Самоопределение педагога и открытие новых возможностей в осмысленном учении подростков

Самоопределение педагога и открытие новых возможностей в осмысленном учении подростков

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

Самоопределение педагога и открытие новых возможностей в осмысленном учении подростков

Монасевич Зоя Леонидовна, Педагогический институт Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, г. Владимир, zoyam@ai33.ru

Кежутина Ольга Владиславовна, МБОУ «СОШ № 26», учитель г. Владимир, sakura.1004@yandex.ru

Лапкина Диана Александровна, МАОУ «Промышленно-коммерческий лицей», учитель г. Владимир,  dianasmolova@gmail.com

Аннотация: Статья описывает опыт переустройства образовательного пространства под детские вопросы о математике на основе честного анализа неудачного занятия через переосмысление ценностных установок педагогов и организацию динамической образовательной среды для самовыражения и проявления личных смыслов ее участников.

Ключевые слова: Ценностные принципы педагогов, динамическая образовательная среда, личные смыслы, подростки.

Традиционный взгляд педагога направлен больше на изменения у детей, выработку тех или иных качеств, передачу различных знаний. Но редкие педагоги готовы остановиться в ситуации, когда не случается содержательной встречи с детьми, не обвиняя учеников, и пересмотреть не только свои методы работы, но и ценностные принципы. Ведь «В университетах существует догмат, который не высказывается профессорами, это догмат папской непогрешимости профессора.» [1] Именно этот догмат существует в сознании и у современных педагогов, мешая выстраиванию живого образования. Опыт переосмысления и отказа от данной догмы с целью выстраивания продуктивной работы случился у педагогов летом 2021 г. во время организации и проведения Всероссийского летнего образовательного проекта “Юные исследователи”. Участниками проекта стали подростки г. Владимира и области, республики Марий Эл, Москвы и Московской области в возрасте от 11 до 15 лет. При раскрытии темы проекта «Автор — это я!» целью стало самостоятельное творчество и индивидуальный авторский подход участников к предложенным задачам и ситуациям. Участники погрузились в изучение категории авторства. В первый день сессии они подняли много вопросов, связанных с этим понятием, например: Откуда автор берет идеи? Могу ли я быть автором? Как устроены и на каких принципах известные нам математические языки? Можем ли мы стать авторами нового математического языка? Как устроены языки программирования и чем они отличаются от привычных языков? Далее участников ждали многочисленные мастер-классы, в том числе был организован мастер-класс по математике, задачей которого было разобраться с детскими вопросами по этому предмету. Мастер-класс опирался на идеи Л.Н. Толстого, описанные в 4 разделе Азбуки «Арифметика». Л.Н. Толстой вводит понятие числа через натуральный счет в прямом и обратном порядке, счет группами и разные формы записи числа (римской, славянской, при помощи счет и арабской), а также различные системы счисления (двоичная, пятеричная и т.п.). «По арифметике избегайте сообщения определений и общих правил, упрощающих счет. Ни на чем так не заметен вред сообщения общих правил, как на математике. Чем короче тот путь, посредством которого вы научите ученика делать действие, тем хуже он будет понимать и знать действие» [2]. «…заставляйте производить как можно больше действий, и поправляйте не потому, что сделано не по правилу, а потому, что сделанное не имеет смысла» [2]. Такое введение понятия числа позволяет самостоятельно обобщить способы работы с числовым материалом и выйти на преимущества позиционных систем счисления. Проведение мастер-класса разделили на 2 дня. В первый день планировалось исследовать разные системы счисления (позиционные и непозиционные). А во второй более глубоко раскрыть понятие позиционной системы счисления и ее виды. Первое занятие началось с того, что ребятам раздали нечетное количество фасоли, каждый получил более ста штук, и предложили посчитать их количество. Однако, у детей возникла проблема с подсчетом, даже у старших ребят. Планировалось, перейди от натурального счета к обозначениям, но неумение группировать стало проблемой. Участники считали фасоль по порядку, не объединяя в группы, и если они сбивались, то им приходилось считать все сначала. Далее ребят попросили записать это число своим авторским способом. В ходе рассуждений все числа были разделены на 2 группы: придуманные значки и собственный алфавит. У ребят особый интерес вызвало число, записанное римскими цифрами. Они начали рассуждать, в чем отличие их записи от римской. После чего ребята вспомнили и о других «забытых» формах записи чисел. Рассуждения привели к славянской системе счисления. Когда участников мастер-класса спросили про разницу этих систем, то не было получено ответов. У детей были разные предположения, но даже наводящие вопросы не помогли ребятам выйти на то, что вес каждой цифры не зависит от ее позиции в числе, в отличие от славянской системы и арабской. Тогда дали карточки с таблицами перевода в римскую и славянскую системы счисления. Участники попробовали перевести свои числа в разные системы, но даже это не помогло им понять отличие одной системы от другой. Организаторам пришлось самим указать ребятам на отличие и объяснить его, хотя планировалось, что ребята сами откроют этот «секрет». В обсуждении итогов первого дня было отмечено, что у некоторых участников был большой интерес к созданию авторской записи цифр и чисел, но отмечены и следующие недоработки с стороны организаторов:

  1. не учтен слабый уровень подготовки детей, то есть недостаточные

способности к обобщению, самостоятельным предположениям и выводам;

  1. занятие было организовано как школьный урок, что напугало ребят и затруднило работу;
  2. занятие не стало откликом на основные потребности подростков в движении, испытании своих способов;
  3. у большинства участников не было эмоционального отклика.

При анализе работы и построении следующего занятия были не только разобраны методические ходы, но и ценностные установки педагогов — организаторов. Одна из ценностей — это давать материал для самостоятельного обобщения, ведь «Наука есть только обобщение частностей. Ум человеческий тогда только понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил. … Задача педагогики есть, следовательно, наведение ума на обобщение, предложение уму в такое время и в такой форме таких частностей, из которых легко делаются обобщения.»[3] Еще поняли, что предполагались те или иные качества участников мастер-класса, а это породило иллюзию и неверные ожидания от работы, и не позволило учесть разноплановые возможности для про-явления детьми математического понимания. В ходе педагогической рефлексии произошел переход от понимания человека как способного к чему — либо к человеку, который открывает новые возможности как своей личности, так и возможности образовательного пространства.Поэтому было принято решение кардинально поменять идею второго дня мастер-класса. На занятии было построено динамичное пространство работы и организована в игровой форме «кругосветка». Было 10 станций, на каждой станции участники получали задание, связанное с системами счисления, выполняя которое, получали маериалы для конструирования авторских счет, ведь счеты  — это наглядная демонстрация позиционной системы. Каждая станция имела принципиально разную практическую математическую работу, которая позволяла сделать детям свои обобщения. Например, на двух станциях учились складывать и вычитать с помощью русских счет. Участники решали примеры, проверяя свои догадки о способах работы на них. Руководители станций совместно анализировали детские версии и выходили на правильность использования этого устройства. Четвертая станция — спичечная головоломка с римскими цифрами. Предлагалось передвинуть в каждом равенстве спички так, чтобы равенства стали верным. Было возможно несколько правильных ответов. На шестой станции учились считать в различных системах счисления (двоичной, пятеричной, восьмеричной) с помощью фишек. Ребята придумывали разные способы счета. На каждой станции был личный прирост, который мы могли наблюдать через индивидуальное понимание, оригинальные фразы. Собрав материалы для конструирования, ребята преступили к созданию счет. У детей получились счеты в пятеричной, двоичной и других системах. А позже участники представляли свои изобретения всем участникам проекта, которые выбрали другие мастер-классы. По результатам второго дня мастер-класса можно сделать следующие выводы: игровая форма даже для подростков была ближе и интереснее; результатом занятий является понимание позиционной и непозиционной систем; ребята научились производить математические действия в различных системах. Такая перефокусировка с прямого предмета изучения на применение своих обобщений и пониманий в конструировании математического устройства, активизировала участников и позволила проявить личные смыслы, перейти от информированности к личному опыту в открытии новых знаний через решение практических задач. «Именно включение в процессы перемасштабирования или переформатирования можно обсуждать в качестве базовых образовательных процессов, в ходе которых происходит высвобождение человеческой энергии и актуализация человеческого потенциала в образовании» [4, c.197]. Итак, способность педагога остановиться, признать несостоятельность своих способов работы в ситуации отказа детей от взаимодействия или потери содержательного контакта, переосмыслить не только методы работы, но и явить главные свои ценностные ориентиры, самоопределиться в них, позволяет перейти от состояния педагога — исполнителя к состоянию человека с личной позицией. Такое прояснение ценностей помогает в выстраивании новых образовательных практик, где могут проявиться личные понимания и действия его учеников.

Литература

  1. Толстой Л.Н. Воспитание и образование.
  2. http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/vospitanie-i-obrazovanie.htm
  3. Толстой Л.Н. Азбука. Книга 1. Для учителей.
  4. http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/pedagogika/azbuka/1-dlya-uchitelya.htm
  5. Толстой Л. Н. Воспитание в свободе. — 2005.
  6. Попов А. А., Проскуровская И. Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения //Вопросы образования. — 2007. — № 3.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости