Среда
9 ДекКовалёва Т.М. Открытое образовательное пространство как институциональная форма
Т.М. Ковалёва, г. Москва
Понятие открытого образования продолжает формироваться и существует пока еще в большей степени как метафора;
но интерес к осмыслению и самого понятия, и созданию практики открытого образования сейчас достаточно большой и проявляется как в современной педагогической теории, так и в реальной образовательной практике.
Пока различные смыслы, касающиеся этого становящегося понятия, можно объединить приблизительно следующим образом: открытое образование — это образование, в котором преодолевается контекст школы или другого образовательного учреждения: детского сада, профессионально-технического училища, Высшего учебного заведения и т.п., положенный системой традиционного образования как основной. Этот смысл на сегодняшний день объединяет различные исследовательские группы, несмотря на то, что они предлагают диаметрально противоположные подходы относительно того, каким образом и за счет чего происходит сам процесс формирования и «удержания» открытого образования.
Повторим в этой статье более подробно нашу собственную версию.
С нашей точки зрения, открытое образование — это не что-то объективно существующее, а, прежде всего такой взгляд и такой тип рассуждения, относительно которого не только традиционные институты (детский сад, школа, ВУЗ и т.п.) несут на себе образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе образовательные функции, если его использовать соответствующим для этого образом.
То есть, образовательное пространство для человека задается в определенный момент времени не столько каким-то конкретным образовательным учреждением и жестко заданной в нем учебной программой, сколько осознанием разных образовательных предложений и их определенной соорганизацией. В каждый момент времени для каждого человека таких предложений возникает огромное количество:
- учебные программы различных учебных заведений;
- учебные тренинги, практикумы, интенсивы для освоения определенной области знания;
- различные образовательные услуги в пространстве Интернета;
- образовательные мероприятия: конференции, семинары, форумы, круглые столы и т.д.
Однако в последнее время становится все более очевидным, что только лишь представленное многообразие разнородных образовательных предложений (даже при всей их доступности) еще не задает для человека необходимым образом реализацию открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.
Чтобы принцип открытости образования реализовался на уровне каждого образующегося, необходим способ выбора и соорганизации различных образовательных предложений в его собственную образовательную программу.
Вот эта задача — использование всего возможного ресурса открытого образования и построение своей собственной индивидуальной образовательной программы — и требует в современной ситуации обсуждения открытого образовательного пространства как институциональной формы, а также педагога, обладающего для этого специальными средствами, — тьютора, а точнее организацию им соответствующего тьюторского сопровождения.
Попробуем охарактеризовать в данной статье принципиальные подходы к существованию такого образовательного пространства на примере модели открытого университетского образования.
Итак, само образовательное пространство для студента (как мы уже говорили выше) задается множеством разнородных образовательных предложений, которые предлагает ему университетская среда, и которые для студента осмыслены в рамках его конкретного профессионального образования. Он может составлять свою индивидуальную образовательную программу, опираясь на различные учебные программы разных факультетов, выстроенные модульно, дополнительные образовательные услуги и т.д. Но каждый из предлагаемых курсов выдает студенту после любого модульного прохождения определенный сертификат, в котором указывается конкретный набор компетенций. Мы на сегодняшний день выделяем 3 компетенции (хотя список их, естественно, открыт), с которыми связываем современное профессиональное образование:
- умения и навыки в профессиональной сфере;
- масштабирование предполагаемой деятельности;
- уровень кооперации.
Таким образом, у каждого студента после каждого выбора появляется такой сертификат, а совокупность этих сертификатов составляет его индивидуальную сертификационную карту. Это, с одной стороны, задает свободу в образовательном движении (количество модулей, временной режим, последовательность прохождения курсов…), а, с другой стороны, задает направленность профессионального образования тем, что итоговый квалификационный документ по каждой специальности имеет определенные требования к выделенным нами выше деятельностным компетенциям с точки зрения применения их в решении конкретной профессиональной задачи.
А это значит, что студент может закончить свое профессиональное образование в данном университете и получить соответствующий диплом только тогда, когда наберет необходимый уровень компетенций, требуемых для этого профессионального образования (внешне эта система напоминает систему кредитов, принятую в европейских и американских университетах с той только разницей, что там нет внутренней сертификации, связанной с определенными компетенциями, а предлагается лишь набор самих курсов в назывном порядке).
Подготовка и защита диплома при таком предельно индивидуальном образовательном движении нам представляется коллективной.
Каждому студенту необходимо найти и сформировать группу студентов, относящихся к одной профессиональной сфере и имеющих соответствующие определенной задаче масштаб деятельности и уровень кооперации. Возникают так называемые студенческие преддипломные биржи, где и происходит встреча заинтересованных студентов и объединение их в соответствующие группы для подготовки и защиты дипломной работы. У каждой группы может быть своя квалификационная сборка в зависимости от уровня дипломной задачи и от тех квалификационных требований, которые предъявляет данный уровень диплома в определенной профессиональной сфере.
Таким образом, смоделированная нами организация университетского образовательного пространства позволяет сохранить:
- вариативность — как возможность выбора любых образовательных предложений;
- открытость — как возможность для студента преодолеть границы любой какой-либо заданной заранее учебной программы;
- индивидуальную образовательную программу — как возможность для каждого студента конструировать свое образовательное движение самостоятельно;
- тьюторское сопровождение — как возможность постоянно консультироваться с взрослым и уточнять (дооформлять) свои образовательные запросы, а значит, и «удержать» образовательное пространство как открытое.
Мы отдаем себе отчет, что сама представленная в данной статье модель описана еще приблизительно и пока в большей степени схематично. Но нам было важно от понятийного уровня перейти к началу разговора об открытом образовании как институциональной форме, и мы, надеюсь, сделали первый шаг в этом направлении.