Воскресенье
28 НояОрганизация асинхронных групповых онлайн-тьюториалов как способ работы преподавателя с тьюторскими компетенциями
Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции) ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.
Организация асинхронных групповых онлайн-тьюториалов как способ работы преподавателя с тьюторскими компетенциями
Оболенская Анна Андреевна, Московский городской педагогический университет, магистрант кафедры «Тьюторство в цифровой образовательной среде» г. Москва, oanna@inbox.ru
Аннотация: В статье рассматривается пример организации серии асинхронных групповых онлайн-тьюториалов как средство поддержки при формировании самостоятельного образовательного маршрута обучающихся.
Ключевые слова: Самообразование, онлайн-тьюториал, тьюторство в сфере искусства, забота о себе, обучение на протяжении всей жизни.
В данной работе речь пойдет о такой части тьюторства как арт-тьюторство. Сама идея тьюторства предполагает помощь и сопровождение тьюторанта на его пути в образовании или самообразовании. В настоящее время наблюдается рост количества возможностей для этого непрерывного процесса в любом возрасте — кто-то начинает осваивать новые дисциплины с нуля, кто-то планирует расти и специализироваться в смежных специальностях. И даже если не говорить о карьере и новых профессиональных высотах, нельзя не упомянуть о том свободном времени, которое появляется у современных людей, благодаря развитию технологий. С середины 20 века исследователи отмечают стремительный взлёт ценности досуга, сдвиг ценностных ориентаций из сферы труда в сферу массового потребления [1]. Далее, на смену показному потреблению и потребительской гонке 1970–1990-х гг. приходит стремление к балансу жизненных и духовных потребностей [2]. Если говорить об искусстве, вовлечённость в круг знатоков которого сейчас в тренде, можно отметить, как растёт не только количество выставок или художественных постановок, но виден и рост числа сопутствующих мероприятий — мастер-классов, сопроводительных лекций, экскурсий, квестов по мотивам и многое другое. В таком огромном и вариативном мире возможностей особенно актуальным становится вопрос выбора и именно здесь представляется важной роль тьютора. Вместе с Н. Шилкиной, также студенткой магистратуры, была разработана шестидневная серия тьюториалов под общим названием «Хочу разбираться в искусстве, но не знаю с чего начать», целью которой было помочь более четко определить свой интерес в искусстве и наметить конкретные шаги к его реализации. Данная разработка была осуществлена в онлайн-формате в рамках магистерской практики на первом курсе тьюторской магистратуры МГПУ. Хотелось бы отдельно отметить, что тьюторский подход и в целом, и в данном конкретном случае, не предполагает каких-то конкретных советов или наставничества в выбранном предмете. Тьютор не передаёт знания о предмете, но, располагая такими инструментами как вопрошание, построение личностно-ресурсных карт, образовательная проба и др., помогает тьюторанту самому разобраться в том, каков его интерес на данном этапе образовательного пути, какие он видит возможности дальнейшего продвижения, какие результаты он может получить (не забывая о том, какое количество ресурсов он готов на это потратить и на чью помощь может рассчитывать). Точно так же, тьютор помогает подопечному построить маршруты движения исходя из разных результатов его предыдущих усилий, помогает преодолевать неудачи на пути, анализировать их, выстраивает образовательную среду таким образом, что тьюторант учится делать выбор в условиях неопределенности и вариативности. Итак, уточним, что арт-тьютор помогает спроектировать свой образовательный путь в искусстве тем людям, которые решили посвятить ему часть своей жизни (профессиональной или же то свободное время, о котором говорилось выше). В процессе работы выяснилось, что есть еще одна обширная категория людей, которым потенциально могут быть нужны услуги арт-тьютора. Это люди, не всегда близкие к искусству, и не всегда располагающие достаточным количеством свободного времени для того, чтобы погрузиться в самообразование в искусстве. Напротив, это очень плотно занятые люди, которые соприкосновением с искусством восполняют психологический ресурс, пополняют свои жизненные силы. Здесь мы видим в действии концепцию «заботы о себе», сформулированную французским философом М. Фуко — умение выстраивать приоритеты, самопознание, понимание собственной ценности и ценности своих личных интересов [3]. Теперь подробнее о том, как же была построена серия тьюториалов. На базе платформы Гугл-класс в ежедневном режиме выкладывались задания для участников. Напомним, работа шла в онлайн-формате в асинхронном режиме (каждый участник выполнял задания в удобное для него время в течение дня). Задания состояли из небольшого текста (статьи из журналов по искусству, например) и практической части, которую нужно было выполнить на электронной доске Jamboard. Первые два дня были посвящены погружению в свой опыт в мире искусства, анализу текущего статуса, уровня знаний, формулировке желаемого результата. Задачей этого этапа разработчики курса ставили осмысление участниками не только своих целей, но и возможность для них поразмышлять и систематизировать те знания, которые у них уже есть, зафиксировать в моменте свой статус и своё в мире искусства, свою субъективную позицию, с которой они начинают движение. Хотелось бы отметить, что подобные рефлексивные остановки, паузы — неотъемлемая часть работы с тьютором. Тьюторант не только разрабатывает будущие шаги, но и обязательно анализирует то, что уже было сделано, делает выводы относительно того, что удалось или не удалось, какие последствия это может иметь, что можно изменить и каким образом. Далее участники размышляли о том, какие сферы искусства им хотелось бы изучать, с какой целью и как они планируют использовать полученные знания. На данном этапе работы тьюторанты должны были как можно более четко сформулировать цель своего обучения для того, чтобы превратить абстрактное желание «разбираться в искусстве» в более конкретные формулировки. Им было предложено пофантазировать о том, какими они себя видят после окончания обучения, чем они будут заниматься, как будут использовать полученные знания. Данный этап представлялся разработчикам курса наиболее важным, так как чем более четко обозначена цель, тем более эффективный маршрут движения может быть разработан. Именно поэтому половина курса была посвящена формулировке запроса и целей будущего обучения, самоопределению. Вообще, работа с запросом представля-ется еще одной важнейшей частью работы тьютора. Специфика этой работы предполагает, что в результате тьюторского сопровождения, дальнейшие шаги тьюторанта по образовательному маршруту будут более осознанными, каждый пройденный шаг будет отрефлексирован, и исходя из этого опыта будут построены следующие этапы индивидуального маршрута. Заключительная часть посвящалась тому, какими способами могут быть достигнуты желаемые цели, какие практические шаги могли бы стать началом пути по направлению к намеченным результатам, в какие сроки и с чьей помощью участники могли бы их совершать. Данная карта ресурсов помогает наглядно сформулировать то, каким образом и в какие сроки будет реализован следующий этап на индивидуальном образовательном маршруте. Соблюдение этого плана может стать одним из важнейших пунктов на пути обретения такого важного качества, как самоорганизация — еще один важнейший навык, над которым ведёт свою работу тьютор. На данный момент серия тьюториалов апробирована на двух группах взрослых участников. Первая группа состояла из семи знакомых друг другу людей, не связанных профессионально с миром искусства; вторая — из десяти человек, в основном не знакомых друг другу и так-же не связанных по роду деятельности с искусством. На время прохождения серии тьюториалов были запущены поддерживающие чаты в WhatsApp, где участники могли обмениваться мнениями или задавать вопросы организаторам. Там же были задействованы мотивирующие ресурсы — «картина дня» и «новость дня» для поддержания погружения в арт-среду. Любимыми картинами или новостями могли делиться не только организаторы, но и сами тьюторанты. Приведем несколько примеров того, как продвинулись тьюторанты обеих групп и какие были получены результаты работы. Напомним, изначальный запрос, с которым участники пришли на тьюториал был «Хочу разбираться в искусстве, но не знаю с чего начать». Итого, «хочу разбираться…» превратилось в:
- хочу углубиться в искусство ХХI века, знать «звёзд» и понимать, почему NFT столько стоит;
- хочу знать и понимать, как исторический контекст породил те или иные стили в искусстве;
- хочу выйти на новый уровень эмоций;
- хочу уметь «прочитывать» картину с точки зрения ее замысла, техники исполнения, композиции и цветового решения;
- хочу прочувствовать дух Востока через искусство и в будущем организовать поездку в Японию.
- Каждый из участников при помощи наших тьюториалов смог не просто более четко сформулировать интерес и обозначить вектор движения, но и запланировал первые практические шаги:
- вступить в тематические группы и следить за актуальными событиями и новостями, завязать профессиональные знакомства;
- составить список живописных произведений, максимально полно описанных в профессиональном сообществе, и понять, на что обращают внимание знатоки;
- готовиться к походам на выставки заранее и искать дополнительную информацию после посещения;
- придумать форму фиксации полученной информации.
Дополнительно хотелось бы отметить, что данная серия тьюториалов не предполагает сопровождения профессиональными искусствоведами, так как работа идёт не с научными или академическими материалами и не направлена на передачу конкретных знаний, а больше с личностными запросами участников. Тем не менее, для проведения этих тьюториалов, безусловно, нужны ведущие, которым сфера искусства близка не только эмоционально, но и которые обладают более расширенными по сравнению с непрофессионалами знаниями в данной области. На примере данных онлайн арт-тьюториалов хотелось бы показать, что тьюторская поддержка может быть очень полезной во многих областях сегодняшней жизни, так как ресурсы для образования и самообразования настолько разнообразны и количество их так велико, что человеку, решившему получать дополнительные знания, не всегда просто разобраться в том, как построить свой образовательный маршрут. Мы можем говорить не только о школьниках или студентах, но и о взрослых тьюторантах, которых, безусловно, будет становиться все больше, ведь количество сфер и областей, в которых можно получать новые знания исходя из концепции lifelong learning, тоже постоянно растёт. Данная практика групповых асинхронных онлайн-тьюториалов может быть полезна преподавателям как в ВУЗах, так и в общеобразовательных учреждениях, может проводиться не только на узкопрофильных занятиях, но и использоваться как один из методов поддержания интереса к предмету изучения или более интенсивного вовлечения обучающихся в процесс освоения знаний. Нельзя не отметить, что преподаватели, освоившие подобные методы тьюторской поддержки обучающихся, также могут способствовать тому, что школьники и студенты будут более осмысленно проводить время свободное от занятий. Преподаватели смогут осуществлять навигацию деятельности учащихся во внеурочное время, помогать им более глубоко и осмысленно осваивать интересующие их предметы, самостоятельно находить нужную информацию, выстраивать самообразовательные маршруты. Возможно, именно такие преподаватели с тьюторскими компетенциями смогут не просто обеспечить передачу знаний своим ученикам, но и обучить их необходимым в условиях настоящей жизни навыкам самонаблюдения, самоорганизации, рефлексии и осмысления прожитого опыта, планирования дальнейших образовательных шагов, и в целом, привить чувство ответственности за свою настоящую и будущую жизнь.
Литература
1 . Тоффлер Э. Шок будущего [Пер. с англ.: Е. Руднева и др.] — М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 557 с.
2. Понукалина О.В. Труд и свободное время в дискурсе потребительских практик / Журнал «Социологии и социальной антрополо-гии». — СПб., 2011. №5 — С. 201–218.
3. Фуко М. Забота о себе. — Киев: Дух и литера, М.: Грунт, 1998 — 282 с.