Технология развития критического мышления как средство тьюторского сопровождения формирования у обучающихся self skills
 /  Библиотека / Тьюторство в государственной школе / Тьюторство в открытом образовании / Тьюторство в сельской школе / Тьюторство в старшей школе / Технология развития критического мышления как средство тьюторского сопровождения формирования у обучающихся self skills

Технология развития критического мышления как средство тьюторского сопровождения формирования у обучающихся self skills

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

Технология развития критического мышления как средство тьюторского сопровождения формирования у обучающихся self skills

Хачатрян Эля Ванушевна, ГАОУ ВО МГПУ, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования ИНО, кандидат педагогических наук elialogos@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления для реализации тьюторской деятельности, направленной на формирование таких self skills, как самоопределение, самостоятельность и самоорганизация; представлен технологический инструментарий, используемый на этапах создания текстовой образовательной среды, осуществления инструментальной навигации и масштабирования.

Ключевые слова: Тьюторское сопровождение, технология, текстовая образовательная среда, инструментальная навигация, критическое мышление, технологические приёмы, стратегии, самоопределение, самостоятельность, самоорганизация.

В условиях динамичного развития современного общества и непрерывных изменений, пронизывающих различные сферы деятельности человека, современному человеку важна ориентация на формирование не только hard skills и soft skills, но и особой группы компетентностей — self skills, которая позволяет заниматься «построением» самого себя и ориентирует его на самопонимание, самоорганизацию, самоопределение. Известно, что в подростковом возрасте происходит так называемый «скачок» в психофизиологическом развитии. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей действительности, возвращается «к себе». Одновременно он пытается найти свое место в окружающем мире. К этому времени человек обладает уже достаточно зрелым мышлением, способностью понимать и анализировать те или иные явления действительности. В его психике появляются совершенно новые качества — склонность к самоанализу, самоконтролю. В то же время осознать и освоить культуру self skills самостоятельно подростку достаточно сложно. Существенную помощь в этом может оказать тьютор или педагог с тьюторской компетентностью, владеющий технологиями открытого образования, в том числе технологией развития критического мышления [1; 4; 3]. Сопровождение тьюторами или педагогами с тьюторской компетентностью процесса формирования у обучающихся таких self skills, как самоопределение, самостоятельность и самоорганизация, помогут им самим выделять учебные приоритеты и видеть свои цели в образовании, рефлексировать основания собственного выбора и самостоятельно выстраивать стратегию достижения своих целей, используя для этого необходимые ресурсы. Приведем концептуальные основания использования тьюторами и педагогами с тьюторской компетентностью технологии развития критического мышления как ресурса формирования у школьников личностных компетентностей в сфере самоопределения, самостоятельности и самоорганизации. Во-первых, это основные положения педагогической философии конструктивизма, на которых базируются технологии открытого образования, в том числе технология развития критического мышления. Во-вторых, это те базовые принципы, которых необходимо придерживаться при использовании технологии развития критического мышления, и представленный в её арсенале технологический инструментарий (стратегии, приемы): отказ от обладания истиной, взаимная ответственность, активное общение, сотрудничество и рефлексия [6]. В-третьих, это основные характеристики технологий открытого образования: открытость по отношению к предмету, возрасту и различным организационным форматам работы [2]. Отметим, что базовую модель технологии развития критического мышления (её стадии «вызов» — «смысловая стадия» — «рефлексия») мы соотносим с реализацией тьюторского действия (его этапов: создания открытой образовательной среды, осуществления образовательной навигации и масштабирования) [5]. При этом мы учитываем специфику работы в технологии развития критического мышления: использование текстов в широком смысле этого слова (информационных, художественных, в том числе дискуссионного содержания, произведений искусства, видеоматериалов: документальных и художественных фильмов, мультфильмов, видеолекций и т.п.), что даёт возможность тьюторам и педагогами с тьюторской компетентностью уже на первой стадии работы в технологии создавать текстовую образовательную среду, обладающую всеми характеристиками открытой образовательной среды. Использование широкого набора приёмов и стратегий технологии для работы с текстами позволяет осуществлять технологическую навигацию. Реализация одной из основных задач стадии рефлексии (третьей стадии технологии) — организовать новый «вызов» — создаёт условия для выхода обучающихся на новый масштаб образовательной деятельности. Сопровождение тьюторами или педагогами с тьюторской компетентностью процесса формирования у тьюторанта таких self skills, как самоопределение, самостоятельность и самоорганизация, помогут обучающимся (тьюторантам) самим выделять учебные приоритеты и видеть свои цели в образовании, рефлексировать основания выбора, его перспективы, и понимать, что для реализации своих учебных или образовательных целей необходимо проанализировать имеющиеся ресурсы, и при необходимости обратиться к кому-нибудь за помощью или кооперироваться с другими. Рассмотрим, как тьюторами или педагогами с тьюторской компетентностью может быть организована работа в технологии развития критического мышления, направленная на становление навыков самоопределения, самостоятельности и самоорганизации. Прежде всего, отметим, что эту технологию педагоги (учителя и тьюторы) могут использовать для организации тьюторских консультаций и тьюториалов (индивидуальных или групповых). Для выстраивания дальнейшего продуктивного взаимодействия с учеником (тьюторантом) и понимания особенностей его характера, навыков общения, образовательных интересов, на наш взгляд, целесообразно на первом этапе провести индивидуальную консультацию с каждым обучающимся. Это даст тьюторанту возможность обсудить с тьютором или педагогом с тьюторской компетентностью значимые для него вопросы, связанные с его учебной или образовательной деятельностью и сформулировать познавательный запрос. С учётом этих задач индивидуальную консультацию можно провести как беседу по заранее подготовленным вопросам. Результатом такой встречи-консультации станет определённый образовательный продукт (например, личностно-ресурсная карта предметного интереса школьника). Поскольку тьютор или педагог с тьюторской компетентностью может сопровождать процесс формирования self skills параллельно у нескольких тьюторантов, то по итогам проведения первой индивидуальной консультации у каждого учащегося будет своя личностно-ресурсная карта предметного интереса с зафиксированными на ней предметными областями, представляющими наибольший интерес для тьюторанта. Эти карты могут стать основанием для организации и проведения с обучающимися группового тьюториала с использованием технологии развития критического мышления. На этом тьюториале тьютор или педагог с тьюторской компетентностью организует групповую работу по презентации образовательных интересов обучающихся (тьюторантов) в соответствии с их личностно-ресурсными картами предметного интереса. Каждый учащийся (тьюторант) на стадии вызова представляет кратко содержание своей карты, а остальные в это время фиксируют идеи, схожие с их идеями (используется технологический приём «Общее — уникальное» (в центре круга записываются общие идеи, отражающие содержание карты, а в кругах, пересекающихся с центральным, каждый учащийся распределяет те идеи, которые не нашли отражения в общем кольце). В процессе вербализации своих мыслей у тьюторанта могут возникнуть вопросы для дальнейшего исследования, которые он сможет обсудить с другими школьниками и тьютором (или педагогом с тьюторской компетентностью). Затем можно организовать групповую работу обучающихся, объединив их по схожим ключевым идеям для совместного составления плана-графика по реализации общей части личностно-ресурсных карт предметного интереса. План-график включает список источников для изучения, порядок и сроки работы над этими источниками. По составленному группой плану каждый берёт на себя ответственность за поиск определённых текстов (книг, лекций, учебников, видеоматериалов, статей и др.) и их переработку, перевод в графическую форму (с этой целью можно использовать технологические приёмы, например, «кластер», «двухчастный» или «трёхчастный» дневники, «плюс  — минус  — вопрос», «концептуальную таблицу», «фишбоун» и др.), готовит аннотации к ним в соответствии со сроком, указанным в плане-графике. Таким образом, образовательными продуктами такого группового тьюториала будут заполненная форма «Общее — уникальное» и составленный на основе общих познавательных интересов школьников план-график. Проанализируем, как организация деятельности школьников в технологии развития критического мышления даёт возможность направить образовательный процесс на формирование навыков самоопределения, самостоятельности и самоорганизации. Во-первых, каждый школьник во время представления другими личностно-ресурсных карт не просто записывает идеи, схожие с идеями относительно своей карты, но в то же время он корректирует и уточняет свой образовательный интерес и начинает чётче видеть образовательные цели. Во-вторых, оформляя «Общее  — уникальное», обучающийся выбирает через фиксацию в кругах, пересекающихся с центральным, те аспекты своего интереса, которые остались за пределами общих образовательных интересов. В-третьих, в результате такой организации тьюториала самостоятельность школьника (тьюторанта) проявляется и в том, что каждый начинает понимать и осознавать необходимость кооперирования с другими для реализации своего образовательного интереса, самостоятельно принимать решение и брать на себя ответственность. И наконец, составление плана-графика по общим образовательным интересам с распределением ответственности за выполнение каждым индивидуального задания, — такой вид деятельности обучающихся направлен на формирование у них навыков самоорганизации. Таким образом, в данной статье мы рассмотрели в качестве иллюстрации лишь один из многих возможных вариантов организации работы тьюторов или педагогов с тьюторской компетентностью с использованием технологии развития критического мышления по формированию некоторых составляющих группы личностных компетентностей: навыков самоопределения, самостоятельности, самоорганизации.

Литература

  1. Дудчик С.В., Ковалева Т.М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий / Биз-нес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369–375.
  2. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании. Сб. статей. М.: МИОО, 2008.160 с.
  3. Ковалева Т.М., Хачатрян Э.В. Технология развития критического мышления в тьюторской деятельности / Педагогика, № 5, 2020. С. 66–72.
  4. Теров А.А., Кузнецова Е.И. Посредническая функция тьютора в условиях сопровождения проектной деятельности тьюторан-та // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества. Материалы XI Международной научно-практической конференции (XXIII Всероссийской конференции) 30–31 октября 2018 г. / Москва, ООО «Издательство Ресурс», 2018. — 256 с. С. 33–41.
  5. Хачатрян Э.В. Организация нaстaвнических сессий на основе технологии развития критического мышления с участием серебряных наставников / Тенденции развития науки и образования. № 73, Часть 7 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2021. — 160 с. С. 11–14.
  6. Steel,J., Temple, C., & Meredith, K. Reading and Writing for Critical Thinking. Set of Guidebooks. OSI: NY,1997–98.

 

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости