Современные формы сопровождения педагогов на муниципальном уровне. Эффективные практики «Центра развития образования» города Братска
 /  Библиотека / Тьюторство в дополнительном профессиональном образовании / Тьюторство в дошкольном образовании / Современные формы сопровождения педагогов на муниципальном уровне. Эффективные практики «Центра развития образования» города Братска

Современные формы сопровождения педагогов на муниципальном уровне. Эффективные практики «Центра развития образования» города Братска

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

Современные формы сопровождения педагогов на муниципальном уровне. Эффективные практики «Центра развития образования» города Братска

Безкровная Юлия Владимировна, Центр развития образования, заместитель директора по научно-методической работе, город Братск, scro-bezkrovnaya@mail.ru

Аннотация: Педагог является одной из ключевых фигур системы образования, от которого во многом зависит не только качество образования сегодня, но и будущее нашей страны завтра. В статье представлены подходы к организации методического сопровождения педагогов на территории города Братска.

Ключевые слова: Сетевые сообщества, неформальное образование, сопровождение индивидуального образовательного маршрута, ресурсы.

Современная действительность, характеристиками которой являются нестабильность, многозадачность, неопределенность и высокий темп изменений влияют не только на экономическую и политическую сферу жизни, но и круто меняют сферу образования. На рынке труда активно появляются новые профессии, на передний план выходят новые компетенции и технологии, «социальный лифт» превращается в «лестницу Хогвардса» [Имакаев, Тьюторское сопровождение]. В данных условиях устоявшиеся десятилетиями рабочие циклы, становятся не актуальными и не эффективными, а схема: ВУЗ-курсовая подготовка и процедура аттестации 1 раз в 5 лет — просто не возможной. От современного педагога требуется постоянно находиться в инновационном процессе, действовать на перспективу, уметь ориентироваться и встраиваться в меняющиеся процессы, работать на результат. А как этого добиться, если в свое время и семья, и школа, и стены родной альмаматер готовили к другой реальности? В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» необходимо создание таких условий и механизмов, при которых педагог может понять свои профессиональные дефициты и сформировать маршрут профессионального совершенствования. Многое уже делается на уровне федерации и региона, в том числе, активно начал свою работу центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Иркутской области, проводятся исследования компетенций педагогов и апробации оценочных процедур. Важным звеном в этом процессе является муниципальная методическая служба. «Центр развития образования» города Братска реализует на муниципальном уровне практику индивидуализации профессионального развития педагогов, которая позволяет выстроить маршруты профессионального совершенствования как отдельным педагогам, так и целым командам образовательных организаций муниципалитета. Большое внимание методисты центра уделяют развитию профессиональных компетенций педагогов через формальные, неформальные и информальные формы образования. Важной составляющей практики является вариативность и избыточность образовательной среды профессиональных сетевых сообществ педагогов. Остановлюсь подробнее на тех формах, которые сегодня являются актуальными и востребованными в педагогической среде Братска. Работа педагогических сообществ выстраивается циклично. Продолжительность цикла — календарный или учебный год. Сегодня в городе организовано 7 форм сообществ по 45 направлениям. Всего сетевыми сообществами охвачено 1739 педагогов (это 50% от числа всех педагогов Братска). Еще более 60 педагогов образовательных организаций и методистов центра развития образования оказывают участникам методическую и тьюторскую поддержку. Школа современного педагога (ШСП) является универсальной формой сетевого взаимодействия и доступна для педагогов всех уровней образования. Работа сообщества организована с позиции индивидуализации. Такая форма позволяет участникам апробировать процесс сопровождения индивидуального образовательного маршрута на себе, освоить тьюторскую технологию и инструменты сопровождения, а потом использовать данные компетенции в работе с детьми. Участникам ШСП предстоит спроектировать и реализовать ИОМ и создать итоговый методический продукт. Продукт будет являться критерием успешного завершения курса обучения. Школа совершенствования педагогического мастерства создана в 2020 году и ее название отражает содержание работы участников по вопросам развития профессиональных компетенций по организации занятий для детей с ОВЗ и проектной деятельности. Направления работы на слуху и на первый взгляд, достаточно отработаны, однако опыт проведения защиты итоговых индивидуальных проектов старшеклассников и реализация стандарта для детей с ОВЗ показывает, что в данных направлениях у нас еще много проблем. Школа качества организована по запросу департамента образования города Братска. Это единственное сообщество, которое работает в режиме учебного года, поскольку привязано к итоговой аттестации обучающихся. Сообщество проживает четвертый цикл и в этом учебном году работает по направлению «Иностранные языки». Работа школы представляет собой серию семинаров и мастер-классов. В качестве экспертов, ведущих семинары и мастер-классы, привлечены педагоги с высокими показателями сдачи ЕГЭ; педагоги нашего города, прошедшие обучение в качестве экспертов ГИА, а также региональные эксперты. Участники Школы качества демонстрируют положительную динамику по результатам ЕГЭ по отработанным направлениям. Участниками Педагогической лаборатории являются учителя биологии. Задачи лаборатории корректируются исходя из запросов группы участников. В прошлом году работа сообщества отрабатывала электронные и цифровые инструменты для организации урочной и внеурочной деятельности. И к ситуации дистанционного обучения это сообщество оказалось одним из самых подготовленных. Их опыт активно транслировался на весенних методических мероприятиях не только муниципального, но и всероссийского уровня. Педагогическая мастерская. Данная форма сетевого взаимодействия реализуется для педагогов ДОУ с 2016 года, и является продолжением деятельности лаборатории современных технологий. Состав участников мастерской ограничен 20–25 педагогами. Это обусловлено спецификой работы сообщества. В педагогических мастерских педагоги-мастера обучают педагогов, желающих освоить определенную технологию. Важен тот факт, что все педагоги, выступающие в роли мастеров, сами осваивали технологию у авторов или известных в стране носителей. Педагоги, прошедшие курс обучения в Педагогической мастерской, творчески применяют полученный опыт в своих образовательных организациях. В этом году мы открыли 5 мастерских для педагогов ДОУ и 2 мастерские для педагогов общеобразовательных организаций. Надеемся, что через год полученные в мастерских компетенции помогут участникам успешно применить и расширить использование опыта мастерских на базе своих образовательных организаций. Основной задачей участников Педагогических студий является отработка инструментария и презентация опыта ДОУ, реализующих инновационные образовательные программы («ПроДетей», «Вдохновение»), УМК и технологии в дошкольных организациях участников («Технология «Ситуация» УМК «Игралочка» и «Технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича»). Специфика работы студии  — в изучении принципиальных основ программы и методологии, их обсуждение и апробация на практике. Группы инновационной деятельности (ГИД) были апробированы педагогами дошкольных образовательных организаций в прошлом цикле деятельности сообществ и доказали свою актуальность. Задачами групп является отработка таких компетенций педагогов, как формирование педагогами у дошкольников умений организовывать самостоятельную деятельность; рефлексивных умений и навыков у детей. Также Задачей ГИД является отработка ряда аспектов по внедрению программы «Вдохновение» музыкальными руководителями и инструкторами по физической культуре. Результат работы всех сообществ представляется на ежегодном Фестивале сетевых сообществ. Формат и содержание самого фестиваля ежегодно меняются (презентационные площадки, стажировки, мастер-классы и пр.; онлайн и офлайн форматы), но вот уже который год неизменным остается Выставка итоговых методических продуктов и научно-практическая конференция, которая имеет межмуниципальный статус. Принцип открытости деятельности сетевых сообществ поддерживается работой Образовательного портала города Братска. Важной для развития инновационной среды является ресурсность  самого «Центра развития образования». Сегодня наш центр один из немногих в Иркутской области имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности. Поэтому мы имеем возможность разрабатывать собственные программы, отвечающие запросам нашего муниципалитета. Сегодня таких программ уже 14. Специалистами центра также реализуются другие формы методических мероприятий (вебинары, семинары, квартирники, веб и он-лайн-марафоны, челленджи, сетевые проекты и профессиональные конкурсы), актуальные в реалиях и тенденциях сегодняшнего дня. Практика сопровождения педагогов начала свое становление несколько лет назад. В 2017 году она прошла сертификацию в МТА была рекомендована для распространения на федеральном уровне, а летом 2020 года прошла процедуру ресертификации и доказала свою эффективность. Сегодня уровень образования Братска является одним из самых высоких в Иркутской области и даже за ее пределами. Ежегодно образовательные организации нашего города становятся базой для проведения региональных стажировочных сессий, представляют опыт своей работы на методических площадках форумов Байкальского и Московского международного салона образования. Второй год Братск является участником проекта «Взаимообучение городов» и опыт наших образовательных территорий  — один из самых востребованных на мероприятиях проекта. Обучающиеся Братска ежегодно становятся победителями Всероссийской олимпиады школьников, успешно показывают себя на чемпионатах компетенций Worldskills, выходят в финал федерального проекта «Большая перемена». Педагоги Братска каждый год пополняют список победителей региональных, федеральных и международных конкурсов. Признание опыта работы «Центра развития образования» подтверждается результатами конкурсных мероприятий. В 2020 году МАУ ДПО «ЦРО» стал победителем межмуниципального конкурса «Новые формы методической работы?!» в двух номинациях, победителем всероссийского конкурса «Лидеры отрасли» и «500 лучших образовательных организаций страны  — 2020». По решению экспертов Международной академии общественного признания «Центр развития образования» города Братска получил престижную премию и звание лучшей в стране организации дополнительного образования.

Литература

1 .  Технология деятельностных проб: учебно-методическое пособие/Редакторы: Имакаев В.Р., Таизова О.С., Харченко М.М.  — Пермь: АНО ДПО «Сетевой институт ПрЭСТО». — 2018. — 111 с.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости