогает ориентироваться   в поиске ответов. Одна из базовых задач тьютора — помочь тьюторанту в процессе их совместной деятельности осознавать свою совесть как причастность к «правде, живущей между людьми», как ответственность перед прошлым.

Таким образом, складывается целостная связь между прошлым, траекторией человека в прожитой жизни, настоящим, в котором формируется программа его созидательной деятельности, и будущим, тем маршрутом, по которому он намерен двигаться в соответствии со своими смыслами и целями.

Однако этого недостаточно для принятия решения, совершения действия, поступка. Реакция на  событие,  чтобы  она не была спонтанной, случайной, должна быть обеспечена соответствующей энергией, ресурсом. Таким ресурсом для реализации принятого решения является независимая воля человека. Формирование волевых качеств, построение своей системы ценностей, укрепление своего индивидуального смыслового стержня как внутренней опоры тоже находится в поле внимания тьютора в качестве одной из стратегических задач.

Сделаем ещё один шаг на пути решения задачи выявления специфических компетенций тьюторства как профессии и тьютора как специалиста.

Посмотрим на тьюторскую деятельность как состоящую в методологическом смысле из текста, контекста и подтекста. Текстом является непосредственно сама деятельность — сопровождение тьюторанта в поле его интересов и в соответствии  с полнотой тьюторского действия. Контекстом для тьюторской деятельности является пространство  внутренней  свободы. А подтекстом, то есть сверхзадачей — работа с внутренними опорами при переходе от события к решению.

В этой статье мы наметили контуры подтекстовой работы тьютора способствовать умению тьюторанта: заботиться о себе для совершенствования самосознания; развивать своё воображение как инструмент приближения, предчувствования будущего; уделять внимание, прежде всего в процессе рефлексирования полученных результатов, понятию совести как умению чувствовать правду между людьми, ответственность перед прошлым. А также содействовать укреплению независимой воли, нравственно-волевых характеристик личности. Для реализации данной сверхзадачи необходимо, чтобы тьютор сам обладал навыком проактивности. На следующем этапе мы планируем продолжить работу по созданию модели построения системы специфических тьюторских компетенций.

Всё вышесказанное как программа формирования тьюторской позиции, как линии развития профессии «тьютор» через формирование индивидуальной проактивности, как опыт антропологических практик разворачивается в пространстве внутренней свободы. Удерживая и расширяя границы внутренней свободы, выстраивая логическую схему перехода от сущности проактивности к  программе деятельности,  а дальше к базовым компетентностям тьютора, тьюторской профессии, мы решаем одну из важных задач современного образования — передачу человеку навыков самотьюторства как одной из составляющих стабильности индивида в этом нестабильном мире.

Литература:

  1. Э. Гусинский. Построение теории образования на основе междис- циплинарного системного подхода. М.: Школа,
  2. В. Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,
  3. С. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. М.: «Альпина Паблишер»,
  4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН. М.: Мысль, 2000–2001.
  5. С. Соловейчик. Талант свободы. Заметки к манифесту. М.: Газета

«Первое сентября», № 13, 2010.

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости