Программа тьюториалов «Навигатор в мир профессий» как антропопрактика
 /  Библиотека / Тьюторство в открытом образовании / Тьюторство в сельской школе / Программа тьюториалов «Навигатор в мир профессий» как антропопрактика

Программа тьюториалов «Навигатор в мир профессий» как антропопрактика

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции  (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москвы 26-27 октября 2021 г.

Программа тьюториалов «Навигатор в мир профессий» как антропопрактика

Дудчик Светлана Викторовна, канд. пед. наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВПО Московского городского педагогического университета, г. Москва dudchik@yandex.ru

Аннотация: В статье обозначена актуальность групповых тьюториалов «Навигатор в мир профессий» в профессиональном самоопределении учеников 9–10 классов, поиска новых подходов, форм и средств к организации тьюторского сопровождения данной антропологической практики.

Ключевые слова: Тьюторское сопровождение, тьютор, групповой тью-ториал, профессиональное самоопределение, антропопрактика.

Каждый подросток сталкивается с проблемой выбора профессии. Чтобы сделать этот выбор, ему нужна помощь. В России нет единой системы профориентации, что усложняет этот выбор. Подростки нахо-дятся в разных ситуациях: кто-то уверен в своем решении, кто-то сомневается, а кто-то не знает, как начать поиски. Идея групповых тьюториалов «Навигатор в мир профессий» — первая попытка, поддержка профессионального самоопределения подростков 16–17 лет. В рамках трех тьюториалов «Навигатор в мир профессий» предусмотрена вариативность и индивидуализация получаемых результатов в зависимости от первоначального образовательного запроса подростков, возраста, ситуации с профессиональным самоопределением. С каждой целевой группой работают два тьютора, использующие технологии тьюторского сопровождения и открытого образования. Тьюториалы построены таким образом, чтобы каждая целевая группа учащихся получила нужное индивидуальное продвижение. Эту программу можно смело отнести к антропопрактике, потому что она касается оформления и становления основных личностных качеств человека. Краткосрочная программа связана не только с профессиональным самоопределением, но и с саморазвитием, с педагогическим сопровождением, что несомненно поддерживает антропологические характеристики, обеспечивает старшеклассникам работу с будущим, с собственным интересом и образовательным запросом и позволяет полноценно подготовиться к достижению и постижению профессионального будущего. Актуальность«Навигатора в мир профессий» заключается в: оформлении образовательного и профессионального запроса каждого участника; фиксации персонального выбора; расширении образовательных ресурсов (личных, информационных, социальных); возможности воспользоваться поддержкой тьюторов для достижения результата и ощутить его эффективность. Целевая аудитория: подростки 16–17 лет, желающие участвовать в тьюториалах, прошедшие предварительное анкетирование, готовые соблюдать инструкции и правила тьюториалов, осознающие необходимость тьюторского сопровождения. Цель тьюториалов: создание образовательного пространства для осознанного профессионального выбора. Планируемые результаты тьюториалов «Навигатор в мир профессий»: индивидуальные результаты: определение профессионального направления, фиксация личных и профессиональных целей, осознание уровня профессионального самоопределения, навыки самоорганизации и самоменеджмента, фиксация дальнейших шагов и планов в образовательной и профессиональной области; групповые результаты: коммуникативные навыки, навыки сотрудничества с тьюторами, навыки межличностной коммуникации; социальные результаты: построение ИОМ, образовательные планы участников тьюториалов, профессиональные планы подростков, образовательные карты учащихся.

«Организационный» этап: за 2 недели до тьюториалов анкетирование, знакомство. Тьютор и тьютор-консультант работают по списку с группой подростков (10–15 человек) по следующему  алгоритму: рассылка информации о тьюториалах; анкетирование, первичное знакомство с тьюторантами-старшеклассниками; первичная тьюторская экспертиза присланных результатов анкеты; деление на группы («Определившиеся», «Думающие», «Сомневающиеся»); получение тьюторантом первичного комплекта материалов с графическими организаторами для тьюториала. Предварительное анкетирование участников тьюториала. Цель: предварительное построение индивидуальной траектории движения участников образовательного  путешествия «Навигатор в мир профессий».  Образец анкеты (размещен заранее) Порядок ответов, данных для выбора, произволен. Правила заполнения:

–  выбор единственного ответа;

–  ответ основан на приоритетности Вашего решения.

Пожалуйста, напишите ваше имя и фамилию

_____________________________________________________________________

  1. Моё участие в тьюториалах «Навигатор в мир профессий» связано с:

–  необходимостью выбора профессии (Как выбрать профессию?);

–  со стремлением утвердиться в собственном выборе профессии

(Знаю, какая профессия нравится больше.);

 

–  потребностью в определении профессии, личностном саморазвитии (у меня есть несколько любимых профессий, есть вари-анты, нужно обсудить);

–  другое__________________________________________________________

  1. Моя (личная) цель участия в тьюториале:

–  приобретение полезных знаний и навыков о том, как вы-брать профессию;

–  стремление поделиться с кем-то накопленным опытом;

–  хочу обсудить с кем-то свои варианты;

–  другое _________________________________________________________

  1. Мои действия по достижению цели в процессе участия в образовательном путешествии:

–  не сформулирована;

–  рассчитываю на поддержку, тьюторское сопровождение в про-цессе тьюториала

–  пока не определены;

–  я нуждаюсь в помощи.

  1. Для меня в значительной мере представляют интерес:

–  способы выбора профессии;

–  интерактивные методы в выборе профессии;

–  как построить свой маршрут к профессии;

–  мне покажут.

  1. От тьюториалов я жду:

–  способов, готовых к применению на практике;

–  практика в определении профессии;

–  в равной мере теория и практика;

–  меня устроит всё, где я смогу поучаствовать.

Предварительное распределение участников образовательного путешествия «Навигатор в мир профессий» по группам («Определившиеся», «Сомневающиеся», «Думающие»).

Цель: формирование рабочих групп для тьюториалов с разным уровнем подготовленности и мотивации, работа над образовательной траекторией участников. Посещение тьюториалов согласно группам (рабочий вариант распределения по 3 группам). Группа А — «Определившиеся» — акцент на сложившийся интерес к выбранному профессиональному направлению. Группа Б — «Сомневающиеся» — акцент на обеспечении активного выбора профессионального направления из имеющихся на тьюториалах. Группа В — «Думающие» тьюторское сопровождение первичного выбора профессионального направления.

 

Цель работы: знакомство  — представление, создание условий для формирования группы, мотивация на работу на тьюториале, постановка вопроса.

1.1. Визитка (форма работы — групповая работа — 3 группы) Тьютор представляется и приветствует группу, обговаривает регламент тьюториала и свои функции (а именно, сопровождение освоения содержания, содержательного контента мероприятия). Уточняет, что в конце работы группа должна будет подвести итоги. Тьютор предлагает участникам тьюториала представиться. Можно предложить назвать свое имя и свое самое любимое занятие (Что вы лучше всего умеете делать?)

1.2. Вызов (форма работы — групповая работа — 3 группы). Тьютор предлагает участникам посмотреть нарезку из отрывков популярных фильмов, где в эпизодах представлены разнообразные профессии. Беседует с подростками. Каждый участник делится о том, что он увидел. Тьютор при возможности записывает услышанное на доске. Итоговый документ этапа — общие ожидания.

1.3. Постановка индивидуального вопроса (форма работы — индивидуальная работа в целевых подростковых группах). Цель работы: выявление индивидуального вопроса каждого участника, составление индивидуального маршрута (заполнение и ведение бортового  журнала/индивидуального маршрута). Инструменты работы: в процессе реализации этапа тьютор раздаёт графические организаторы/таблицы по выбору. Можно использовать прием «Вопросительные слова». Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы также может быть использован для актуализации знаний по теме. Предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока [4]. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов Таблицы 1[4].

Таблица 1.

Вопросительные слова Основные понятия

 

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

 

Информация

Профессия. планы

Самоопределение

Работа. занятость

Риски, перспектива

Тренды.

Тенденции

Требования

Безработица

ВУЗ, профкачества

Поступление

образование востребованность

Тьютор предлагает составить вопросы (таблица 1). Потом выбрать один, с которым хочется работать. Такой прием хорошо использовать в группе, где все ясно с выбором. Можно использовать прием «Дерево» [2]. Тьютор раздает Таблицу 2 и предлагает зафиксировать те вопросы, которые обозначены в таблице. В чем источники ваших профессиональных умений (правая колонка таблицы)? Отметьте на дереве те результаты, в которых Вы наиболее успешны (можно цветом)  — средняя колонка таблицы. Подпишите под деревом профессиональные умения, навыки, которые позволили вам добиться этих результатов. Тьютор предлагает участникам заполнить левое и правое поле. В этих полях необходимо подчеркнуть и дописать источники умений и пространство индивидуального развития каждого участника.

1.4. Работа с индивидуальным вопросом. Тьютор, используя технологию личностно-ресурсного картирования, предлагает составить индивидуальную карту. (Работа тьютора строится с учетом уровня подготовленности группы). Результат: личностно-ресурсная карта.

1.5. Знакомство с индивидуальным образовательным маршрутом \ бортовым журналом (таблица 3). Бортовой журнал  — индивидуальный маршрут участника тьюториала. Тьютор проводит подробный инструктаж по ведению бортового журнала тьюториала. В ходе комментария тьютора-консультанта участники в зависимости от личных предпочтений ставят «++» и заполняют графу «Индивидуальный маршрут участника». Тьютор уточняет, что заполнение таблицы ни к чему не обязывает участника — это помощь в выборе.

Тьюториал 2 «Ответ»

2.1. Тьютор в течение 10–15 минут ведёт коллективное экспресс-обсуждение и фиксацию личностного приращения. Можно исполь-зовать методику безоценочного интервью. Инструктаж. Нельзя давать оценку увиденному  — понравилось или не понравилось, правильно или неправильно. Разговор о личных впечатлениях и чувствах. Можно пропускать ход. На реализационном этапе можно использовать технологию форсайт (RAPID-FORSIGHT) [1].

Тьюториал 3: «Мой горизонт».

3.1.Тьютор с тьюторантами работает с таблицей 4 «Мой горизонт».

Результат — заполнение таблицы «Мой горизонт», где подросток фиксирует свой образ будущего [3] (таблица 4).

Таблица 2.

Источник Ваших умений (подчеркнуть и дописать)

 

Результаты

(«Дерево результатов»)

 

Пространство Вашего развития

(подчеркнуть и дописать)

 

 

Образование

Опыт

Общение

Самообразование

Поддержка

Работа в …

Другое …

 

Могу стать

______________________

Могу

______________________

Могу принять участие

в _______________

Могу проводить

______________________

Могу помогать ______

Другое ______________

 

 

Таблица 3.

Бортовой журнал

МОИ ЦЕЛИ

Хочу узнать и научиться ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Хочу обсудить на тьюториале ________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Меня волнует вопрос __________________________________________________________

Хотелось бы увидеть на практике ___________________________________________

______________________________________________________________________________________

Хочу изучить ____________________________________________________________________

 

Тьюторная Личные результаты Примечания

 

1.

 

1.

 

1.

 

2.

 

 

2.

 

2.
3.

 

3.

 

3
ВЫВОДЫ

1.

2.

3.

 

 

 

Таблица 4.

«Мой горизонт»
Мое призвание

 

Мои цели (личные, образовательные, профессиональные)

 

Для достижения у меня есть:

 

Мне нужно Мои задачи

 

Таким образом, краткосрочная программа тьюториалов «Навигатор в мир профессий» как антропопрактика позволяет подростку приблизиться к тому образу, идеалу, который у него есть, помочь сформировать новые, побудить старшеклассника встать на активную позицию в отношении своего профессионального будущего, поста-вить профессиональные цели и подготовиться к их реализации.

Литература

  1. Драгиле М.Д.,Теров А.А. Использование технологии RAPIDFORSIGHT в современном образовании. В сборнике: Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под редакцией А.А. Ващенко. 2016. С. 692–698.
  2. Дудчик С.В. Сопровождение индивидуального образовательного маршрута слушателя в ДПО (на примере Серебряного университета ГАОУ ВО МГПУ). Бизнес. Образование. Право. 2020.№4 (53). С. 411–418.
  3. Дудчик С.В. Картирование как педагогическое средство в работе классного руководителя (на примере профессионального самоопределения подростков). Бизнес образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 437–443.
  4. Хачатрян Э.В. Методы и технологии развития мыслительных компетенций студентов в процессе профессиональной образовательной подготовки тьюторов. Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44) С. 378.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости