Как побороть усталость от онлайна онлайном?

Как побороть усталость от онлайна онлайном?

Ваши соцсети и почта, как и мои, наверное, засыпаны предложениями о различных онлайн-мероприятиях: от курсов повышения квалификации до одноразовых вебинаров? Вы уже и сами можете, порой, проводить их не хуже, а живые встречи становятся в диковинку? Тогда мы с вами в одной лодке и, как ни странно, другого пути, по крайней мере, до окончания пандемии, у нас, в общем-то, и нет — надо искать особую форму организации коммуникации в онлайне. На мой взгляд, подобная коммуникация должна давать возможность осмысления того о чем человек думает, что делает и что планирует в доброжелательной атмосфере с людьми разделяющими его ценности, которые могут выступить наставниками или тьюторами по запросу. Т.е. в итоге должно происходить, как писал методолог Г.П. Щедровицкий, уплотнение смыслового поля. В нашем неформальном сообществе — лаборатории интерактивного вопрошания мы разрабатываем такие форматы и предлагаем участникам их попробовать на себе и отрефлектировать полученный опыт.

С этой целью на прошедшей в конце октября международной тьюторской конференции с Натальей Сомовой мы провели мастерскую интерактивного вопрошания с использованием техники «Дырявое зеркало». Ранее я писал о том, как проводилась эта техника на Летнем университете тьюторства в очном формате и что из этого вышло, а теперь мы провели ее в онлайне и получили крайне интересный опыт. Ниже представлены два развернутых комментария, отзывы участников и ссылка на полное видео. На наш взгляд практикование подобных техник в микро-сообществах вполне может помочь в качестве протеза (но не заменить живые встречи!) в условиях тотального онлайна.

Наталия Сомова, магистрант 2 курса МГПУ «Тьюторство в образовании», тьютор, руководитель сети центров дополнительного образования «Школа Успешных» (г. Вологда), автор и ведущий онлайн-курса по скорочтению и быстрой обработке информации для взрослых:

«В рамках XIII международной научно-практической тьюторской конференции состоялся мастер-класс по вопрошанию, где стояла амбициозная задача рефлексивной сборки первого дня конференции. Вся работа велась онлайн через Zoom и с использованием доски Jamboard. Хочется отметить широкую географию участников: Москва, Пермь, Чайковский, Вологда, Астрахань, Владивосток, Томск, Тамбов, Чебоксары и другие. Участники из разных городов были введены в общее смысловое поле мастер-класса, каждый получил свою персональную доску для работы, но при это имел возможность переходить и на другие фреймы, наблюдать за главным экраном.

Один доброволец представлял свои результаты публично, проговаривая ещё и голосом вопросы, сомнения, осмысления, остальные вели открытое заполнение на своём фрейме. Техника «Дырявое зеркало» постепенно погружает участников в содержание предмета сборки, проявляя глубже собственные смыслы. Мы честно вышли за регламент времени, но как можно спешить, если мы собирали не только содержание, но и ценности. Было сложно и нам как организаторам, ведь нужно было разных людей с разным опытом и рефлексивностью погрузить в единое направление работы, и участникам — они попали в сложное поле рефлексивной сборки первого дня конференции. Результаты и эффекты нашей мастерской иначе как интеллектуальной магией не назовёшь. Из плоского пространства услышанных и заданных вопросов мы перешли в многомерное пространство программы конференции, наложенной на собственные опыт и знания, существующие и рождённые смыслы, задуманные и нерешённые задачи, явные или неосознаваемые цели. Участники были удивлены и благодарны, мы как организаторы и наблюдатели увидели ещё больший масштаб глубины и применения данного инструмента!

В очном формате данную технику мы реализовывали на Летнем университете тьюторства, тогда для меня было открытием, что, задавая общую профессиональную тему, каждый участник говорил больше про собственные смыслы, и это казалось случайно созданным. Сейчас же, объединив в онлайн-среде разных людей из разных городов, стало понятным, что «Дырявое зеркало» формирует специально организованное пространство для рефлексии, где входящая информация конференции организуется в собственные вопросы и смыслы, формируя дальнейшие планы по развитию своих интересов и проектов. Именно глубокая многомерная рефлексия является результатом работы, а не шансовым эффектом. Сами участники в обратной связи фиксируют, что они в ходе мастер-класса перешли от формального содержания конференции к присвоению данной информации, глубокому пониманию личных смыслов относительно тем и докладов. Они отмечают актуализацию смыслов, но что важно — и рождение новых, ранее не осознаваемых, не проговорённых. Из ситуации замешательства, сумбура, «каши в голове» в начале мастерской участники перешли в спокойную сосредоточенность на собственных смыслах, сфокусировались на важном. Один из участников отметил, что техника помогла обрести себя.

Я, как со-ведущая мастерской, могу отметить, что наблюдение за тем, как из достаточно плоского пространства по разным причинам запомнившихся добровольцу вопросов создавалась многомерная картинка содержания, вписанного в личный опыт, собственные смыслы и горизонты — счастье исследователя и магический по притягательности процесс (как наблюдение за огнём и водой).

Ещё одно важное наблюдение — мы практически не фиксируем вопросы. Мы вспоминаем темы, людей, отдельные факты и фразы, а вот чтобы вспомнить вопрос — требуется время и преодоление внутреннего сопротивления. Конечно, у участников не было задачи записать вопросы первого дня, потому и любые первые два вопроса давались очень сложно, зато позволили активнее включить мыслительный процесс, так важный для глубокой рефлексии”.

Лариса Антропянская, руководитель Томского регионального отделения и федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации:

«Сегодня я была субъектом технологии «Дырявое зеркало». Летом я «пассивно» участвовала в ее апробации для себя, но я видела, как непросто было тому, кто выполнял ее публично. И все же рискнула! Начало очень непростое, приходится на глазах «изумленной публики» выполнять ответственное действие, нагруженное как содержательно, так и личностно. Мне казалось, что все смотрят на меня и ждут, когда можно будет накинуться с оценкой. Естественно с не очень позитивной. И тем удивительней было путешествие вглубь технологии, когда на каждом следующем шаге ситуация становилась все безопасней, я все больше включалась в содержание, загорался интерес, появлялись глубинные смыслы, сначала рабочие, профессиональные, потом горизонт расширялся и появлялось странное ощущение личной смысловой глубины и ширины охвата содержания. Наверное, такое случается в жизни, такие переходы происходят (где? когда?), но очень редко так стремительно и зримо. Состояние меняется с каждым шагом. Айсберг переворачивается. И вот, пройдя через волнение азарта, я попадаю в зону спокойствия, уверенности и стабильности. И уже неважно — смотрит ли кто на меня, оценивает ли? В мире появляются реальные очертания. Смысл обретен. Удивительное ощущение. Это было испытание Героя. Как психолог я понимаю, насколько важно пройти испытание, чувствуя все и осознавая чувства. Конечно, мне очень важно то, что я для себя открыла. В технологии полного тьюторского действия это называется масштабирование. Но еще важнее то, как я это открыла, как я это пережила».

Другие участники мастерской выполняли задание на своих фреймах доски Jamboard, а затем им было предложено дать «обратную связь» по схеме 4F: Facts, Feelings, Findings, Future. Вот, что написали участники:

1.Факты. «У меня лично произошел переход от формального отношения к содержанию первого дня, к осмыслению актуального проекта (к деятельности), к более глубокому пониманию смысла деятельности и личностному осознанию смысла пленарного дня конференции для меня». «Появилось осознание, что мир изменился». «Я поняла, что такое организованная рефлексия!!!! Без такой специальной работы я не вышла бы на такой уровень осмысления!!!». «Произошло понимание того, что рефлексия — это не просто натуральный вопрос “Ну и что изменилось”? а специально организованная работа, технология!!!». «Техника способствует более глубокому осмыслению материала, полному присваиванию его». «В технике дана конкретная структура, стимулирующая рождение и детализацию личностных смыслов конкретного прожитого события». «Данная технология позволяет определить смыслы и расставить акценты, над которыми потом можно думать и с которыми можно работать в дальнейшем». «Произошла объективация эмоций, вопросов, содержательных треков, которые “бродили” в голове после первого дня конференции, произошло уточнение тех смыслов и тех позиций, которые я для себя сформулировала сама, рефлексируя первый день и утро второго дня». «Случился когнитивный диссонанс между названием мастерской и ее конкретным содержанием. Если про интерактивность в онлайне — тогда ок. Но я не поняла, почему технология называется “дырявой зеркало”: это замысел авторов, чтобы все потом догадались?». «Я заметила то, чего не замечала ранее (после конференции относительность темы, выступления спикеров), фокусировка на том, что меня волнует».

2.Чувства. «Смешанные…. уверенность, что изменения важны, неуверенность, что это пройдёт без потерь…». «Да здравствует святое недовольство самим собой!». «Я как будто обретала себя в процессе работы, возвращалась к себе». «Интерес, удовлетворённость от проделанной работы, чувство глубины, завершённости, целостности». «Лариса. целая палитра чувств от растерянности и ощущения, что почва уходит из под ног, от ощущения, что меня оценят и скажут, что что-то не так, до интереса, азарта, спокойствия и уверенности».

3.Находки. «Интересные люди, идеи, наработки». «Само по себе вопрошание с помощью этого инструмента — находка, эту технологию можно успешно применять в тьюторском сопровождении рефлексивных детей. Тех, у кого такая способность пока еще в зачаточном состоянии, эта работа может раздражать и отдалять от тьютора». «Новая методика, которая структурирует информацию и можно применять в педагогической и психологической практике». «Новый инструмент и технология работы со своими мыслями, ощущениями, чувствами». «Как технология позволяет обретать себя».

4.Использование в будущем. «Освою и буду использовать на грядущем дистанте. Да и если он не грядет — все равно новый хороший инструмент». «В ближайшем будущем… в рамках курсов повышения квалификации». «Хочется применять в практике». «Пока не очень понимаю. в рамках той деятельности, которую я сейчас осуществляю не вижу. Хотя может быть так можно провести рефлексию результатов тренинга….». «Хочется запомнить это надолго!!».

В этой публикации я не анализирую содержательную сторону вопросов, которые появились у участников относительно темы конференции, поскольку это представляет интерес для тех, кто в теме. Однако участники демонстрируют вполне определенную отчетливость в выявлении достоинств и недостатков пленарных докладов и их обсуждения, а также появлении тем “на подумать”. В принципе выявленные вопросы могут стать основой для обсуждения как в секциях второго или последующих дней конференции, так и на специальных семинарах, а в перспективе создания рабочих групп для углубленной проработки содержания.

Посмотрев полное видео с мастерской вы сможете составить свое собственное мнение, буду рад вашим комментариям.

 

Вадим Карастелев

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошания Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

Координатор страницы Тьюторство в дистанционном формате

Мухамедова Патима Усмановна

Мухамедова Патима Усмановна

fatymuh@vtomske.ru

Образование: Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1982 год. Место работы:
Муниципальное автономное образовательное учреждение Школа «Эврика-развитие», г. Томска.
 Координатор творческой группы тьюторов школы, тьютор-наставник, тьютор;
 Программа педагогической интернатуры по направлению «Сетевой тьютор» Ассоциации МАРО и Межрегиональной тьюторской ассоциации, 2018;
 Региональный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации.

 Крапивец  Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:
• Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.
• Педагогическая интернатура по направлению «Сетевой тьютор», Ассоциации «МАРО» и Межрегиональной тьюторской ассоциации, 2018 г.
• Региональный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Место работы:
• Муниципальное Автономное Образовательное учреждение средняя Школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор .
Профессиональные интересы
• Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
• Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
• Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики и в дистанционных формах обучения
• Организация рефлексивной деятельности школьников в образовательном событии
• Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости