Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности
 /  Библиотека / Книжная полка тьютора / Тьюторство в открытом образовании / Тьюторство в цифровой среде / Цифровая среда. Вопрошание / Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности

Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности

Только что вышел четвертый номер журнала «Мир образования – образование в мире» за 2023 год. В этом номере опубликована статья Веры Даниловой и Вадима Карастелева «Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности». В статье обсуждается возможность использования собственных вопросов учеников для активизации их познавательной деятельности и повышения интеллектуальной самостоятельности. Опираясь на современную логику и методологию, авторы утверждают, что умение самостоятельно ставить и совершенствовать вопросы является необходимым условием как мышления, так и самостоятельной учебной деятельности. При этом современная школа не только не учит ставить вопросы, но и исключает ситуации, где ученики могли бы это делать. Дан обзор современного мирового опыта интеграции собственных вопросов учеников в учебный процесс. Авторы описывают разработанные ими методики организации вопросов учеников, направленные на понимание и написание текстов по содержанию учебных предметов.

Рецензия

На статью В.Е. Карастелева и В.Л. Даниловой «Собственные вопросы учеников как условие интеллектуальной и познавательной активности»

Представленная статья посвящена очень актуальной для современного образования и обучения теме – формированию практики постановки вопросов учеников, рассматриваемых как условие их интеллектуальной и познавательной активности. Для раскрытия этой темы авторы описывают ситуацию в школе и проблемы, заставляющие вводить подобную практику, предлагают обзор современного мирового опыта интеграции собственных вопросов учеников в учебный процесс, подробно характеризуют техники интерактивного вопрошания, которые необходимо ввести в современную школу.

Можно согласиться с тем, что в школе ученики практически не ставят вопросов по содержанию изучаемых предметов, но что вопрошание способствует становлению активного мышления, навыкам коммуникации, создает условия для эффективного решения задач, с которыми столкнутся молодые люди, выйдя из школы.

Очень интересен анализ зарубежного опыта в этой области, особенно работ Джеймса Диллона в книге «Вопрошание и преподавание», подчеркивающего, что существует сотни различных способов обеспечить и поддерживать ученическое вопрошание.

Что авторы понимают под «интерактивным вопрошанием», методики которого они разрабатывают последние восемь лет? Следующее: для постановки вопросов выделяется специальное время; ученикам предлагается самостоятельно сформулировать свои вопросы по выделенной проблеме или теме; все сформулированные вопросы становятся материалом для групповой работы, что требует от участников понимать и учитывать чужие вопросы; искусственно увеличивается время между вопросом и ответом; подчеркивается ценность вопросов, на которые участники обсуждения не могут быстро найти ответ, обсуждается их роль и возможности дальнейшей работы с ними. Безусловно, такое понимание продуктивно.

Но особенно ценными для преподавателей и методистов должны быть представленные в статье техники интерактивного вопрошания, которые авторы разработали и опробовали в школе: «вопросно-ответная дешифровка», «улитка знания», «дерево вопросов и ответов». Авторы отмечают, что для статьи были отобраны преимущественно техники интерактивного вопрошания, используемые на уроках истории и обществознания, но они применяются и на других предметах, например английского языка, географии, литературы; для предметов естественнонаучного цикла, например физики используются другие техники, построенные на принципах интерактивного вопрошания.

В целом статья производит хорошее впечатление: она написана хорошим языком и понятно, опирается на большой фактический материал и опыт авторов, четко аргументирована. Нет сомнения, она заинтересует педагогов и научных сотрудников. Статья В.Е. Карастелева и В.Л. Даниловой «Собственные вопросы учеников как условие интеллектуальной и познавательной активности», безусловно, может быть рекомендована для публикации.

Главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, профессор В.М. Розин

Данилова_Карастелев_Собственные вопросы учеников-2023

Данилова_В_Карастелев_В_Рецензия

Related Posts

Цифровая среда. Вопрошание
Что может открыть работа с нейросетью и использование интерактивного вопрошания студентам магистратуры тьюторства (видео)

12 октября 2024 года, в рамках Дней науки Московского городского педагогического университета, прошла сессия под названием «Как искусственный

Последние новости, Цифровая среда. Вопрошание
Школа самоопределяемого образования: визитка проекта

Визитка проекта «Школа самоопределяемого образования» Контакты vprutin@gmail.com Руководитель – Вадим Евгеньевич Карастелев Краткое описание проекта Проект ориентирован на тех,

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета, со-координатор сетевого сообщества «Лаборатория интерактивного вопрошания» Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости