«Self skills» и современное педагогическое образование

«Self skills» и современное педагогическое образование

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

«Self skills» и современное педагогическое образование

Ковалева Татьяна Михайловна, Московский городской педагогический университет, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования, доктор педагогических наук, г. Москва, KovalevaTM@mgpu.ru

Аннотация: В статье обсуждается актуальность компетентностного подхода в современном образовании и анализируются 3 типа компетентностей: «hard», «soft» и «self» skills, с помощью которых вводится понятие компетентностного профиля профессии. Показано, как требования к современному педагогическому образованию связаны с формированием компетентностного профиля профессии педагога и значение роли «self» skills в процессе подготовки современных педагогов.

Ключевые слова: Компетентностный подход, «hard», «soft» и «self» skills, компетентностный профиль человека, компетентностный профиль профессии, педагогическая профессия, педагогическое образование.

В этой статье я бы хотела продолжить свои размышления о современном образовании (в данном случае  — о педагогическом образовании) в компетентностном языке, так как считаю, что с помощью этого языка возможен процесс договаривания различных субъектов, имеющих свои цели относительно сферы образования. Я отмечала в своих предыдущих работах, но повторю еще раз, что, на мой взгляд, одной из главных характеристик современного образования является его принципиальная полисубъектность. И если раньше общество отдавало решение принципиальных вопросов, касающихся целей, содержания, образовательных технологий специалистам, получившим профессиональное педагогическое образование, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. И разные субъекты (государство, политики, предприниматели, представители различных гуманитарных профессий, родители, и сам человек, находящийся в процессе обучения) хотят обсуждать цели образования, понимать основания формирования того или иного содержания образования и в зависимости от этого выбирать для реализации содержания определенные образовательные технологии. Таким образом, возникает необходимость создания общего языка, на котором будет возможно обсуждать разные позиции участников и вырабатывать общую договоренность в отношении образования. Таким языком и стал компетентностный язык, позволяющий сегодня бизнесменам слышать педагогическое сообщество; педагогам понимать родителей, а всем вместе пытаться разобраться в образовательных ориентациях следующего поколения. С другой стороны, общие антропологические характеристики современного образования обсуждаются сегодня, как правило, в философском и психологическом языках, характеризуя современного человека, как находящегося в непрерывном образовании, умеющего работать в ситуации все большей неопределенности и убыстряющегося мира технологий [1]. Но остается не очень понятным каким образом и за счет каких дидактических единиц в организации учебного процесса можно достичь всех этих характеристик. Компетентности – это возможный ответ на данную проблему, так как они имеют в своей основе базовые грамотности, знания и умения (и тем самым продолжают традицию учебного процесса), но не только… В то же время понимание компетентностей (в отличие от знаний, умений и навыков) понятийно связано с возможностью переноса сформированных умений в новые и нестандартные ситуации, а также с рефлексией границ адекватности применения данных умений в конкретной создавшейся ситуации [6].

Таким образом, необходимость договаривания для разных субъектов, имеющих свои цели на организацию современного образования и выработки у них некоторого согласованного видения, с одной стороны, и дидактическая конкретизация антропологических смыслов современного образования, с другой стороны, задают важность и актуальность разработки компетентностного языка во всей сфере образования, а значит, и в педагогическом образовании. В педагогических вузах это необходимо еще и для того, чтобы будущие педагоги в процессе своего обучения сначала сами освоили эти новые дидактические единицы — компетентности, с которыми им в дальнейшем предстоит работать, а также для того, чтобы было возможно обсуждать цели и содержание педагогического образования с другими представителями, заинтересованными в этом вопросе. Я также неоднократно характеризовала в предыдущих статьях проблемную ситуацию, связанную с большим видовым разнообразием групп компетентностей, на которые ориентируются сегодня различные образовательные организации (компетентности «4К», ключевые компетентности, компетентности 21 века и т.д.) и современной типологией, которая «покрывает» это видовое разнообразие, задавая 2 типа компетентностей: «hard skills» «soft skills» и подробным объяснением причин введения в эту типологию предложенную нами 3-ю особую группу «self skills». Поэтому в данной работе, учитывая тот факт, что могут появиться новые участники этого обсуждения, я укажу ссылки на предыдущие статьи [2]; [3] и ограничусь лишь краткой характеристикой выше обозначенных типов навыков, или точнее компетентностей. (Skills — навыки, первоначально в англоязычной, а позднее во всей европейской традиции, это не просто автоматизированные умения, но обязательно включающие в себя рефлексивную составляющую, так что в русскоязычной традиции эти дидактические единицы ближе к пониманию компетентностей). Итак, «hard skills»  — это компетентности, необходимые человеку в жизни в условиях современной технологической среды. «Soft skills» — это необходимые человеку социальные компетентности (навыки групповой и коллективной работы, коммуникативные навыки и т.д.) то есть, все те компетентности, которые позволяют человеку комфортно существовать среди других людей. И, наконец, «self skills» – это, прежде всего, компетентности организации самого себя, позволяющие человеку удерживать в любых проблемных ситуациях собственную позицию, самоопределяться и действовать в этом неопределенном мире; то, что французский мыслитель Мишель Фуко, продолжая европейскую традицию, называл «заботой о себе». В своей работе «Беседы Эпиктета» Мишель Фуко писал: «Забота о себе требует способности осмыслить свое состояние, оценить его, чтобы не заниматься тем, что человек не в состоянии вынести» [5, с. 83]. Опираясь на характеристику представленных трех типов компетентностей, можно обсуждать индивидуальный компетентностный профиль любого человека. Осваивая определенные «self skills», человек учится сам управлять как набором необходимых ему в жизни компетентностей, так и степенью их освоения. Но индивидуальный компетентностный профиль может быть не только у человека, но и у профессии. Действительно, каждая профессия содержит в себе базовые требования к своим специалистам, в ней работающим, и эти требования можно рассматривать в качестве «hard skills» данной профессии. Именно они и становятся, в первую очередь, содержанием соответствующего профессионального образования. С другой стороны, каждая профессия, реализующаяся в той или иной социальной ситуации, должна предъявлять к своим специалистам требования на определенный уровень освоения «soft skills», связанных с пониманием различных культурных, исторических, национальных особенностей того места, где реализуется данная профессия. Особенно это становится очевидным, когда речь идет о социальных профессиях, таких как работа продавцов, юристов, врачей, педагогов и т.д. Но многие, так называемые интеллектуалоемкие профессии, которых в современном мире становится все больше, связаны и с постоянным «наращиванием» «self skills», которые подразумевают развитие собственной рефлексии и непрерывное образование на протяжении всей профессиональной жизни. Если в отношении практически любого человека в определенном историческом времени и живущего в определенной социальной среде, мы можем более-менее точно сказать о том, какие «hard, soft, self» ему необходимы в его социальной жизни (отсюда и возникает принципиальная возможность согласованного видения разными субъектами целей общего образования, выраженных в компетентностном языке), то в профессиональной жизни этот профиль может быть самым разнообразным в зависимости от той профессии, которую выберет человек. Те компетентности, которые в рамках одной профессии, являются «soft skills» и не входят в «ядро» самой профессии, а являются дополнительными, в другой профессии, наоборот, становятся «ядерными» («hard skills»), без которых невозможно стать профессионалом и успешно работать в данной профессии. Чтобы проиллюстрировать это положение, приведу такой пример. Если мы говорим об умении (компетентности) выражать себя «телесно», то большинство исследователей изначально могут отнести эту компетентность к группе «sоft skills», так как этот социальный навык позволяет человеку строить более адекватные отношения с окружающими, способствует пониманию других и обогащает коммуникацию невербальными способами. Но если мы теперь будем давать характеристику профессии балерины, то очевидно, что работа со своей телесностью — это ее «hard skill», от которого напрямую и полностью зависит вся ее профессиональная судьба. Таким образом, у каждой профессии существует свой строго очерченный компетентностный профиль, и человек, соотнося свои компетентности с компетентностным профилем той или иной профессии, может самоопределяться насколько данная профессия ему подходит, а также может ставить себе конкретные задачи на формирование тех или иных недостающих ему компетентностей. С этой точки зрения, очень интересно проанализировать компе-тентностный профиль современной педагогической профессии и то, что является профессиональным ядром деятельности любого педагога, а также требования к современному педагогическому образованию. Если, анализируя цели образования, мы говорим сегодня об антропологических смыслах педагогического действия, о необходимости сформировать у каждого человека рефлексию, умение ставить и решать задачи, научиться жить в ситуациях неопределенности, находиться в процессе непрерывного образования и т.д., то это означает, что мы видим ядерными компетентностями педагогической профессии не только и не столько предметную оснащенность учителя и его методические умения в работе с учебным материалом, сколько высокий уровень его собственных «self skills», которые становятся базовыми требованиями данной профессии, то есть начинают претендовать на «hard skills» современной педагогической профессии. Это не может не менять содержание всего педагогического образования, так как освоение «self skills», включающее формирование таких компетентностей, как самоорганизация, самоопределение, самостоятельность действия, не могут быть сформированы только в аудиториях и лекционных залах. Поэтому вопрос о непрерывной педагогической практике студентов становится вновь актуальным и принципиальным для обсуждения построения современного педагогического образования. При этом это вопрос не просто увеличения количества часов на педагогическую практику, а вопрос коренной перестройки содержания педагогического образования, где стержнем подготовки будущего воспитателя детского сада, учителя или преподавателя вуза или колледжа становится спроектированное, реализованное, а затем отрефлектированное совместно с преподавателем-тьютором педагогическое действие [4].

Таким образом, переход педагогического образования на компетентностный язык и выделение группы особых компетентностей «self skills», становящихся ядерными для современной педагогической профессии, дает нам реальные и более глубокие основания для коренной перестройки педагогического образования в направлении принципиальной практикоориентированности на всех ступенях его реализации.

Литература

1 .  Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.

  1. Ковалева Т.М. Забота как концепт тьюторской деятельности // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: «забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы. Материалы X Международной научно-практической и XXII Всероссийской тьюторской конференции 31 октября — 01 ноября 2017 г.  — М., 2017.
  1. Ковалева Т.М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование self skills // Тьторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность. Материалы XII Международной научно-практической конференции 29–30 октября 2019 г. — М., 2019.
  2. Теров А.А. Совершенствование педагогического образования в России и тьюторство // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: опыт и перспективы нормативно-правового регулирования. Материалы V Международной тьюторской конференции 6–7 ноября 2012 года — М., 2012.
  3. Фуко М. Беседы Эпиктета. Пер.с франц.А.Тароняна. — М.,1997.
  4. Хачатрян Э.В. Компетентностный подход в образовании: теоретические аспекты // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016, № 5.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости