ТЬЮТОРСКИЙ СЕЙШН: ВСХОДЫ.
 /  Конференции, форумы и т.д. / ТЬЮТОРСКИЙ СЕЙШН: ВСХОДЫ.

ТЬЮТОРСКИЙ СЕЙШН: ВСХОДЫ.

ТЬЮТОРСКИЙ СЕЙШН: ВСХОДЫ.

Прошел месяц после того, как завершил свою смену лагерь “Вперед, в будущее!”, который в этом году официально назывался Всероссийским фестивалем деятельностных проб, а еще – это был Тьюторский сейшн-2018.

Хочу рассказать, как “прорастают” на нашей почве семена, посеянные сейшном.

17 апреля в своем Лицее 44 я проводила мастерскую для педагогов и старшеклассников, которую так и назвала: “Сейшн”. Сейшн – это “маленькая жизнь”, но в школе, после уроков, да еще в будний день, на это всего два часа! Спасибо пермскому периоду иркутской эры – там были примеры того, как можно сделать маленькие модельки с большим смыслом.

То, что мы сотворили с тринадцатью старшеклассниками и семью учителями – это, конечно, не классическая мастерская. Но у нас, по договоренности с детьми, формула такая: мастерская – это место, где конструируется новое знание. О себе, о мире. В общем, всеми вместе и самим собой. Вот и конструировали понимание сейшна.

Конечно же, в сценарий мастерской были положены идеи из лагеря. Сначала – знакомство (надо же было и за ручку поводить, и с закрытыми глазками, и потаскать друг друга за локотки). Но какое же знакомство, если все друг друга знают?! Поэтому “новое знакомство” в три такта: “я люблю”, “я не люблю” и “я хорошо умею”. И – “общественное признание”: кто кого по-новому узнал и за что заценил. Потом – “Позитивная движуха”: “потопталки”, “попыхтелки”, “покричалки” и “поспинепостучалки”. Следующий такт – в трех группах “тьюториалы”: один тьюторант со своей проблемой, а остальные – тьюторы, задают вопросы по кругу. Тьюториалы, конечно, игрушечные – по пять минут – но всё по-настоящему. Тьюторантами захотели быть одна учительница и двое девушек. И я видела, как в каждой группе почти сразу забыли, что “по кругу”, потому что или трудно было задать вопрос, или, наоборот, нестерпимо хотелось. После “тьюториалов” – рефлексия: “Согласны ли вы с утверждением, что часто мы задаем вопросы не для того, чтобы понять, а для того, чтобы ответить?” И потом – “общественное признание”: “Чей вопрос больше всего продвинул?” Затем у нас был малюсенький “хакатон”: придумать слоган для сейшна. Взяла ту же идею объединения в группы, что и в лагере – по цвету глаз, но миксовала участников беспощадно: придумывали в одном составе, репетировали в другом, а декламировали в третьем. И на всё про всё – 15 минут. И вы знаете – смогли сыграться! А потом я смиксовала еще и “бал” с “волшебными поцедурами”. И опять проблема: какой-такой бал может быть в школьном кабинете, хоть и пустом?! И все же “танец воздушных поцелуев” всех привел в восторг! С гендерной пропорцией у нас было сложновато: записались на мастерскую четверо парней, а пришли только двое, но зато третьим был новый молодой харизматичный психолог (я видела, как он старался мне подыграть!). Поэтому “танец прикосновений” с разделением “девочки-мальчики”, да еще с закрытыми глазами – это тоже было классно! Рефлексия: “Мне казалось, что выстроилась очередь желающих меня погладить!”

Ну а в конце собрались в рефлексивный круг (мы им завершаем все мастерские) и каждый, кто хотел, мог ответить на вопросы: “Что есть сейшн?”, “Когда случился сейшн?” и “Что после сейшна?”. Говорили, и откровенно, и вместе, и поврозь, и все попеременно.

Но главное-то открытие случилось у меня! Я, собираясь в Пермь на тьюторский сейшн, держала в голове группы и микрогруппы. Взаимодействия в них мне не хватило: не хватало опыта и времени. Но теперь я поняла, что лагерь – это и было то музыкальное произведение, которое мы собрались и сыграли!

На мастерской невозможно было смоделировать главное содержание сейшна – пробы, студии, проекты. Понятно, что модель семидневного интенсива не уложишь в два часа. Но такая задача и не ставилась. Она решалась уже в другом месте.

23 апреля на собрании нашего Чувашского регионального отделения МТА мы проводили мастер-класс «Тьюторский сейшн: как это бывает». Вот здесь как раз и удалось

более подробно рассказать о том, как было организовано образовательное пространство лагеря «Вперед, в будущее!». Что такое деятельностная проба? Откуда берутся так называемые «профессионалы»? Как сделать так, чтобы тьюторант не только приблизился к образу своего будущего, но и замыслил следующий шаг уже сейчас, в настоящем? Эти вопросы вызвали неподдельный интерес у всех, кто участвовал в мастер-классе. И все пришли к единому выводу: о тьюторском сейшне недостаточно послушать – надо выезжать и непосредственно участвовать в таких событиях!

А семена сейшна в лицее проросли еще и на другой почве. На днях у нас проходил традиционный ежегодный Фестиваль науки “Познание и творчество”. Надо сказать, что к толкованию понятия “наука” мы тоже относимся весьма вольно – для нас “наука” – это область открытий. Разных. Поэтому идет Фестиваль две недели, в этом году в программе было целых 53 секции (плюс два Лицейских бала): это и конференции, и мастер-классы, и квесты, и турниры, и конкурсы, и коммуникативные бои. Самое главное – половину из них организуют дети самостоятельно. И вот, в этом году (спасибо за пробу на сейшне моему тьюторанту Александре и «профессионалу»-тьютору Марии Миневич) для организации Фестиваля мы впервые создали логистическую группу из пяти старшеклассников, которые взяли на себя ВСЕ организационные вопросы: и сбор заявок на проведение секций, и составление программы, и создание ресурсной карты событий Фестиваля, по которой каждый мог проложить свой маршрут, и освещение событий, и подведение итогов. Можно смело утверждать, что для логистической группы, да и для многих школьников, организовавших свои секции, это стало самой настоящей деятельностной пробой!

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости