Информационный обзор «Анализ и оценка качества условий и результатов индивидуализации образования» (Кушнир С.В.)
 /  Реализация президентского гранта / Информационный обзор «Анализ и оценка качества условий и результатов индивидуализации образования» (Кушнир С.В.)

Информационный обзор «Анализ и оценка качества условий и результатов индивидуализации образования» (Кушнир С.В.)

Кушнир С.В.

Анализ и оценка качества условий и результатов индивидуализации образования

Информационный обзор для проекта по гранту МТА

Анализ публикаций последних лет позволил выявить в проблематике индивидуализации образования в России следующее.

Индивидуализация образования рассматривается как элемент модернизации системы образования, основанной на личностно-ориентированном подходе, как средство обеспечения современного качества образования [2, 4, 5, 28, 31, 34, 35, 41, 54, 57, 59, 65, 68, 71]. Формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования становится чрезвычайно важной целевой ориентацией [65]. Любой элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект (принцип вариативности и открытости образования) [34].

Существует тезис о том, что набирающая силу идеология индивидуализации выражает, прежде всего, протест против единообразия школы и стремление к преодолению обезличенности массового образования [41].

Индивидуализация образования стала одним из ключевых компонентов инновационной деятельности [13, 34, 43, 63, 68].

Тьюторское сопровождение при реализации принципа индивидуализации отвечает актуальным задачам современного образования и может быть принято в качестве одного из наиболее актуальных направлений совершенствования профессиональной деятельности современного преподавателя [41, 62, 74].

Тьюторство рассматривается как новая профессиональная практика в российском высшем образовании, способствующая его индивидуализации [53].

Изучая методологические основы индивидуализации, современные исследователи опираются на исторические труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна: «Процесс индивидуализации имеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктом различных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим [56, 64]. А также на гуманистические теории развития личности, обучения и воспитания К. Роджерса, К.Н. Вентцеля, А.Б. Орлова, В.А. Сухомлинского и др. [37].

Современные научные исследования (монографии, диссертации) касаются, в частности, актуальных проблем педагогики индивидуализации; проектирования студентом индивидуальной образовательной траектории в условиях информатизации образования; изучения ведущих трендов развития образования в XXI веке: индивидуализации, персонализации, персонификации; социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста; рассмотрения индивидуальной образовательной траектории школьника как средства достижения личностных результатов; и др. [2, 11, 29, 31, 55, 61]

 

Ознакомиться с ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ обзора.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости