Кобзева Л. В., Шевелева А. И., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия
 /  Тьюторство в открытом образовании / Кобзева Л. В., Шевелева А. И., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия

Кобзева Л. В., Шевелева А. И., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия

Шевелева А. И.,
Кобзева Л. В.,
Клымчук Е. А.

«Я — единственный из себя исхожу, а всех других нахожу — в этом


глубокая онтологически событийная равнозначность»
М.М. Бахтин

Современное российское общество очень многолико, разнообразно и неоднородно, и процесс появления новых сообществ и «иных» элементов усиливается с каждым годом. Возникает множество отдельных групп, которые дифференцируются по принадлежности к той или иной группе: профессиональному сообществу, национальной общине или диаспоре, религиозному объединению. Появляются различные уникальные группы, которые еще не описаны, т.к. находятся в процессе формирования, однако уже имеют реальное влияние на разные сферы жизни. Стратегические исследования показывают, что многие группы населения и представляющие их интересы политические объединения и лидеры социально-психологически и ментально не готовы к позитивному освоению процессов глобализации, не готовы к росту интенсивности и темпа экономических процессов, социальной и культурной мобильности. На повестке дня оказываются проблемы социальной толерантности*. Это значит, что встает вопрос о том, как человеку в условиях постоянно расширяющегося многообразия, в мире непохожести и инаковости, уметь сосуществовать и коммуницировать, или, говоря языком М.М. Бахтина, понимать и принимать себя и Другого.

Традиционно вузы рассматриваются как те места, где готовят людей к будущему. Однако современная российская университетская среда, в том виде, в котором она существует, целенаправленно не работает с идентичностями, не задает четких параметров самоопределения, осознанно не формирует варианты построения онтологии и связанные с ней жизненные и карьерные траектории, не позволяет укладывать понимание и принятие Другого и Иного в образ жизни. Для современного молодого человека это становится отдельной трудоемкой работой, которая требует определенных способностей, опыта и специально организованных пространств.

Сегодня в вузах возникают новые формы работы с такой проблематикой. Так, с 2003 года в г. Томске существует инициативное образовательное движение «Нужное действие». Движение возникло в ответ на дефициты существующей системы образования как попытка его участников самостоятельно создать в своей жизни площадки роста и развития. В основе всякого действия здесь лежит инициатива его участников, и самостоятельное и ответственное действие является главным результатом. Инициативной группой движения был разработан уникальный формат «образовательных событий», объединяющих аналитическую, исследовательскую и образовательную линии действий участников.

Участники Движения фиксировали, что у многих из них нет адекватного языка самоописания, способности называть свои чувства и состояния, оформлять в действия свои рассуждения. Из преодоления этих дефицитов вырастала практика. Вот некоторые из содержательных разворотов, родившихся в Движении:

  • Род и родовые основания дела. Вопрос наследства и наследования, ответственности.
  • Предельные представления о себе и мире. Картины мира. Пределы чувств и возможностей.
  • Сообщество. Откуда оно берется, как создается, на чем держится. Этические принципы сообщества.
  • Энергетика действия, энергетика дела, их внутренние и внешние источники.
  • Откуда берутся идеи, как они вынашиваются и рождаются. Сложность отчуждения результатов.
  • Города: «живые» и «мертвые», параметры их живости / мертвости. Что значит быть горожанином? Как происходит выбор своего города, выбор между мобильностью и укорененностью.
  • Социальная апатия как социальная смерть. Смерть нового в стереотипах.

Разные культурные практики по-своему работают с указанной проблематикой, и каждая из них обладает своим языком, своими техниками, своими представлениями о человеке. В «Нужном действии» применялись элементы этих практик, делая его продукт непохожим на другие, единственным в своем роде. Каждое образовательное событие было уникально, это был этап авторских действий, экспериментирования. Топики антропологической проблематики реализовывались через:

  • Тему события (примеры: «Про Деньги» (2004), «Про Смерть» (2005), «Отец и Сын» (2006), «Конференция непрофессионалов» (2003, 2004, 2005), «Конференция непрофессионалов 2006: Человек: где искать себя действующего?», «Конференция непрофессионалов 2007: В тупике. Человек без поступка», «Школа Образовательного Ориентирования» (2006), «Книжный клуб «Осторожно, зазор!» (2007).
  • Рефлексивные сообщения участников (примеры: «Правомерность самоубийства» (2004), «Эзотерика и повседневность» (2004), «Культурный шантаж» (2005), «Как умереть и где родиться» (2005), «Кто смотрит на звёзды с другой стороны» (2005), «Терроризм как техника изменения привычной реальности» (2005), «Возможная реальность и нужное действие» (2005), «Чуткость, выбор, шаг» (2005), «Страхи, трусость и принятие решения» (2005), «Разговор о сообществе: где есть возможность случиться» (2005), «Дефицит героев aka социальная апатия поколения» (2005), «Об особенностях закостенелого разума» (2006), «Окаянный ход к прозрачному делу в пространстве кривых зеркал» (2006), «Алексеевич — по форме, Еленович — по содержанию» (2006)).
  • Формы проживания заданной проблематики: проживание через разговор («Герб моего рода», «Тупики и поступки»), тактильное проживание через лепку («Стадии м&ж отношений»), телесное проживание через танец (танцевальные вечеринки «Проживи инновационность телом!», «Парные танцы», «Музыка разных поколений»), эмоциональное проживание (просмотр тематических фильмов/видеоряда; музыка).
  • Антропологическая проблематика задается также через способ организации коммуникации и транслируемые ценности участников (неотчужденный текст, ответственное действие). При этом важно отметить, что участники всегда удерживали образовательный залог в осмыслении своей практики.

В настоящее время разработанный формат образовательных событий используется в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Центром корпоративного развития для применения в образовательном процессе на разных факультетах, а также для работы с дистанционными студентами, школьниками и абитуриентами. Для многих студентов — «технарей», характеризующих свое образование как «гуманитарную обрезанность**», образовательные события являются единственным пространством, где можно говорить и думать о собственной жизни, сопоставлять свой опыт с опытом других, соотносить себя с культурными традициями (важной линией в событии является обращение к культурным образцам, мнениям экспертов, передовым исследованиям).

Образовательное событие инициируется группой людей, которые сами формулируют тему для предельного разбора и переосмысления, неоднозначную и значимую, готовят свои со-общения — размышления о том, почему эта тема столь актуальна здесь и сейчас и что она значит персонально для выступающего (принцип говорения от себя и про себя). На событие приглашаются те люди, с которыми важно было бы обсуждать заявленную тему (это могут быть эксперты или люди с противоположной позицией), задаются условия участия, открытость пространства, правила коммуникации, регламент. Разрабатываются форматы групповой работы, и таким образом организуется дискуссионная площадка, клуб или публичный разговор (формат предлагается создателями), на котором обсуждается антропологическая проблематика. Темы на событии затрагивают основания человеческой жизни и имеют онтологически-гуманитарный характер, формируют «человеческое в человеке».

По Б.Д. Эльконину, событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность***. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание.

Образовательные события направлены на формирование определенных техник работы, помогающих осваивать пространства неизвестного — не лежащего в опыте или неосмысленного опыта. Событие несет функцию сопровождения человека в обозначенной теме, ее проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые. Через переосмысление себя переосмысляется и Другой, как тот, без которого не может быть тебя в твоем новом качестве. Вы вместе входите в пространство совместных размышлений, «играете» на одном поле. В философии М. Бахтина («К философии поступка») событие — это со-бытие, то есть совместное бытие. Совместное переживание происходящего создает возможность сопоставить различные позиции и точки зрения в ходе совместного обсуждения случившегося. Образовательное событие — это пространство для самоизмерения, поиска идентичностей, самоопределения. Мера себя, координаты и параметры действия и мышления, собственные пределы и границы не явлены нам натурально, мы можем их испытывать и преодолевать, лишь взаимодействуя с другими и познавая Другое. Событие позволяет осуществить это взаимодействие через целенаправленное действие — самоопределение, соотнесение себя с другими, задавание вопросов, поиски ответов на них, определение «своего места» в теме. Таким образом задаются рамки, определенного рода маяки, которые указывают нам, через что мы можем воспринимать и понимать Другого.

В ходе образовательного события, проживая ситуацию «движения в теме» и осуществления пробы ответственного и осмысленного действия, направленного на себя самого, в публичном пространстве происходит работа по построению такой человеческой компетентности, как социальная толерантность. Социальная толерантность здесь понимается как умение ощущать границы себя и границы Другого, умение распознавать это Другое и принять его, сохраняя собственную целостность. При этом толерантность проявляется не через «терпение» (отчуждение), а, наоборот, через принятие и понимание Другого.

* П.Г. Щедровицкий «Политика иммиграции и натурализация в России: состояние дел и направления развития». Аналитический доклад Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа

** Кобзева Л.В., Грибов Е.Н., Клымчук Е.А., Пономаренко В.В., Кузнецов И.А., Голошубин К.С. «ТУСУР: взгляд в будущее», журнал «60 параллель», №2(29) 2008

 

*** Б.Д. Эльконин Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 144с.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости