Лазарева Л.И. Тьютор для ребенка в ДОУ
 /  Вопрос - ответ / Лазарева Л.И. Тьютор для ребенка в ДОУ

Лазарева Л.И. Тьютор для ребенка в ДОУ

В последнее время к моим коллегам, а также ко мне лично стали обращаться люди, которые воспринимают тьютора, как помощника по уходу за ребенком, репетитора и пр., а также гаранта для получения заявленных государством услуг (в частности бесплатного дошкольного образования для детей с ОВЗ). С целью ответа на вопрос «Нужен ли ребенку с ОВЗ тьютор?» публикуем одно из писем и  ответ на него.

 

*****************************************************************************************************************************

Доброго времени суток, Лада Игоревна!

        Я – мама ребенка с РДА (ранний детский аутизм), ему 6 лет и он ходит в обычный садик. В школу через полтора года. Заведующая настаивает на том, чтобы мы нашли взрослого, который бы ходил с ним в садик (мой сын 2 раза убегал за территорию садика через ворота, а во время занятий он находится в спальне) и я оплачивала его работу. Я слышала про специальных людей- тьютеров, труд которых оплачивает государство. Подскажите, пожалуйста, как мне быть в этой ситуации? В управлении образования говорят тоже самое, что таких людей нет и сопровождение должна оплачивать я – их аргумент, что я получаю пенсию на ребёнка, а значит, у меня есть для этого средства.

С уважением, Наталья

*****************************************************************************************************************************

Добрый день, Наталья.

Благодарю Вас за вопрос.

        Появление в Российском образовании профессии ТЬЮТОРА «обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, основными характеристиками которых являются множественность линий развития, …непрерывность движений и изменений», отсутствие заданных границ и рамок. В профессиональном стандарте тьюторского сопровождения деятельность тьютора описана, как «педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП (Индивидуальная Образовательная Программа) лицами разных возрастов и на разных ступенях образования». Глобально цель тьютора состоит в том, чтобы «создать в процессе обучения такие условия, в которых каждый человек смог бы проявиться наилучшим образом», будучи «субъектом собственного культурного самоопределения и саморазвития». Основным принципом работы тьютора, является «принцип «расширения» образовательного пространства» каждого обучающегося до преобразования в открытое образовательное пространство, которое «не формирует заранее заданный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. А основным содержанием работы тьютора с ребенком дошкольного возраста является «поиск, отбор и использование самых различных ресурсов развития ребенка с учетом особенностей, возможностей и ограничений той среды, в которой он растет» (Ковалева Т.М., Буланкина Н.Е., Иванова О.Л., Конова Н.Г., Лазарева Л.И., Морозова А.В.).

Но вернемся из научных сфер к нашим реалиям. Несмотря на то, что профессия «тьютор» уже с 2008г. официально введена в реестр должностей, а в РФ «гарантируется общедоступность и бесплатность… дошкольного образования» и «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья» (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»), тьюторов очень мало. В условиях запуска программ по интеграции детей с ОВЗ в типовые образовательные учреждения при одновременном сокращении спецучреждений дефицит тьюторов с образованием очевиден. Это дает возможность учреждениям, ссылаясь на необходимость тьюторского сопровождения, отказывать родителям детей с ОВЗ в посещении типовых учреждений. При этом понятна позиция представителей ДОУ, у которых ограничены педагогические и финансовые ресурсы для обеспечения безопасного нахождения ребенка в учреждении.

На основании неоднократных обращений с подобными Вашему случаями, возникает предположение, что у родителей в первую очередь есть запрос на получение возможности посещения дошкольного учреждения (которую обеспечивает наличие тьютора), а не на само тьюторское сопровождение. Учитывая, что работа тьютора с образованием – высокооплачиваемая услуга, думаю, возможны следующие варианты решения:

1. Пригласить тьютора на период адаптациии (встраивания) в группу;

2. Договориться с представителями учреждения о тьюторском сопровождении 1-2 раза в неделю (остальное время сопровождает другой человек, например, студент педагогического ВУЗа);

3. Найти тьютора с неоконченным образованием (в качестве практики);

4. Стать тьютором для своего ребенка (пройти обучение).

 

Для активации поиска специалиста для Вашего ребенка могу разместить Ваше письмо на Тьюторской страничке.

 

С уважением, Лазарева Лада Игоревна.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости